Стихи О Роднике — подборка стихотворений

Стихи О Роднике — подборка стихотворений

Стихи О Роднике — подборка стихотворений
0
09 мая 2021

Родник – не просто источник питьевой воды,
это – живая нить, которая связывает нас
не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость

Цели:

  • дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей;
  • формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.

Предварительная работа: Экскурсия к благоустроенному роднику “Дегтярный” и загрязнённому неизвестному роднику. Дети читали стихи местных поэтов и находили стихи о местной реке и родниках, рисовали рисунки родников.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать загадку:

Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.

Учитель: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?

Вы слыхали о воде
Говорят она везде!

(Появляются три девочки одетые в синие платья и на голове у них кокошники в виде капли “чистой” воды)

В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманный заползает

Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.

Учитель: Где мы встречаемся с водой?

Дети приводят примеры.

Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад в Альпах. Для них слово “вода” равноценно слову “жизнь”, и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле

Учитель: Сегодня у нас в гостьях “Капельки”. Они помогут нам больше узнать о воде, о родниках.

1 капелька: Мы водяные капельки. Из таких же, как мы капелек, состоят ручьи и родники, моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Мы пришли к вам, чтобы провести по всем местам, где есть вода. Давайте отгадаем наши загадки и вспомним, где же есть вода:

(Капельки по очереди загадывают загадки)

1. Долговязый Тимошка
Бежит по дорожке. (Дождь)

2. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча)

3. Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

4. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

5. Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по лесенке
Узнаете меня. (Ручеёк)

2 капелька: Молодцы! Вы знаете, где встречается вода.

(Капельки показывают плакат “Капля воды дороже золота”)

Учитель: Прочитайте плакат. Это высказывание принадлежит великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Как вы думаете, почему он так сказал? (Ответы детей).

Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает. Хватит ли всем чистой воды, как вы думаете?

Дети: Хватит. Воды много.

3 капелька: Всякая ли вода пригодна для жизни?

Дети: Только пресная! Чистая.

Учитель: Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду?

(Ответы детей: реки, родники, озёра и т.д.)

Учитель: А везде ли вода чистая и её можно пить. Недавно мы побывали на родниках.

Давайте вспомним, что мы увидели.

Ученик: Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.

Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Ученица: Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.

Учитель: Ребята расскажут нам о роднике “Дегтярном”.

Группа детей рассказывает о роднике “Дегтярном”.

Дети показывают фотографии родника, читают стихотворение местного поэта Ю.П.Анненкова

Из-под земли ключами влага
Где склон крутой в ложбине бьёт…
И извиваясь, вдоль оврага,
Бежит ручей из чистых вод.

И не страшны зимы угрозы,
Он будет вновь существовать
Ведь даже крепкие морозы
Ручей не в силах заковать.

Сия история богата:
Недалеко был стройный лес,
Берёзы тут росли когда-то,
Из них и дёготь гнали здесь.

Но те события едва ли,
Дошли чтоб полностью до нас…
Овраг “Дегтярный” называли
(Так величают и сейчас).

Лежит за линией та зона,
Сейчас её приличный лик:
Ведь где ключи бьют из-под склона,
Из камня сделали родник.

Ручьём поспешным убегает,
Обмыв прибрежную траву,
Он с шумом камни омывает,
Впадая в речку Аткару.

Пожалуй, каждый им гордится –
Кто побывал в округе сей,
Где в жаркий день спешат напиться
Десятки жаждущих людей.

Учитель: Из истории нашего города известно, что местность родника Дегтярного оврага была покрыта густым лесом, куда опасались ходить люди, боясь водившихся там волков и медведей. По дну оврага били ключи. “Дегтярным родником” его назвали потому что там росло много берёз, с которых сдирали кору и гнали дёготь. Этот родник часто встречается в летописи города, как родник с чистой и хорошей водой. Но безжалостное время разрушило родник и он постепенно утратил своё значение как источник питьевой воды. И лишь спустя 220 лет со времени письменного упоминания “Дегтярный родник” родился заново, став не только источником отличной воды, но и новым местом отдыха горожан. Участие в этом благородном деле приняли многие предприятия и организации города, население. Все, кто работал на восстановлении родника, заслуживает самых добрых слов. И всё таки в первую очередь, нужно отдать должное главе Аткарского муниципального образования Ю.П. Кошелеву. Он был и душой, и инициатором, и организатором всех работ по возрождению родника в Дегтярном овраге.

Пройдут годы, а возрождённый родник, будет дарить людям не только чистую воду, но и радость общения с природой.

(Показываю рисунки родника “Дегтярного”)

Сейчас ребята расскажут о другом роднике, который мы посетили во время экскурсии.

(Показываю рисунки заброшенного родника)

Вторая группа ребят рассказывает о заброшенном роднике.

Ученик: Санитарное состояние родника на момент обнаружения — не удовлетворительное.

Донце и русло было завалено сухой травой, листвой, ветками, камнями. Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор – полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага. Спуск к роднику крутой, обрывистый. Территория вокруг родника не благоустроена.

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.

Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.

Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник. И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова.

Ученица: Мне очень жалко стало этот родник. Он напоминает старого человека, у которого нет родственников, и ему некому помочь. Я предлагаю взять шефство над этим родником, ухаживать за ним. Чтобы так же как и родник “Дегтярный” он радовал всех своей красотой.

(Капельки незаметно одевают кокошники с “грязной” каплей)

Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь,
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.

Учитель: Как вы думаете из какого родника эти капельки?

(Из загрязненного родника, который видели во время экскурсии)

Учитель: Почему вода может быть загрязнена?

Дети: Предприятия спускают в реке неочищенные стоки, моют машины около водоемов, оставляют мусор на берегах.

Капелька: Помогите, ребята, сохранить родник, сберечь меня и моих сестер чистыми и живыми.

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы помочь капельке?

Ребята предлагают взять шефство над заброшенным родником.

Учитель: Как мы будем беречь воду? (Ответы детей)

Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывает.

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.

Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.

1. Стихи Ю.П. Анненкова “Души прекрасные порывы” г. Аткарск. 2005 г.

2. “Родники Саратовской губернии”. А.А. Орлов, А.П. Зотов. Саратов. 2004.

3. Орлова Л. “Тайный код воды” – Минск: Современный литератор. 2006.

4. “Воспитываем бережливых” (из опыта работы МО учителей начальной школы ГОУ № 719).

5. Областной конкурс “Вода на Земле”. Исследовательская работа Трапезникова Л.Е.

Подборка изречений о родниках, которые можно использовать для оформления аншлагов

Родник – символ чистоты, плодородия и источник самой жизни.

Родник – источник чистой воды. Он утоляет жажду, наполняя жизнью и возобновляя наши силы.

Живи, родник, на радость людям!

В родник, откуда пьют воду, камень не бросают.

Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земли раскрывая.

На Руси к родниковой воде — истинно святое отношение. Маленькие светлые ключики, пульсирующие из глубины земли, кровь планеты, питают все великие реки. И совсем не случайно слова «род», «родной», «Родина» и «родник» имеют общий корень.

Родник — этот символ ассоциируется с жизненной силой и духовностью. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству. Во многих сказках говорящий родник помогал усталым путникам найти дорогу.

Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость

От всех невзгод родник спасает,
Как светлый лучик доброты.

Бессмертна вода родников –
Ясных душ, и лугов, и полей…
Н. Шумаков

Родник, из которого потекла вода, не иссякнет.
Народная мудрость

Помоги Роднику – грехи снимешь и "с души как бремя скатиться"

«Родник – божий источник».

Как человек, рождается родник,
Его рожденье так же велико.

Родник как девушка. Оставь его без внимания, и он высохнет.

Отец воды – родник, отец слова – ухо.

Родник — ты вечный всем причал,
Ты маг — источник вдохновенья,
В тебе начало всех начал.
Л. Заева

Стал для нас он тайною природы,
Этот милый маленький родник.
И несёт он нам не только воду,
Но и животворный, чистый миг.
Н. Ярославцев

Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
М. Прохорова

Нам всем бесценны и близки
Родного края родники.
А. Нестерова

РОДНИК — живительная влага,
РОДНИК – бодрящая прохлада,
РОДНИК – источник жизни на Земле…
Беречь его тебе и мне!
А. Нестерова

Как человек, рождается родник,
Его рожденье так же велико.
И так же звонок его первый крик,
И так же бьётся сердце у него.
В. Широков

Родники, источники, ключи,
Их не счесть – целебной благодати…
Л. Агузарова –Левакова

Родник. Родной. Земля родная. Родина.
Хрустальная слеза земли родной.
Н. Игнатьева

Высказывание известного журналиста — эколога .
Рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды… Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.

Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.

Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.

Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.

Здесь будто немигающий зрачок,
Совсем ручной и очень доброй птицы,
Глядит в глаза нам синий родничок
И приглашает нас воды напиться.

Из земли журчит Родник,
Чтобы в сердце Свет проник,
Чтобы радость от сознанья,
Что и ты – часть Мирозданья!
Родники вы мои, родники.
Цвет небесный, серебряно-синий.
Если будут звенеть родники,
Будет биться и сердце России.
О. Газманов

Берегите — эти родники …
Пусть они порой не глубоки
Может той — холодною водой
Протекает чья — то боль слезой.

Звенит родник, и солнышко смеётся
В лучах сияет купол золотой.
Был классик прав: мир красотой спасётся.
И щедростью своей. И добротой.

Ты как святыню береги.
И ручейки и родники,
Ведь даже капля в ручейке
Дает начало всей реке.

Чишмәләр иле син, Туган як!
Еракка китмәгез су сорап.
Бу җирдә таулардан көй алып,
Чишмәләр яшиләр чылтырап.
Ә.Исхаков

Их, яшисе иде озак мәңге.
Табигатьтән башка үле без,
Кемдер зарыгып бер йотым су сорый-
Чишмәләрнең кадерен белегез!

Чишмә — су чыганагы гына түгел, рухыбыз көзгесе.

Тау астында җырлап чишмә ага,
Камышлыкка кереп югала
Татлы суы, дәртле җыры белән
Гөлчәчәкле җирне сугара.

Җир яшәрә аның суын эчеп,
Ак каеннар яфрак яралар.
Таң алдында аның җырларыннан
Сандугачлар канатланалар.

Китап белем чишмәсе.

Чишмәләр — су чыганагы да, гүзәллек чыганагы да, җан тынычлыгы бирүче ял урыны да, экология дә, табигать чарасы да ул.

Чишмә – чисталык, сафлык, пакьлек билгесе.
Чишмә суы – авырткан йөрәкләргә шифа, сагынган күңелләргә дәва.
Чишмә – сәламәтлек нигезе.

Чишмә – тормыш чыганагы.
Чишмәләр – безнең рухи байлыгыбыз.

Юмартлыкчишмәсе –әхлак һәм киң күңелдә ул,
Ә яхшылыкның исеме һәрвакытта телдә ул.

Дөньяда ике могҗиза бар : берсе — чишмә,
Икенчесе –әлифба.

Һәр нәрсәнең башы-чыганагы була.
Ургылып аккан чишмәләрнең чыганагы таулар.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector