Уже более восьмисот лет стоит в Суздальской земле, на берегу реки Нерль, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы реки Клязьмы), дышит духовным светом и поэзией. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека.
Во времена князя Андрея Боголюбского на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября — «Влахернское чудо». Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего Креста. Все эти празднования — «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего Креста — объединяет идея Божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.
Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила Божественным покровом Своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель.
Легенда гласит, что храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Булгарию в 1164 году, и булгары, в качестве своего рода контрибуции, якобы возили сюда камень. В благополучном исходе этого военного похода современники видели явное свидетельство покровительства Богоматери владимирскому князю и Владимирской земле. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные Ф. А. Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики похода «за веру христианскую».
Павшие владимирские воины (и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены при этом к лику мучеников. Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели — передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь. Ритм архитектурных линий Покровской церкви, построенной в 1165 г., можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Его святых.
Церковь Покрова на Нерли — шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Когда во время весеннего разлива вода подступает к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высится сверкающий белизной, легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте.
Нельзя не согласиться с поэтичным высказыванием почитателя владимирской архитектуры и истории Надежды Гроды: «И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму — это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть.
Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть защита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский. Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом».
Задача, поставленная перед зодчими князем Андреем, выбравшим место для закладки храма, судя по всему, лично, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Н. Н. Воронин пишет: «Они заложили обычный фундамент из булыжного камня глубиной 1,60 м, оперев его подошву на слой тугопластичной юрской глины, обнаружив хорошее понимание строительной геологии. Для большей прочности они ввели внутри ленточные фундаменты, связывавшие фундамент стен и столбов. Далее они возвели в два приема основание стен храма из чисто тесаного камня высотой 3,70 м и дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом, плотно утрамбовывая его. Так вырос искусственный холм, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащие в его массиве основания храма общей глубиной 5,30 м. На этом фундаменте, поднятом над отметкой разлива, и был поставлен храм с его галереями.
Зодчие не ограничились этим — они облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили такие же, как в Боголюбовском дворце, каменные желоба для отвода осадков. Так холм был одет белокаменным панцирем. Можно себе представить, каким сверхъестественным чудом казался людям XII века этот храм, неподвижно стоящий над бурными водами разлива на своем каменном острове. Да и сейчас мы отдаем дань любви и уважения художественному дару и смелой инженерной мысли владимирских зодчих. Их труд оправдал себя, и их постройка гордо прошла невредимой через восемь столетий, когда каждую из восьмисот весен ее подножие штурмовали пенистые воды двух рек — Нерли и Клязьмы».
Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин. Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с Младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси.
Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним Царицы Небесной. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы — Покрову. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период князя Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл — так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем храме.
Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя зека, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
Инициативу учреждения праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции Киевского митрополита и Константинопольского патриарха. Праздник призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Известно, что главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери — в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.
Содержание
Храм Покрова на Нерли Стихи
Болдов Лев
Изморось. Голые ветви осенние.
Гул электрички вдали.
Привкус отчаянья. Пристань спасения.
Храм Покрова на Нерли.
Вот он – рукою дотронуться хочется
До белокаменных стен.
Полдень. Прозрачный покой одиночества.
Горькой гармони плен.
Как он парит над холмами и долами
Этой усталой земли,
Нищими селами, рощами голыми –
Храм Покрова на Нерли!
Поле безлюдное. Речка неспешная.
Край, всем открытый ветрам.
Путь потерявшие, лишние, грешные –
Все мы придем в этот храм!
Вынырнув из обессилившей взрослости –
В детство, забытое здесь,
Молча шепчу я «Помилуй мя, Господи,
Если ты все-таки есть!
Дай мне наивных надежд воскресение,
Тихую мудрость пошли».
Изморось. Рыхлое небо осеннее.
Храм Покрова на Нерли.
Вы здесь
Храм Покрова на Нерли. Лилия Римм
Стоит на Нерли храм Покров,
Сияет свет небесный в нём,
Как лебедь белая плывёт,
О Деве весть он нам несёт.
Дарует людям благодать,
Покров и веру в нём познать.
Церковь Покрова на Нерли. Любовь Черм
Крестово-купольный, с единственной главой
Храм кажется высок и строен, как девица.
Когда нет ветра, отражается водой.
От вида в изумленьи застывают лица.
Фасад украшен белокаменной резьбой,
В апсидах, окнах узких — небольшая тайна.
Он в старице Нерли любуется собой,
На протяжении веков незатопляем.
Но от людской руки погибнуть дважды мог —
Хотели разобрать красу его на камни.
Не коммунисты. Монастырский настоятель-сноб.
Да, бог с ним! То — дела минувших дней тех дальних.
Покрова на Нерли. Макс Настоящев
Как невеста, одетая в белое,
Стоит на краю земли
Хрупкая, светлая, нежная
Покрова на Нерли.
В кружевах облаков-странников,
В отражении зыбкой воды
Ты увидишь её крестик маленький,
Будто свет путеводной звезды.
И не зная дорог расстояния,
И не чувствуя тяжести ног,
Полетишь просить покаяния,
За заветный ступая порог.
Всё так просто, нет яркого лепета,
Только белая-белая гладь,
А в душе всё исполнено трепета
И снисходит на грудь благодать.
Как невеста, одетая в белое,
На плечах лежат кружева,
Хрупкая, светлая, нежная
Нас спасает и ждёт Покрова.
Храм Покрова на Нерли. Маргарита Володина
Может песнею навеяны
Эти строки нежных слов,
Но звучат они, напевные,
Как последняя любовь.
Может это небо выткано
Звёздной россыпью огня.
Иль в палаты грановитые
Ты вступаешь без меня?
Ах, как скрипка сокрушается
По растраченной любви.
В тихих водах отражается
Храм Покрова на Нерли.
Храм Покрова на Нерли. Нахабинский
. И плывет белизной преподобною
В отражении синей реки,
По откосу холма крутолобого
Храм, спустившийся с Божьей руки.
Он плывёт в облаках откровением,
Чуть колеблем речною волной,
Богородицы светлым Успением,
Окружённый святой тишиной.
Церковь Покрова на Нерли. Дорожные заметки. Татьяна Грахова
ПокровА храм на НерлИ —
Белой свечкой в чистом поле,
Еле ноги донесли,
А обратно сил нет боле.
Но гуляет ветер, влёт
Мне платок, шутя, срывает,
В спину бьёт и, обормот,
В то, что ниже, подгоняет.
Но раздолье и покой
Стоят платы малой той.
Покрова на Нерли. Алена Климук
Себя лугами заливными окружая,
Где речка Нерль Ей воды чистые несёт…
Историю Руси Великой, наблюдая,
Церквушка камня белого живёт…
Веков уж девять, как стоит она свечою,
К ней тянутся пути давно со всей Руси,
И знают многие о ней, как мы с тобою,
Кого захочешь ты, о церкви той спроси!
И взору, открываясь величаво,
Неся в себе предания веков,
Ей дорога лишь память, но не слава,
Чтоб чтили мы своих отцов.
Когда я окунулась в Суздальскую Русь,
Увидела в веках Любовь народа к Богу,
От предков в камне нам досталась пусть,
Мне кажется, я поняла Руси моей дорогу…
Нам важно сохранить наследство РОДа,
И не забыть отцов тяжёлый и суровый путь,
Им дорогой ценой досталась та Свобода,
Где Вера в Бога утверждает жизни суть.
Покрова на Нерли. Валентина Яроцкая
Мы приближаемся к нему неспешно…
Мы понимаем: здесь — душа России!
И радости не может быть безгрешней,
и ничего не может быть красивей!
Из глубины веков виденьем белым
храм Покрова в воде плывёт навстречу…
Здесь воспарит душа над тем пределом,
где претворяется мгновенье в вечность.
Храм на реке Нерли — поэма в камне,
творенье-чудо безымянных зодчих…
Стою у входа… Исполненье давней
молитвы-просьбы: «Дай прозреть мне, Отче…»
Церковь Покрова на Нерли. Елена Николаевна Егорова
Покров. Зыбь речки замерзает,
В последних солнечных лучах
Блестя чешуйками мозаик,
Как в Божьем храме при свечах.
Но снега нет ещё. Лишь иней
Слегка осеребрил листву.
Церквушка белая святыней
До неба вознесла главу.
Селенья дальними огнями
Мерцают в звёздной тишине,
И серебристыми волнами
Свет лунный льётся в вышине.
Он словно освещает область
Небесной вечности седой,
Рисуя незабвенный образ
Руси Святой.
Храм Покрова на Нерли. Иосиф Бобровицкий
На перекрёстке у речных дорог,
Ну, а других дорог тогда и не было,
Из камня белого воздвигли храм, что смог
Своей главой, как Бог, подняться в небо.
А камень тот везли по Клязьме и Нерли
Из Подмосковья в те места святые.
Мастеровые всех концов Земли
У Боголюбова за лето возвели
Его в преддверии нашествия Батыя.
На луговине в половодье он
Как остров над водою возвышается.
Из валунов был холм-подножье возведён,
И храм в воде разлива отражается.
Он словно лебедь по волнам плывёт
Девятый век. И музыкой застывшей
Ритмичный яркий образ создаёт
В желанье нашем устремиться выше.
Церковь Покрова на Нерли. Леонид Герт
Тот храм стоит в слиянье малых рек,
Где тороватый выплывает грек.
На сходнях осенит себя крестом,
Как дома, с православным естеством.
А запах пряный — скошена трава.
Он кланяется храму Покрова,
И входит в сумерки своих надежд.
«А думал я, что тут страна невежд.
Какую силу обретает дух.
Таких церквей? О нет, не будет двух».
Стиль девственной во истину красы
Среди сверкающей святой росы.
Застенчива, как истина, скромна,
Сиянием небес осенена.
Колонки, арки, в глубину портал —
Остынет всяк, на Бога кто роптал
И маски, маски, лентою поребрик…
Рукоплесканье возгласов и реплик.
Победа над болгарами? Бог с ней,
Но храм не помнит ярости огней.
Как исповедь высокой красоты,
Крестом и красотой смог окрестить.
Уж восемь от рождения веков,
И было всё тут, было не легко.
Каким же трудным было забытье:
Крик из намордника — забить ее!
Забудь про то, ты нами рождена
Не для того, чтоб вешать ордена,
А для того, чтоб, выпрыгнув с седла,
Могли пред Богом не срамит себя.
Ты скромной белой лилии цветок,
Из глубины тебя питает сок.
Пред всеми поколеньями — не рви
Цветы! Храм Покрова, что на Нерли.