Стихи Про Ямал Для Детей — подборка стихотворений

Стихи Про Ямал Для Детей — подборка стихотворений

Стихи Про Ямал Для Детей — подборка стихотворений
0
09 мая 2021

Автор: Хатанзеева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск
Населённый пункт: с.Белоярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ямал мой необыкновенный
Дата публикации: 20.03.2016
Раздел: начальное образование

Разработка сценария для школьников
«
ЯМАЛ

МОЙ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ
»
ВЕДУЩИЙ
: Слово
«Ямал»
означает
«край земли»
. Но, несмотря на суровость, холодный климат нашего края, нам он очень дорог. О Ямале, уникальном северном крае России, сложено немало песен и стихов. Своеобразная красота северной природы, душевность живущих здесь людей, способствует пробуждению творчества. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и восторженная любовь к родному краю и его жителям.
Здравствуйте уважаемые гости и воспитанники! Мы рады видеть вас в нашем зале
!
ВЕДУЩИЙ
: Я вижу тебя, мой далекий Ямал. Я вижу тебя, наяву и во сне. Дыханье твое пламенеет во мне. Строкою и песней к тебе я спешу. Я имя твое в своем сердце ношу.
Стихотворения Л.Лапцуя Читает 1й ученик:
Сейчас Ямал – обжитая планета Везде, на всем – соленый пот труда. …Дремавший бесконечными веками, Весь полуостров как бы вырос вдруг, Был поднят над студеными волнами Усилием веселых юных рук. Он был вчера похож на старика, Но юношей расправил плечи ныне. Сейчас Ямал не снежная пустыня… Полюбите наш край наверняка! Мы ждем друзья! И вовсе не беда, Коль встретит вас неласковая вьюга. В любой зайдите чум – вас ждет всегда Гостеприимство и забота друга.
Читает 2й ученик:
А тундра утром хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим, Снежинки кружат не спеша, Блестят на солнце словно бисер.
Читает 3й ученик:

МОЯ ЛЮБОВЬ
Тундра, я к тебе любви не прячу, Да и разве может быть иначе. Если, усадив меня на нарты, Ты учила брать любые старты.
ВЕДУЩИЙ:
Предлагаю вам отгадать ненецкие загадки.
1.
Цветная занавеска ночное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится.
(Северное сияние )

2.
Олень от них убегает, а они не отстают
(Нарты )

3.
Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен.
(Чум)

4.
Чуток, строен и высок, гордо голову несет. От рогов густая тень, вот красивый зверь
(

5.
Мягок, а не пух, зелен,а не трава
( Мох)

Читает 4й ученик:
В наших северных лесах Есть красавица в мехах Черно – серебристая Шубонька пушистая. Пышный хвост- ее краса. Черно – бурая лиса.
Читает 5й ученик:

Лебеди
Снежным своим опереньем блистая, К северу тянется дикая стая. Слышу я в мягком тоскующем крике Боли и радости голос великий. Видно. Милей им сторонка родная Рая чужого, веселого рая…
Читает 6й ученик:

Снегири
Прилетели снегири. Перед чумом сели. Будто капельки зари, Грудки заалели.

Читает 7й ученик:

Песенка ездового
Эй, Беги.Беги.Олень. Через тундру веселей Пусть горит весенний день Ярким солнцем.Хей.Хей!
ВЕДУЩИЙ:
Олени… Это одежда, это дом, это транспорт, это постель, это пища… Поэтому и отношение к этому животному благоговейно особое. Олень – первый после Бога. Это гордость и слава каждого рода.
Читает 8й ученик:
…Он в тундре живет с незапамятных пор, И Север представить нельзя без оленя. Олень – это тундры пятнистый ковер, Ее вдохновенье, ее откровенье… Ветвистое чудо – оленьи рога! Они, как излуки Приобья родного. Как руки грозы, как сполохи огня В морозных узорах стекла ледяного.
Читает 9й ученик:

Оленья упряжка
Мне больше ничего не надо, Когда в руках звенит хорей, Упряжка снег сбивает в пену, Летит, как белая сова, И нарты с дрожью, свистом, креном Земли касаются едва…
Читает 10й ученик:
…Моя упряжка – жизнь и счастье, Души стремительный полет. Летят олени! Сколько шири До горизонта, до огня! Мне ничего не страшно в мире, Когда упряжка мчит меня.
Читает 11 ученик:
Разбужен Север раннею весной И смотрит в небеса подслеповато. Рождаются под солнцем, под луной, И днем, и ночью – оленята…
Читает 12й ученик:

Ковёр тундры
Не будь на севере оленя, Что стало б тундрою моей? Гордиться им как украшеньем
Она и смотрит веселей. Посмотришь издали на стадо – Подобье пестрого ковра. Соткав его, как были рады Самой природы мастера.
Читает 13й ученик:
Сын тундры – человек – олень: Неразделим с упряжкою оленьей. Всегда в пути встречает новый день, По тундре мчится без уныния и лени! С оленями дыханием одним Всю жизнь он с детства Дышит по привычке, И потому удача рядом с ним, Как люди говорят. Летает, словно птичка!
ВЕДУЩИЙ:
Кто не был в тундре нашего Ямала, Не ночевал в снегу прорыв нору, Не шел, когда над тропкой на ветру Живая туча комаров плясала, Кого, невесть откуда налетая, Слепая вьюга не валила с ног, Кто не искал среди болот дорог, — Как может он судить о нашем крае?
ВЕДУЩИЙ:

А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1.как переводиться название нашего края «Ямал
» («край земли» )
2. Как называют людей, живущих на Севере, на Ямале (
северяне)
3. назовите столицу нашего округа
(Салехард )
4. Что изображено на гербе нашего округа (
два белых медведя и олень
) 5. Как называется мужская зимняя одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур (
малица)
6. как называется женская верхняя зимняя одежда (
ягушка)
7. Назовите коренных жителей севера (
ханты, ненцы, селькупы, манси, коми
) 9. какие традиционные виды деятельности коренных жителей вы знаете (
охота,

рыболовство, оленеводство)

Читает 14й ученик:

Полярная звезда
Край волшебных северных сияний, Край подземных кладов легендарный – Край любимый и всегда желанный, Край, лежащий под звездой Полярной.
Читает 15й ученик:
Если ты в жизни еще не постиг Мудрой природы закон и язык, Авку – оленя к себе помани, В глаза, словно брату, ему загляни – И без чужих пояснений и слов
Понять его сердцем будешь готов. К птицам прислушайся, их голосам, И вторить им вскоре научишься сам. Взгляни на зеркальную водную гладь – Небесную синь зорким взглядом погладь… А ночью увидишь: невдалеке Плещутся звезды, как рыбы в реке… Нет ничего в мире этом чудесней Природы земной нескончаемой песни!
ВЕДУЩИЙ
: Тундра – это душа каждого истинного северянина, это земля, что меряют полозьями нарт, быстрым бегом оленей, горстями сочных ягод. Люди, живущие среди ее снегов зимой и летнего разнотравья. Всегда такая родная, и всегда такая разная. Удивительно неповторимая… Тундра – эта сама жизнь. Любит она неспешность, основательность, бережливость и вместе с тем – щедрость. Не приемлет лени и неискренности, а потому люди тундры чисты душой, открыты и по – детски наивны.
Читает 16й ученик:

Моя тундра
Ты еще не видел чуда – В нашей тундре не был? Видишь, сопки, словно чумы. Подпирают в небо. А по небу к океану. Подчиняясь урагану. Мчатся тучи – тени. И взлетают в жгучей пене Волны, как олени. Но не думай. Но не думай – Край мой вовсе не угрюмый. Приезжай к нам без опаски Слушать шорох зимней сказки, Слушать звон копыт по насту… Приезжай. Мы встретим лаской. Здравствуй
Читает 17й ученик:

Где воет вьюга
…Суров мой Север Лишь на первый взгляд. Пусть ветры Завывают за стеною, Здесь каждый будет Вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою.
ВЕДУЩИЙ:
Я хочу ,чтоб край мой милый Стал еще прекрасней. Я хочу, чтоб люди жили В радости и счастье!

ПЕСНЯ « ДОРОГОЙ ЯМАЛ»

До свидания! До следующей встречи!

Старший дошкольный возраст

Цель: Знакомство детей с бытом, народными традициями, культурой коренных жителей Ямала. Закрепление знаний о растениях, деревьях, животных, пернатых обитающих на Ямале.

Задачи:

  • Знакомство с природными условиями родного края;
  • Развитие кругозора у детей.

Ход занятия

Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите.

Потому что здесь наш дом,

Мы на севере живём.

Дети на карте показывают Ямал.

Воспитатель: Богата земля Ямальская, здесь суровые вершины древнего Урала, зеркальные разливы озёр, большие и маленькие реки, огромные запасы нефти и газа. И всё это великолепие окружено зелёным океаном тундры и тайги.

Воспитатель: Кто из вас назовёт деревья, растущие на Ямале? (Карликовая берёзка, берёза, осина, ель, лиственница, кедр, ольха, рябина, черёмуха, можжевельник.)

Воспитатель: Название деревьев и кустарников вы знаете, а вот какие ягоды растут в тундре и лесах нашего округа?

Дети называют название ягод (морошка, брусника, черника, голубика, водяника, клюква, смородина чёрная, смородина красная, княжника, костяника, рябина, черёмуха).

Воспитатель: Молодцы и ягоды растущие на Ямале вы тоже знаете, а сейчас попробуй те определить на вкус эти ягоды.

Воспитатель: Знаете ли вы ребята, что северные олени это современники мамонтов? Когда археологи ведут раскопки они вместе с останками мамонтов находят кости северных оленей, которые живут сейчас у нас в тундре. Почему же мамонты вымерли, а олени нет? До сегодняшнего дня не найдено убедительного ответа. Северный олень это загадка природы.

Вопросы о северном олене.

-Чем питается северный олень? (Ягелем, грибами, хлебом.)

— Как называют ручного оленя? (Авка.)

— Летом меховые, а зимой берестяные (Оленьи рога.)

— Как называется олений обоз из нескольких нарт (Аргиш.)

— Чем ловят оленя? (Тынзян.)

— Чем подгоняют оленя (Хорей.)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете ответы на все мои вопросы. И мы переходим к следующему заданию.

В лес бежим мы по тропинке,

Мимо елок и берёз.

А в руках у нас корзинки

Для морошки и грибов.

Игра «Съедобное, не съедобное»

(Нужно собрать как можно больше съедобных грибов.)

Если солнце как брусника,

Станет красным на закате —

Утром ветер заиграет,

Тучи в небе закачает.

Если солнце жёлтым маслом

Обольёт закат свой зимний —

Быть тогда морозу утром.

Так говорят люди, совсем старые люди.

Воспитатель: А какие приметы погоды знаете вы ребята?

— Если солнце в тучу село, значит, завтра будет холодный день

— Если собаки воют, волки близко, холодно будет.

— Когда дым из чума к земле припадает, мороза не будет.

— Около луны звезда появилась, потеплеет.

— Деревья трещат, будто пуговицы расстегиваются, значит, скоро потеплеет.

— Птица гагара на воде кричит — дождь кличет.

— Собака на снегу валяется, к пурге.

— Звёзды ярко светят, мороз будет.

— Угли сильно накалились — мороз будет.

— Если комары сильно кусаются, завтра ветер с севера подует.

Воспитатель: Сколько много вы знаете примет, а загадки сможете отгадать?

— Олень от них убегает,

А они не отстают (Нарты.)

— В чум входящего бьёт,

На улицу уходящего бьёт (Дверь чума.)

— Идёт, идёт, а следа не видно (Лодка.)

— Под водой шалаш

Не то стоит, не то лежит (Сетка.)

— Волшебник на железе

Посреди чума сидит-

И угостить может

И укусить может (Огонь.)

— Бегут две доски,

А обогнать друг друга не могут (Лыжи.)

— Не буквы, а написаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут (Следы.)

— С молчаливыми молчит,

С крикунами кричит,

А самого не видно (Эхо.)

— С неба летит — пляшет.

Всё, что есть в тундре, прячет

А в чум попадёт, плачет (Снег.)

— По речной глади

Деревянная уточка плывёт,

Крыльями о воду бьёт

А взлететь не может (Лодка.)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. А знаете ли вы какие коренные жители живут на Ямале?

Ответы детей (ненцы, ханты, селькупы, коми зыряне)

Воспитатель: А знаете ли вы, что у этих народов есть весёлые подвижные игры. Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из них.

— Перетяни палку (ненецкая народная игра)

— Ловля оленя (селькупская)

Воспитатель: Вот такие: весёлые, интересные игры у коренных народов севера, а сейчас я вам прочитаю стихотворение, и вы должны догадаться о каком городе говорится в этом стихотворении.

Еле-Еле на карте достанешь рукой:

Возле северной кромки страны,

У Ангальского мыса, Шайтанкой рекой

Разделённый на две стороны.

Встал мой город, раскинув два сильных крыла.

Он конечно поменьше Москвы.

Если я вам скажу «Он похож на орла»,

Улыбнётесь, наверное, вы.

Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат —

Старший брат, как у нас говорят,

Здесь живут и грядущее вместе творят

И сквозь время дорогу торят.

Будь же счастлив мой город на этом пути —

Переживший века, молодой,

И отважных зови, и на карте свети

Не гасимой Полярной звездой!

(Роман Ругин «Салехард».)

Воспитатель: И следующее задание про город Салехард и Ямал

— Как раньше назывался Салехард (Обдорск.)

— Как переводиться Обдорск с коми-зырянского языка (город на Оби)

— Как переводиться Салехард с ненецкого языка (город на мысу)

— Какие улицы города Салехарда вы знаете.

(Ного, Ламбиных, Чупрова, Артеева, Республики, Мира, А.Матросова, Набережная, Обская, Павлова, Игарская и т.д.)

— Сколько рек в районе города Салехард (Полуй, Объ, Шайтанка, Полябта, Васъюган).

— Какой полуостров говорит о своих размерах (Ямал.)

— Столица Ямала (Салехард.)

— Какое море омывает полуостров Ямал (Карское.)

— На какие районы разделён наш округ (Ямальский, Тазовский, Шурышкарский, Пуровский, Приуральский, Надымский, Красноселькупский).

— Перечислите города нашего округа

(Салехард, Н-Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Лабытнанги, Надым, Тарко-Сале.)

Воспитатель: Ребята, вы знатоки родного края, предлагаю послушать песню в исполнении Е.Лаптандер «Дом мой Ямал».

  1. Журнал «Ямальский меридиан» №7 2012 год.
  2. Книга «Живун» Иван Истомин 1997 год.
  3. Сборник стихов Романа Ругина 2004 год.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Адам Стихотворение Стихи
0 комментариев

Стих Про Танкиста Стихи
0 комментариев
Adblock
detector