Стихи Про Гамлета — подборка стихотворений русских поэтов о Гамлете

Стихи Про Гамлета — подборка стихотворений русских поэтов о Гамлете

Стихи Про Гамлета — подборка стихотворений русских поэтов о Гамлете
СОДЕРЖАНИЕ
0
11 мая 2021

Содержание

Диалог Гамлета с совестью — Марина Цветаева

— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— Гамлет!

На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…
— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.
— Но я её —
(недоумённо)
любил??

***

«Я — Гамлет. Холодеет кровь» — Александр Блок

Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот.

***

Гамлет — Б. Пастернак

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

***

Иосиф Бродский

РОМАНС ПРИНЦА ГАМЛЕТА
(Из поэмы «Шествие»)

Как быстро обгоняют нас
Возлюбленные наши.

Видит бог,
Но я б так быстро добежать не смог
И до безумья.
Ох, Гораций мой,
Мне кажется, пора домой.
Поля, дома, закат на волоске,
Вот Дания моя при ветерке,
Офелия купается в реке.
Я – в Англию.
Мне в Англии НЕ БЫТЬ.
Кого-то своевременно любить,
Кого-то своевременно забыть,
Кого-то своевременно убить,
И сразу непременная тюрьма –
И спятишь своевременно с ума.

Вот Дания. А вот её король.
Когда-нибудь и мне такая роль…
А впрочем нет…
Пойду-ка прикурю…
Гораций мой, я в рифму говорю!

Как быстро обгоняют нас
Возлюбленные наши.
В час безумья
Мне кажется – ещё нормален я,
Когда давно Офелия моя
Лепечет языком небытия.
Так в час любви, и в час безумья – вы,
Покинув освещенные дома,
Не зная ни безумья, ни любви,
Целуете и сходите с ума.

Мне кажется, что сбился мой берет.

Вот кладбище – прекрасный винегрет,
Огурчики налево и направо,
Ещё внизу.
А мы приправа.

Не быть иль быть – вопрос прямолинейный
Мне задаёт мой бедный ум, и нервный
Всё просится ответ: не быть, не быть,
Кого-то своевременно забыть,
Кого-то своевременно любить,
Кого-то своевременно… Постой!
Не быть иль быть! – Какой-то звук пустой.
Здесь всё как захотелось небесам,
А, впрочем, говорил об этом сам.
Гораций мой, я верил чудесам,
Которые появятся извне…
Безумие – вот главное во мне.
Позор на скандинавский мир.

Далёко ль до конца, Вильям Шекспир?
Далёко ль до конца, милорд?
Какого чёрта в самом деле…

1961

***

Гамлету

Пружинистым и быстрым шагом,
не застревая больше ни на миг,
и не оглядываясь ни разу,
я этот путь пройти желаю до конца.
Вживаясь, вчувствываясь,
врастая и падая в Тебя,
как в жизни смысл, как в раны соль,
как в бездны корень
и знание о предвечном.
В трагедии закат кипящий,
освобождающий нас Рок.
Пусть переплавят боги медь и серебро,
Пусть золото уйдет в песок,
Сотрется память в пыль,
И череп оживет и заиграет флейтой.
Физически преодолеем смерть
и заключим союз с бессмертьем.

Ведь Гамлет в нас живет
незавершенностью онтологического действа.

Наталья Шлемова

***

Не может БЫТЬ, когда НЕ БЫТЬ — всё может»

(Стих написан как ответ на стих Е.Шушманова «Офелия»)

И отброшены прочь рапиры,
Бой закончен: один-один.
Милый Гамлет, покойся с миром,
Не судьба дожить до седин.

Ты бы праведно мог и честно
Править Данией и любить,
Но, о боже, как было б пресно,
Как неправильно было б «быть»!

Эту дрянь, что из душ полезла,
Из хороших, на первый взгляд,
Не стерпел. Власть не стала лестной,
Невозможным казался слад.

Маскарад, где наряжен каждый,
Кем угодно, но не собой,
Мести яд, утоляя жажду,
Превратил в откровенный бой.

Хоть одно бы осталось прежним
Изо всех этих близких лиц!
А внутри всё кричало: «Врежь им!»,
Будто ты никакой не принц.

И, поддавшись волненью крови,
Уподабливаясь другим,
Встал и сам ты как будто вровень
С самым главным врагом твоим.

И, виновник смертей невольный,
Не жалеешь, что смел убить,
Ибо в мире, где вечно войны,
Просто лучше не быть, чем быть.

***

Жизнь или смерть, вот дело в чем:
Достойней ли претерпевать
Мятежного удары рока
Иль отразить их и покончить
Со всею бездною терзаний.
Ведь смерть есть только сон — не боле,
И если знать, что с этим сном
Придет конец врожденным мукам,
Как не стремиться нам к нему,
Покончить с жизнью… и заснуть…
Заснуть и сны, быть может, видеть,
Вот преткновенье… Сны какие
Нас в вечном сне тревожить будут,
Когда с себя мы свергнем это
Ярмо житейской суеты.
Да, вот что понуждает нас
Терпеть до старости невзгоды.
Иначе кто переносить
Решился бы все то, что стало
Посмешищем, бичом веков:
Тиранов дерзкий произвол,
Людей заносчивых нахальство,
Отвергнутой любви мученья,
Судилищ наших проволочки,
Надменность властью облеченных,
Пренебрежение к заслугам, —
Когда один укол иглы
Нас в состоянье успокоить.
Кто помирился бы иначе
Со всеми тягостями жизни —
Лишь страх пред чем-то после смерти
Пред той неведомой страной,
Отколь никто не возвращался,
Смущает нас, и мы скорее
Из двух зол выбираем то,
Что нам известно. Совесть наша
Быть трусами нас побуждает,
Под гнетом мысли блекнет смелость,
И замыслы с огнем и силой,
Невольно сбившись с колеи,
Делами названы не будут.
(Замечает Офелию.)
Прелестная Офелия, тише…
Ах, нимфа, помяни мои
В своих молитвах прегрешенья…

А. Московский

***

Гамлет — принц датский

У принца датского недавно умер папа.
Неладно в государстве небольшом.
И вышла мать за дядюшку-сатрапа,
что тоже, не сказать, чтоб хорошо.

А дядя к брату относился скверно,
и ядовитым соком отравил.
Об этом Гамлет знает достоверно –
к нему отцовский призрак приходил.

Злодей ответит! – Гамлет побожился,
и ходит как унылое говно.
Он сделал вид, что мозгом приложился,
не радуют ни бабы ни вино.
Безумствует всё более похоже:
то слёзы льёт, то схватится за нож…
Да! – заколол случайного вельможу.
Понятно – сумасшедший – что возьмёшь…

А у вельможи сын кипит отвагой –
решается на злую канитель,
размахивает ядовитой шпагой,
и вызывает принца на дуэль…

«КАК МОЖНО ОБ ОДНУ И ТУ ЖЕ ШПАГУ
ПОРАНИТЬ ТРЁХ НОРМАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕК?!!», –
спросили бы мы автора-беднягу –
так он в могиле уж четвёртый век…

И тем не менее – кобенясь, умирают
вельможин сын, король, и датский принц,
и королева яду выпивает,
что капает с шекспировских страниц…

***

Гамлет из Совка

Ах, мой Зилов, ты конечно
Бледный Гамлет из совка.
Будешь маяться ты вечно,
Но не выстрелит рука

И охотничьей свободы
Не понять тебе вовек,
Ты же из другой породы
Неспокойный человек.

Выпьешь с горя – где же кружка?
Разухабилась душа.
Вот и милая подружка
Вся разделась, не спеша

Но Охмелий ты не сыщешь
В койке, Гамлет, без трудов
Все умчались на постройку
Новых, наших городов

Есть одна, но вместо стройки
Ты, пропащая душа,
Ей сказал: «Ступай в хозяйки»
РазОфелилась, ушла.

Ах, мой друг, ослабьте хватку
Вы устали, наконец!
Не спасти Вам эту утку
Вон охотник – ей конец.

Птичница (Посвящается Олегу Далю и его роли в фильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота»)

Гамлет эпохи Постмодернизма

Ты думаешь, что все тебе дозволено,
И в жизнь играть легко, изображая —
Что проживаешь, что тебе отпущено
Как все другие — глаз не поднимая.

Но ты иной и наблюдаешь трения
Реальности с игрой фальшивой.
Изображая жертвы преступления,
Реальность подменяешь живо.

Ты примеряешь роли всё предметные,
Без чувств и без эмоций – просто трупы.
Ты будто декорации нелепые
Для съемочной и милицейской группы.

И смотришь ты на сцену с декорации,
Статично наблюдя копошенье,
Тех, выводимых доблестной милицией,
На авансцену – место преступленья.

Они сыграли роль свою, пусть главную
В спектакле жизненном – теперь в статисты
Перевели их, чтоб тень роли бледную
На пленке зафиксировать. Их жесты

Лишь механические повторения
Тех страстью преисполненных движений,
Которым не найти уж воплощения,
Игры былой не воскресить мгновений.

Статисты мы у жизни на площадке все,
Но в режиссеры ты свой путь наметил
И пьесу разыграть Шекспира — в Гамлете
Ты свою жизненную роль заметил.

Назначил сам Офелию и Клавдия,
Гертруда оказалась под рукою
И отравил спокойно, без волнения
Всех сразу рыбьей чешуёю.

Финал трагедии. Статистом стал пустым
Постмодернизма Гамлет юный.
Изображать теперь другим
Всех персонажей убиенных.

***

Гамлет и Офелия

Я с детства свою Офелию люблю
Она еще тогда не любила
Детских наших игр
В безумие закуталась свое
И убежала в своих мысли,
В Вихор

Я с детства свою Офелию
Бо-го-тво-рю
Она не мучилась вопросами проблемы:
Ах, «быть или не быть?
Или обиженным ходить?»
И, как избавления
Ждать кинжал измены

Ведь все артисты
Прекрасно знают свою роль
Кивают дружно драматургу сцены
Офелия моя, отдай мне свою боль
но ты молчишь мне холодно-надменно

— Мне совсем не больно! — Тихо шепчешь мне.

В сумерках, читая Гамлета

Скованы цепью сомненья мечты,
Свяли надежды последней цветы.

Что приуныл ты, усталый герой,
Мукой своей утомлен и игрой?

Черная тень за тобою как ночь;
Чем тебе, Гамлет, могу я помочь?

Мать — как чужая, Офелии — нет;
Темной изнанкой повернутый свет

Тени на лица кладет, словно грим,
Светом софитным — фонарным, ночным..

Гамлет, не надо! Не будь ты жесток,
Что ты докажешь им? Ты одинок.

Прошлое — нет, невозможно вернуть,
Смог в этом ты лишь себя обмануть.

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector