Узнала сегодня о Ольге Скороходовой (1914) — слепоглухой женщине, жившей в Белозерке (Херсонская обл.). В 5 она ослепла, а уже в 11 и полностью оглохла. Как не имея слуха, зрения и с уже росформировавшейся речью, эта девушка, а потом и женщина, смогла не только жить, творить, но еще и написать две книги ( «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир»,«Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»), стихи ( с рифмой, что неимоверно сложно для человека не слышащего!), а также стать научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Это просто чудо, которое доказываает, что нет предела человеческому разуму и силе воли. Вот один из ее стихов :
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю:
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу:
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,
Я соткала жизни красочный узор.
Если Вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки.
Что б была я с Вами, а не за стеной.
Содержание
Дубликаты не найдены
Сила воли
Привет всем!)
Работаю над стикерами для телеги, поэтому комиксы рисуются реже, не теряйте)
Вот что значит жажда отомщения
Танец смерти. Как пробежать 100 метров за минуту и стать героем
Самый жестокий забег в истории лёгкой атлетики состоялся в «Матче гигантов». Бегун из СССР финишировал в состоянии клинической смерти.
В мире спорта всегда есть место подвигу, хотя об этом в последнее время вспоминают всё реже. Однако между всевозможными допинг-историями, скандалами с медалями и другими отталкивающими подробностями современного спорта важно не забывать героев прошлого. В конце октября 1993 года в Тарту в возрасте 61 года скончался советский стайер Хуберт Пярнакиви. Он не участвовал в Олимпийских играх, не устанавливал мировых рекордов, но однажды явил собой пример настоящего спортивного героизма, поставив под угрозу свою жизнь ради успеха своей команды и победы Родины. Признание же пришло к Хуберту лишь спустя 12 лет после его подвига.
Первая победа в «Матче гигантов»
Летняя Олимпиада 1956 года стала поворотным моментом в развитии мировой лёгкой атлетики. Во время Игр в
Мельбурне лучшие легкоатлетические команды планеты договорились соревноваться не раз в четыре года, а гораздо чаще – так появились широко всем известные матчевые встречи, которые проводились почти каждый год с 1958-го по 1985-й. Три такие встречи выиграла сборная США, один раз была зафиксирована ничья и 15 раз победу праздновали советские атлеты. Разумеется, к самым первым встречам было приковано колоссальное внимание зрителей и прессы со всего мира, и накал борьбы позволил дуэлям двух сверхдержав получить прекрасную рекламу.
В 1958 году, когда состоялся первый «Матч гигантов», советская команда стайеров всё ещё переживала уход выдающегося Владимира Куца, который на Олимпиаде в Мельбурне завоевал золотые медали в беге на пять и десять километров. Заменить его были призваны более молодые атлеты, такие как Пётр Болотников и Хуберт Пярнакиви, показавшие лучшие результаты на чемпионате СССР на «пятёрке». Пярнакиви на первенстве страны отстал от победителя лишь на одну секунду, но во время сражения двух сборных прибавил и стал победителем забега, опередив не только Болотникова, но и быстрого американца Билла Деллинджера, который впоследствии стал призёром Олимпиады-64.
Хуберт и Билл показали одинаковое время, но судьи зафиксировали победу советского спортсмена, который пересёк финишную линию на доли секунды раньше. Так имя Пярнакиви впервые прогремело на весь мир лёгкой атлетики. Примечательно, что если бы Хуберт своему сопернику на последних метрах дистанции уступил, то сборная СССР первый «Матч гигантов» могла и не выиграть, ведь противостояние как раз завершилось с разницей в два очка в пользу советской дружины – 172:170.
Нечеловеческая жара в Филадельфии
Первое легкоатлетическое противостояние СССР и США проходило в Москве, а через год все сильнейшие атлеты двух стран съехались в Филадельфию. Американцы грезили о реванше, советские спортсмены же мечтали закрепить успех 1958 года победой в гостях. Под этой афишей и началась выдающаяся спортивная битва 1959 года.
В тот день, 18 июля, в Филадельфии стояла страшная жара – 33 градуса в тени. Но ещё более нечеловеческие условия создавала высокая влажность – порядка 88 процентов. Согласно воспоминаниям Болотникова, воздух был словно в парной, а выстиранная майка могла провисеть сутки, но не высохнуть. В такой бане и пришлось сражаться советским и американским атлетам на глазах у тысяч зрителей, собравшихся на стадионе «Франклин Филд», несмотря на жуткие условия. Многие болельщики в течение дня покидали трибуны на носилках, получив тепловой удар, но их соседи оставались на своих местах.
Первый день, во время которого проводились только мужские соревнования, подходил к своему завершению. Американцы вели со счётом 75:73, и пришло время для старта самого изматывающего вида спортивной программы – забега на 10 километров. Сборную СССР представляли Алексей Десятчиков и Хуберт Пярнакиви, команду США – Роберт Сот и Макс Труэкс. Правила подсчёта очков были просты: победитель приносил в копилку своей команды пять баллов, далее по местам – три, два и одно очко. За сход с дистанции атлет не получал ничего. Американцы в этих условиях рассчитывали сразу на восемь баллов: местная пресса сделала прогноз, согласно которому Сот и Труэкс должны были легко добыть победу. Но свою силу американцам предстояло доказать на дорожке.
Победа и две клинические смерти
Первые семь километров бег вели советские спортсмены. Темп был равномерным, размеренным, никто никуда не торопился, все выжидали. На восьмом километре вперёд рванулся Сот, а поддержать его решил Пярнакиви. Десятчиков и подотставший от него Труэкс решили, что при такой погоде стремительное ускорение сродни самоубийству, причём едва ли не в буквальном смысле этого слова. Подтверждение этой мысли не заставило себя долго ждать. Вскоре зрители стали свидетелями настоящей драмы…
В какой-то момент техника бега Сота начала разваливаться – было видно, что силы оставляют атлета, и на очередном вираже американец начал словно бы танцевать какой-то жуткий танец: перебирая ногами он
остановился, его мотало из стороны в сторону, а потом он просто рухнул на дорожку. Свидетелем всего этого был и Пярнакиви, в тот момент пробежавший мимо лежавшего Сота. Американец попытался встать, но упал вновь. Затем попробовал подняться ещё раз и вновь не смог. На кадрах хроники хорошо видно, как организаторы никого не подпускают к умирающему спортсмену – они рассчитывали на то, что он встанет и закончит забег, на счету ведь было каждое очко.
Жизнь Соту спас советский врач, прорвавшийся сквозь оцепление и сделавший атлету массаж сердца прямо на дорожке. Если бы не это, американец мог бы скончаться прямо на дистанции, на глазах у зрителей. К счастью, этого не произошло.
Спустя некоторое время резко сбавил Пярнакиви. К тому моменту равномерный бег Десятчикова позволил ему вырваться вперёд и даже финишировать первым, причём пробежав на круг больше, чем было необходимо. Судьи, шокированные произошедшим с Сотом, ошиблись в подсчётах, добавив по кругу не только Десятчикову, но и отставшему Труэксу. Как бы то ни было, Алексей уже ждал на финише товарища по команде и страшно переживал, как и все на трибунах: Хуберт на последнем вираже также начал танцевать «танец смерти». Его мотало в стороны, но он всё же продвигался вперёд и не позволял себе упасть. Рухнул он лишь за линией финиша – прямо в руки Десятчикова и врачей. Как стало известно чуть позже, последние 100 метров дистанции Пярнакиви, шатаясь и останавливаясь, преодолевал целую минуту! Хуберт тогда пережил клиническую смерть, но всё же был спасён врачами. А операторы на финише сумели запечатлеть как атлет, собрав остатки сил, сказал: «Надо… Бегать… До конца…»
Признание спустя 12 лет
Первый, мужской день сборная СССР всё же проиграла. Однако женщины, как и ожидалось, выступили более успешно и в итоге советские спортсмены во второй раз подряд выиграли «Матч гигантов» – 175:167.
Спортивные карьеры Пярнакиви и Сота, переживших клинические смерти и спасённых врачами, этим забегом были завершены – на высоком профессиональном уровне атлеты никогда больше не выступали. Хотя Пярнакиви позже продолжал соревноваться на республиканском уровне.
Алексей Десятчиков на Олимпийских играх в Риме занял четвёртое место. Макс Труэкс, который, закончив памятный забег третьим, тоже рухнул без сознания, продолжил соревноваться в составе сборной США, но ярких побед не добился. Главным успехом в его карьере стало шестое место на Олимпиаде-1960.
Долгие годы о спортивном подвиге Пярнакиви в Советском Союзе никто и не подозревал. Было известно, что он финишировал вторым, но о том, какой ценой досталось это второе место, заговорили лишь в 1970 году, когда на экраны вышел фильм «Спорт. Спорт. Спорт» , в котором была показана кинохроника забега 1959 года. Спортивных чиновников, вероятно, так сильно потрясли кадры документального фильма, что спустя несколько недель Пярнакиви было присвоено звание заслуженного мастера спорта.
Ещё при жизни атлета в Эстонии близ озера Вильянди ему был установлен памятник. Осенью 1993 года Хуберт скончался после продолжительной болезни, в одном из своих последних интервью сказав: «Для нас всех тогда это было нормой – биться до конца за сборную и Родину».
Прославлен тот боец, что верною рукою
Добьется, невредим, победного венца.
Но честь, двойная честь бесстрашному герою,
Кто ранен, весь в крови, но бьется до конца.
/О.Скороходова. Соратникам/
Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи…
Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.
Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала — она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.
Ольга Скороходова родилась 11 (24) мая 1911 года на Украине, в селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее родители — бедные крестьяне. В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 году угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала — батрачила у священника… Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым детством» до того дня, как я заболела».
В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.
О. И. Скороходова беседует с академиком Л. А. Орбели при помощи кожной чувствительности.
Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина… Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день — все одинаково. Только руки ей «рассказывали» о том, что происходит вокруг. Мать Оли — Мария Тимофеевна — делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом.
Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Скороходова пишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год… Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать…».
А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.
Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский (1923). «Для меня, — пишет Ольга, — началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».
Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.
Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.
Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве… Начитанность ее была поразительной. Русская и зарубежная литература — для нее родной дом, в котором все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения «Весна»:
Молодая весна многозвучий полна,
Прилетела из дальнего края.
Зашумели леса, заблестела гроза,
Пробужденье природы встречая…
Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха…
Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.
Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца — где он, что с ним? Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая дочь… Между Ольгой и отцом начинается переписка.
Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной женщиной. Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только хорошего отношения к себе — их человеческой любви и дружбы.
Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи…
По совету профессора Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир. (Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но… Восемь воспитанников было в школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков. Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.
Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.
В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой — единственного в мире слепоглухого научного работника — приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).
Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться…
Выработка стратегии и тактики общения с людьми — это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», — записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей на ее судьбой.
Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой — это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме — автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи…
Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:
Я прошла сквозь мрак и бури,
Я пути искала к свету, —
К жизни творческой, богатой…
И нашла! Запомни это!
О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них — «наука побеждать».
Стихотворение Ольги Скороходовой «Думают иные»
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю:
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу:
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,
Я соткала жизни красочный узор.
Если Вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки.
Что б была я с Вами, а не за стеной.