Стихи Про Части Речи — подборка стихотворений

Стихи Про Части Речи — подборка стихотворений

Стихи Про Части Речи — подборка стихотворений
0
09 мая 2021

Мне очень нравится использовать в работе различные стихи. Они прекрасно развивают и память, и речь ребенка. А еще они хорошо помогают запоминать правила по русскому языку. Предлагаю вашему вниманию подборку стихов различных поэтов для работы над частями речи

Имя существительное

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.

Существительных в природе при любой найдёшь погоде.

КТО? И ЧТО? Вопрос задай и спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка, это кошка, это мышка.

На вопросы КТО? И ЧТО? Отвечать оно должно.

Вещи, люди и цветы, носороги и коты,

Сёла, города, планеты- это тоже всё предметы.

Небоскрёбы и мосты, уши, ноги и хвосты,

Звёзды, облака, кометы- это тоже всё предметы,

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они- СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Да, давно сказать пора: доктора и повара,

Журналисты и поэты- это тоже всё предметы.

До чего же все слова изумительные !

Не забудьте, все они- СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Женский род запомню я и скажу- ОНА, МОЯ.

Я запомню род мужской и тогда скажу- ОН, МОЙ.

Средний род- ОНО, МОЁ. Это правило моё.

Я после школы выполнял задание своё:

Вот стол- ОН МОЙ, тетрадь- МОЯ, пальто- ОНО МОЁ.

Три рода: женский и мужской, а также средний род.

Открыт учебник на столе, тетрадь в линейку ждёт.

И, осторожно взяв тетрадь, в ней гордо вывел я:

Мир- мой и солнышко моё, земля- она моя!

ЯИменительный падеж, и нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают и в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю!

Мои вопросы КТО? ЧТО? Ни с кем не спутает никто.

Я из дома убежал и до вечера гулял,

С дерева в сугроб нырял, без уроков жить мечтал,

Около костра плясал и вокруг двора скакал.

Но вот стою я у доски и вздыхаю от тоски,

ИРодительный падеж не забуду, хоть зарежь!

Если б я названия падежам давал,

Я б тогда дарительным Дательныйназвал.

Я всегда, как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу: маме, братику и псу.

А ещё КОМУ?, ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту, крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь, по земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу и тогда домой вернусь.

Если хочешь много знать, поскорей учись читать.

ЧтобВинительный запомнить, научилась я… летать.

Как взлечу под потолок, да махну через порог,

Вылетаю за окошко, курс держу я на лужок,

Ненавижу обвинять, буду всё перечислять,

ЧТО увижу и КОГО, назову до одного.

Вижу реку, вижу сад- называю всё подряд.

Вижу вишню, вижу сливу. До чего ж вокруг красиво!

Строят клуб не вдалеке, красят лодку на песке…

Хватит. В школу возвращаюсь, в класс влетаю налегке.

Чтоб от всех не отставать, слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять в падеже Творительном.

Что там долго говорить? Вот решился я… творить!

Карандаш с бумагой взял и пейзаж нарисовал:

Перед замком куст цветёт, под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол, за оградой лошадь ржёт

Я творю карандашом на листе своём большом.

Вид украсил я с трудом лесом, тучкой над прудом.

Вот я лист переверну и опять творить начну.

На уроке я скучаю. Что ж я лучше помечтаю.

Очень я люблю метать. Вот бы мне царевной стать.

Я мечтаю о короне, чтобы в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне, чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о серёжках, я мечтаю о сапожках,

вечерами в полумгле я мечтаю об орле,

буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе…

ой, мечтаю я уже о предложном падеже.

ВоскликнулИменительный: «Мой именинник тот,

Который изумительно науку познаёт!»

Того- сказал Родительный— я отрицаю, кто

Не может без родителей надеть своё пальто!

Тому- ответил Дательный— плохое имя дам,

кто не любил старательно уроки делать сам.

Того- сказал Винительный— я буду обвинять,

Кто книжку вразумительно не может прочитать.

С тем- заявил Творительный— я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

О том- сказал Предложный— я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может полезное для нас!

У норы добычи ждёт, притаившись, серыйкот.

Мышь осталась без хвоста, удирая от кота,

А теперь и за версту не приблизится к коту.

Крыса старая и та, видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом, чтоб не встретиться с котом,

Там дрожит и в темноте вспоминает о коте.

Как- то раз с большого клёна оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа

Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пес шмыг к зелёномулисту,

Лапой хвать зелёный лист, дескать, поиграем.

«Не хочу»,- парашютист головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова.

Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.

Определить число: Листья в поле пожелтели, и кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою от полуденных трудов.

Определить род, число, падеж

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, побежал по крыше,

Поиграл тихонько ветками черёмух,

Пожурил за что- то воробьёв знакомых,

И, расправив гордо молодые крылья,

Полетел куда- то вперегонку с пылью.

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят: любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать!

Чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат.

Томится лес весною раннею, и всю счастливую тоску,

И всё своё благоухание он отдал горькому цветку.

Определить склонение:

Не знаю, когда прилетел соловей, не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей, когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит: то слышится где- то свирель,

То что- то рокочет, журчит и стучит, то вновь рассыпается в трель!

Так четок и чист этот голос ночной, и все же при нем тишина

Для нас остается немой тишиной, хоть множеством звуков полна.

Найти существительные, определить…

Раку гусь твердил одно:

— ты ударь клешнёй о дно

И на берег из реки вылезь, мудрость изреки!

Я послушать выйду, рак

Рак ответил: «Вы- дурак

Существительные на –МЯ

В стародавнее древнее время в шалашах без окон и дверей

Жило – было мохнатое племя первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове вымя,

Как написать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы, угнетало ихбремя забот.

И страдали они от погоды без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя,

Над тем, как в булку превратить простоесемя,

С утра до вечера они чесали темя

Я сейчас прочитала вам песню из истории древних веков,

чтоб она получилась полезней, я включила в неё 10 слов:

есть имя в ней и племя, семя, пламя,

есть вымя здесь и темя, стремя, знамя,

а для того, чтоб облегчить учебы бремя,

вы повторяйте эту песенку все время.

Имя прилагательное

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Кто решился бы отныне, приходя домой усталым,

На зеленой спать перине под зеленым одеялом?

На рассвете умываться и зеленым- презеленым полотенцем вытираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным!

Скажите для начала, о чем я прочитала?

Это замечательное имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Урок подходит уж к концу и требует итога.

Его прошу вас оценить, но прилагательными только.

Каким он был: отличным, скучным, хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным иль поучительным? Каким?

Род и число (падеж)

Чтоб определить прилагательных род, вот тебе на память код:

Род прилагательных определяй по существительному! Запоминай:

Горе (какое?) тяжелое, песня (какая?) веселая,

Хлеб (какой?) теплый, дети (какие?) дружные.

От существительных вопрос задавай- правило это не забывай.

Оранжевое небо, оранжевое солнце,

Оранжевая зелень, оранжевый верблюд,

Оранжевые мамы оранжевым ребятам

Оранжевые песни оранжево поют.

По узкой тропинке гусиным шажком

Гусиное войско шагает гуськом.

Гусиное войско в гусином строю

В атаку идет под команду мою.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок я несу.

Зеленая шишка под ёлкой лежит,

Зеленая музыка где- то звучит,

Зеленый кузнечик в зеленой стране

Играет зеленую песенку мне.

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто, что делает, расскажет: чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит – все расскажет нам глагол.

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

У меня друзей немало, но я всех нарисовала:

Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит,

Света светит, Катя катит, Тоня тонет, дом стоит.

Я коня водой пою, песню солнышку пою:

— Ты свети, свети, светило, я хочу, чтоб ты светило.

Бабушка стала печь пироги, а внуки залезли на печь.

Ведро дало течь, и вода из него стала течь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Медведь, совсем не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.

«Не» с глаголами

Не выучил — не делай, не знаешь – не спеши.

С глаголами отдельно частицу «не» пиши.

Не бегал, не прыгал, не пел, не грустил,

Не спорил, не дрался и стекол не бил,

не ползал под партой, бумаг не бросал,

и вместе с глаголами «НЕ» не писал.

Завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок НЕ дергать за косички,

Никогда с братишкой НЕ драться за обедом,

На уроках больше НЕ говорить с соседом.

Я согласен даже НЕ рисовать на карте,

Я согласен даже НЕ танцевать на парте.

Но НЕ смейте делать мне никаких упреков,

Если даже я и НЕ выучу уроков!

Нам сказали — в Новый год Дед Мороз к нам в дом придёт.

Мы НЕ ели, мы НЕ пили, никуда мы НЕ ходили,

НЕ гуляли, НЕ играли – Дед Мороза в гости ждали.

Оказался он не дед, а дядя Вася – наш сосед.

Время глагола

Этот хитренький глагол себе время изобрел:

«Ухожу» кричит сегодня, а вчера, — кричит,- «ушёл»,

Завтра скажет: «Я уйду». Позавидуйте ему!

Прошедшее время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем со мной,

Как ярко цветы полыхают весной!

А в будущем времени сможем узнать,

Как будут ребята расти и мужать!

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

Прошедшее время

Была я малышкой, играла пустышкой,

Гуляла с братишкой и с няней – мартышкой.

Я пела, плясала, над книжкой зевала,

Цветы собирала, о чуде мечтала.

Но время бежало, и я подрастала,

И скоро узнала, что взрослою стала.

В понедельник я стирала, пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач, весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла, а в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье позвала на день рождения.

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Поиграл немного ветками черемух,

Пожурил за что – то воробьев знакомых.

И, расправив гордо молодые крылья,

Полетел куда – то вперегонку с пылью.

Настоящее время

Сейчас я живу в небольшом зоопарке

И каждый мой день пребываю в запарке:

Я в школу бужу по утрам малышей, кормлю их, купаю от ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю, игрушки за них убираю,

Мету, отмываю, кручу, кипячу, хвалю и ругаю, шучу и ворчу.

Так мчится мое настоящее нисколько меня не щадящее.

Летит без крыльев и поет, прохожих задирает.

Одним проходу не дает, других он подгоняет.

Будущее время

В понедельник или в среду я все брошу и уеду,

И оставлю их одних – безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт на какой- нибудь курорт.

Как начну я там форсить- платья модные носить,

Буду плавать, буду прыгать, буду всех с ума сводить!

Когда море надоест, запланирую отъезд

И вернусь обратно к ним, к безобразникам моим.

Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу,

— Обобщить и систематизировать грамматический материал по теме, повторить изученные ранее орфограммы.

-Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание.

— Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

-Карта путешествия. Музыкальный материал для проведения физ.минутки.

Заранее подготовить детей — дать им выучить стихотворение “Серьёзный разговор” и стихотворения про части речи (для итога урока).


    Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.

(Запись числа, классной работы)

– Ребята, в русском языке есть необычное государство под названием ГРАММАТИКА. В этом государстве есть столь же необычный и необыкновенный город под названием РЕЧЬ. Давайте узнаем, что же за жители живут в этом городе?

Тех, кто живёт в Москве, называют москвичами, мы с вами живём в городе Белово – и нас называют – беловчане, а тех, кто живёт в городе с названием РЕЧЬ, называют — ЧАСТИ РЕЧИ. А чтобы узнать, для чего же в русском языке нужна грамматика, послушаем стихотворение, которое нам приготовили ребята. Называется оно – “Серьёзный разговор”.

Грамматика, грамматика —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Сочиняя поздравленья,
Помни правила склоненья
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы-
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться
Обмануть учеников.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

— Давайте посмотрим, сможем ли мы пройти по карте этого необычного государства и попасть в ГОРОД — РЕЧЬ. В путь!

2. Минутка чистописания.

— Посмотрите на карту. Мы с вами находимся в БУКВОГРАДЕ, где живут буквы. Буквы задали нам задание на минутку чистописания.

-Внимательно посмотрите на данную запись.

— К этим словам нужно подобрать слова, противоположные по смыслу.

( мокрый, мир, мелкий, молодой, мягкий)

-Что вы заметили?

(Все слова в правом столбике начинаются с буквы М. Все слова — это имена прилагательные, а слово мир- существительное)

-Молодцы. Мы будем писать сегодня букву М в сочетании с другими буквами.

-Определите порядок следования букв в этом ряду?

( последняя буква в каждой ячейке становится первой)

— Напишите данный ряд букв в тетради до конца строки в указанной последовательности.

3. Словарная работа.

— Мы выполнили задание жителей Буквограда, теперь нам предстоит переплыть МОРЕ ЗАГАДОК.

— Давайте запишем отгадки через запятую.

1.Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. (автобус)

  • Я зашёл в зелёный дом
    И недолго пробыл в нём.
    Оказался этот дом
    Быстро в городе другом.(вагон)
  • 3.Бежать,бежать-
    Не добежать.
    Лететь, лететь-
    Не долететь. (горизонт)
  • 4. Неживая, а идёт,
    Неподвижна, а ведёт.
    (дорога)
  • 5.Шумело на просторе
    Золотое море.
    Пароход пришёл,
    Поел и ушёл.
    Он идёт, волну сечёт,
    Из трубы зерно течёт. (комбайн)
  • 6. Он в безбрежном океане
    Туч касается крылом.
    Развернётся над лугами
    Отливает серебром.
    (самолёт)
  • 7.Что за чудо, что за ящик?
    Сам певец и сам рассказчик.
    И к тому же заодно,
    Демонстрирует кино.
    (телевизор)
    — Что это за слова?
    (это словарные слова)
  • 8. Что по проводам
    В дом приходит к нам?
    По ночам, когда темно,
    Освещает дом оно?
    (электричество)
  • — Давайте проведём проверку: вставим в слова пропущенные буквы.

    (Дети по желанию выходят к доске и вместо пропущенных букв ставят соответствующую рыбку с написанной на ней буквой)

    — Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях оценку 5. Если допустили1-2 ошибки-“4”, более двух ошибок — оценка “3”.

    4. Закрепление полученных знаний.

    1. Вот мы с вами приплыли к острову ЧУНГА-ЧАНГА.

    -Посмотрите, нас встречают жители этого города. Что это за жители?

    (имя прилаг., имя сущ., глагол)

    — Как назвать этих жителей общим словом?

    — Жители этого города потерялись, давайте поможем им встретиться. Поиграем в игру “Определите часть речи”.

    (На столе вразноброс лежат слова)

    -Задание: распределить слова по столбикам ( Дети выходят по цепочке к доске и прикрепляют слово в соответствующий столбик с частью речи)

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно
    Adblock
    detector