Стихи Осеевой Для Детей — подборка стихотворений

Стихи Осеевой Для Детей — подборка стихотворений

Стихи Осеевой Для Детей — подборка стихотворений
0
11 мая 2021

Страница 1 из 21

Солнце — в оконце,

Солнце — в оконце,

Для рук и для ног!
Страница 2 из 21

Начну я считать —

И вовсе не пять.

Считайте хоть сами:

Мой маленький брат.

Все тот же ответ.

Считаю по пальцам

Где пятый мой брат?

Ведь точно я знаю:

Пять сыновей.
Страница 11 из 21

Спи, мой мальчик.

Вот в саду упала груша.

Ночью тихою дорожкой

В красных шелковых сапожках

Сад обходит твой.

Он в меду купает сливы,

Ты увидишь, как красиво

Как заморских птичек стайки,

Тесно сбившись в ряд,

Что-то глухо прошуршало,

Это сквозь листву

Сверху яблоко упало

Спи, мой мальчик,

Вот опять упала груша…

Баюшки-баю.
Страница 12 из 21

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа.

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать

И Ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез:

— Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь.

Подняв, как оружье, иголки.

Бежал, ощетинившись. Еж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал.

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал!

Стемнело… И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка Еж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли,

И дедову внучку Ежинку

В корзинке назад принесли.

Пустили на мягкую травку:

— Дорогу домой ты найдешь?

— Найдет! — закричал из канавки

Взволнованным голосом Еж.
Страница 13 из 21

Мне «снегурки»-коньки подарили,

Я от радости громко запел:

«Тили-бом! Тили-бом, тили-тили!

Я таких никогда не имел!»

Мои песни весь дом оглушили,

И родителям я надоел!

Я таких никогда не имел!»

Мне сказали, чтоб пел я не дома,

И послали меня на каток.

Там один пионер незнакомый

Мне и петь и кататься помог!

Тили-бом, тили-бом, тили-тили!

Мы неслись по дорожке вдвоем!

Тили-бом, тили-бом — мы решили,

Что и завтра кататься придем!
Страница 14 из 21

Этот дождик озорной

Всюду бегает за мной

И сегодня и вчера…

Что за глупая игра!

Я в калитку — он идет!

Я домой — у двери ждет.

Каплей тихо у крыльца —

Кап-кап-кап! И нет конца!

Утром в школу я бежал —

Он до школы провожал.

Вышел я, иду домой…

Вот так так — и он со мной!

И решил я быть хорошим.

Плащ надел, надел калоши.

Я до вечера ходил,

За собой его водил,

Так водил, что он устал —

Отказался! Перестал!
Страница 15 из 21

Мама, ноги у меня

Все равно что два коня!

Я их утром запрягаю,

Я сапожки обуваю,

И бегу, бегу, бегу!

По дорожке скачут ножки,

Где вприпрыжку, где в галоп,

Звонко стукают сапожки.

Кони — рысью! Кони — гоп!

По камням и по пескам,

Через речку по мосткам,

По полям и по лугам…

Как я рад своим ногам!
Страница 16 из 21

В детский сад пришла чужая кошка,

В сильный дождь откуда-то пришла,

Постучалась лапкою в окошко,

На карниз уселась и ждала.

По стеклу сбегали быстро капли

На худое кошкино лицо,

Лапки серые в воде обмякли…

Мы открыли двери на крыльцо.

Все гурьбой мы бросились к окошку —

Сыпал дождь на головы с берез!

Первый я схватил чужую кошку,

Поднял вверх и в комнату принес.

Мы налили в блюдечко какао,

Накрошили сладкий пирожок…

Гостья выпила, сказала: «Мяу!»

По-кошачьи значит: «Хорошо!»
Страница 17 из 21

Удивительный наш дом,

Чудеса творятся в нем:

К нам шутник какой-то влез,

Зонтик дедушкин исчез.

В теплом мамином халате

Спали куклы на кровати,

Крепко спали — не слыхали,

Как халат тихонько сняли.

Положили на порог

Коврик маленький для ног,

А приходим со двора —

На пороге нет ковра!

Не ложится в спальне Катя:

Вдруг исчезнут все кровати?

Мама спрашивает строго,

Отчего хрустит дорога

Из буфета до порога.

Постучит сирень в окошко —

Катя смотрит в темный сад.

Прыгнет кошка, звякнет ложка,

«Кто там? Кто там?» — все кричат.

Петя сделал два засова:

Только самый младший, Вова,

Не боится никого.

Он шагает спозаранок

По двору, как петушок.

У него хрустит в карманах

Сладкий сахарный песок.

У забора за сараем

Есть веселая семья.

Вову любят, Вову знают,

Вову ждут его друзья.

Из халата лезет вата,

Зонт раскинулся шатром,

Тихо возятся щенята

В теплой ямке под зонтом.
Страница 18 из 21

Я до вечера гуляла,

Но Кудлатки не видала.

Не пришла гулять Кудлатка,

Не носила мне лопатку,

Не встречала звонким лаем.

Где она — не понимаю!

Утром я пораньше встала,

Прямо к будке побежала,

В будке тоже нет Кудлатки,

Но зато… лежат щенятки!

Да какие. Меховые!

Друг на дружку лезут в кучу,

И один другого лучше.

Я их сразу полюбила,

Теплым шарфиком прикрыла,

Имена им надавала…

Вдруг Кудлатка прибежала!

Поворчала, а потом

Помахала мне хвостом,

Языком щеку лизнула

И во весь свой рот зевнула.

— Спи, — сказала я Кудлатке.

Спит она. И спят щенятки.

Я на корточках сижу,

Крепкий сон их сторожу!
Страница 19 из 21

Льет осенний дождик,

Слава тем, кто строит

Кто свой труд тяжелый

Кто построил школу

И тебе и мне!
Страница 20 из 21

На лугу колхозном

За густой дубровой

В полдень лягут в травы

Потечет в подойник

Повернет корова голову свою

И как будто спросит:

Пусть ребята знают, что я им даю!»

Страница 3 из 21

Расчесала туча бороду,

Ветер вдруг ускорил бег,

И пошел кружить по городу

Пусть скорей мороз пожалует,

С ним и лыжи, и коньки.

То-то нас зима побалует

В эти ясные деньки!
Страница 21 из 21

Вьются капли весело

По крылечку прыгают,

Спать ложатся капельки

Ваши капли чистые

Пьет и поит зернышки,

Чтобы людям хлебушка

Страница 4 из 21

Проснулся я, слышу — залаял Дружок.

Гляжу — на кого он? На первый снежок!

Конечно, он не жил на свете зимой

И с горки еще не катался со мной.

Коньков не видал. Ну и лает, чудак.

А вот посмотрел бы на взрослых собак!

Они так и рвутся на первый снежок…

Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!

И если явился со снегом мороз,

Огнем загорится холодный твой нос,

И так тебе весело станет зимой,

Тебя не загонишь, пожалуй, домой.

Ты будешь кругами носиться, скакать

И снег, как метелкой, хвостом разметать.

Прокатишься с горки по гладкому льду,

Потом на каток я тебя поведу.

Веселые скоро наступят деньки!

Эх, жалко — не можешь надеть ты коньки!
Страница 5 из 21

МАЛЕНЬКИЙ ЦЫПЛЕНОК НА БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕ

Матери не знал он,

В крепкую скорлупку

Долго он стучал,

Знал, что надо выйти,

А куда — не знал.

Кто-то взял цыпленка

В теплую ладонь

Прошептал: «Не тронь!»

Подложил под чье-то

И цыпленку стало

Крылышки в тепле.

На большой земле.
Страница 6 из 21

Спит медведь. Уснула галка.

Сон сморил лису.

Я не сплю. Мне очень жалко

Бедный ежик, бедный ежик!

По ночам не спит.

Весь в иголках, лечь не может,

На бочок приляжет — колко.

Я б не мог всю ночь под елкой

Просидеть без сна.

Как себя он спать уложит?

Снял бы шкурку прочь.

Бедный ежик, бедный ежик,

Как тебе помочь?
Страница 7 из 21

В ГОСТИ К ЯГОДАМ

На березовой полянке

В гости Груню зазвала:

«Кушай, Груня, земляничку,

Для тебя созрела я.

А поешь — запей водичкой

Из студеного ручья!»

Съела Груня земляничку,

Запила ее водичкой,

Побежала на село.

А наутро все село

В гости к ягодам пришло.
Страница 8 из 21

Я поссорился с Митей,

А потом заскучал.

Я сказал ему: «Митя!

Я нарочно кричал.

Я нечаянно, Митя.

Я уже не сержусь.

Но ты тоже ведь, Митя,

Хороший гусь!»
Страница 9 из 21

Друг дружке поклонились

Два красных гребешка.

И, разгребая лапками

Навозный теплый сор,

Они ведут учтивый

Ты куд-куда идешь?

Шагаю прямо в рожь.

Возьми меня туда.

Ведь это далеко.

Мы после отдохнем. —

Пошли гулять вдвоем!
Страница 10 из 21

Валентина Александровна Осеева (1902—1969) – советская детская писательница. Половину своей жизни она посвятила воспитанию детей-сирот. Потомкам она оставила богатое литературное наследие.
Валентина Осеева родилась в 1902 году в Киеве. Раннее детство ее прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Но потом семья оказалась в тяжелом положении, и Осеевы вновь вернулись в Киев, где Валентина поступила в гимназию.
После Октябрьской революции 1917 года Валентина Осеева попыталась осуществить свою мечту стать актрисой. В 1920 году она поступила на актерский факультет института им. Н. Лысенко в Киеве. Во время учебы Валентина удачно исполняла характерные роли в маленьких сценках на сказочные сюжеты собственного сочинения. Кроме того, она с увлечением руководила театральной труппой, сочиняла стихотворения и писала лирические пантомимы для студенческих концертов. Однако окончить институт ей не удалось: в 1923 году семья переехала в Москву.
В. Осеева хотела продолжить обучение актерскому мастерству, но жизненные обстоятельства сложились иначе. На подмосковной станции Подсолнечная Ариадна Леонидовна Осеева, мать Валентины, и ее сестра Анжела работали в трудовой коммуне для беспризорных детей. Как-то раз, навестив их, Валентина увлеклась этой работой. Так начался плодотворный семнадцатилетний путь В. А. Осеевой как педагога-воспитателя. Эта работа не прекращалась и в дальнейшем. Уже став детской писательницей, Валентина Александровна продолжала решать в своих художественных произведениях все те же воспитательные задачи.
Работая в трудовой коммуне, Осеева поняла, что воспитывать детей нужно не нравоучительными нотациями, а силой примера. И здесь ей на помощь пришло искусство импровизации, которым она превосходно владела. Долгими зимними вечерами Валентина Александровна рассказывала своим маленьким подопечным, собиравшимся у горящей печи, истории с продолжениями. Иногда сюжетами рассказов становились события из жизни воспитанников коммуны. Эти истории, сочиняемые тут же, на ходу, подсказывали ребятам ответы на многие волновавшие их вопросы.
Ее имя вошло в детскую литературу незадолго до Великой Отечественной войны. Воспитанники Осеевой настояли на том, чтобы один из особенно полюбившихся им устных рассказов был записан и отправлен в редакцию. Это была история о мальчике-беспризорнике, воспитывавшемся в детском доме. Рассказ назывался «Гришка», он был напечатан в 1937 году в газете «За коммунистическое просвещение».
Рассказом «Бабка» Валентина Осеева начала свою серию «рассказов о морали», восстанавливая в советской детской литературе дидактические традиции Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Тепло, по-дружески, вела Валентина Александровна своего маленького читателя от рассказа к рассказу, раскрывая перед ним «что такое хорошо и что такое плохо». Писательница Осеева сразу нашла общий язык со своими читателями, так же как воспитательница Осеева находила общий язык с питомцами детских коммун и колоний. В своих произведениях В. А. Осеева, как правило, не формулирует вывод, предоставляя эту возможность своему читателю. Короткие и выразительные рассказы В. Осеевой все чаще стали появляться на страницах детских периодических изданий: в «Пионерской правде», «Дружных ребятах», «Мурзилке», «Затейнике» и «Пионере», а потом их издавали отдельными сборниками.
С 1941 года в книги Валентины Александровны приходит военная тема. Она пишет о детях, застигнутых войной и рано повзрослевших. Так, в сборнике «Будь героем», изданном в Детгизе в 1941 году среди произведений других авторов напечатан рассказ писательницы «Андрейка». В нем идет разговор о мальчишке, взвалившем на свои плечи заботу о доме вместо ушедшего на фронт старшего брата.
Самое известное произведение Валентины Александровны — рассказ «Волшебное слово». И хотя он был написан в 1944 году, его сюжет по-прежнему актуален. Ведь умение ладить с окружающими необходимо и в наши дни.
Валентина Осеева была не только прозаиком, но и поэтом. Ее стихи – это разнообразный мир детских чувств и впечатлений. Они обычно короткие, но выразительные; их форма образна, звучание музыкально и ритмично, а тональность добродушна и шутлива. Во многих своих поэтических произведениях Валентина Александровна, отражая непосредственность детского видения жизни, одухотворяет природу и животных. Лучшим стихотворением писательницы считается стихотворение «Ежинка».
В. Осеева была мастером «малых форм», но в ее литературном наследии есть и большие произведения. В 1947 году была опубликована первая повесть трилогии «Васек Трубачев и его товарищи». Еще до Великой Отечественной войны Валентина Осеева задумала большую повесть о жизни советской школы. Замысел был близок к осуществлению, когда началась война, и рукопись пришлось отложить. Когда же появилась возможность к ней вернуться, жизнь дополнила ее новым материалом. В. А. Осеева создавала свою книгу, когда уже были написаны и опубликованы героические повести А. Гайдара, Л. Пантелеева, Л. Кассиля. Нельзя было повторять сказанное, возвращаться к прежним образам и проблемам, необходимо было сказать новое слово, раскрыть новые характеры. И Осеева успешно справилась с этой нелегкой задачей. Умение проникать в жизнь, отличное знание детской психологии явились крепкой основой всей конструкции ее первого большого многосюжетного произведения. Повесть «Васек Трубачев и его товарищи» стала любимой книгой юных читателей. За это произведение писательница была удостоена Государственной премии.
Одно из последних произведений Валентины Александровны Осеевой, автобиографическая повесть «Динка», – ее большая удача. Много лет писательница работала над ним: оттачивала каждое слово, выбрасывала целые главы, переписывала эпизоды, стремясь вместить в книгу огромный мир своего детства, эпоху первой русской революции, множество людей, окружающих ее.
Выполняя настойчивые просьбы своих читателей, Валентина Осеева написала продолжение «Динки». Последняя книга «Динка прощается с детством» вышла в 1969 году уже после смерти писательницы. Юные читатели снова встретились со своей любимой героиней, с ее старыми и новыми друзьями. Прошли годы, выросла Динка, буйные кудряшки сменились толстыми косами, она перешла в старшие классы, к ней пришла первая любовь. Но она и в свои пятнадцать лет так же неуемна и горяча.
В 1983 году все увидели Динку на экранах телевизоров в трехсерийном фильме «Раннее, раннее утро».
В. А. Осеева придавала слову очень большое значение, потому что оно было главным в ее произведениях. Она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и ранить. Произведения писательницы востребованы и сейчас, и несомненно, будут интересны детям будущего. Они учат ребят доброте и отзывчивости, чувству уважения к старшим, прививают им умение дружить, не ссориться из-за пустяков.
Умерла Валентина Александровна Осеева 5 июля 1969 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector