Не секрет, что уроки русского языка многие дети начальной школы считают скучными, потому что в наших учебниках присутствует огромное количество правил, которые надо учить и применять. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что младшие школьники, погружаясь в «море» орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания. Они воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собою правил. И, к сожалению, с каждым новым внедряемым УМК количество правил в учебниках русского языка начальной школы только увеличивается. Дети не хотят запоминать, родители не хотят вникать. Учителя разводят руками…
А не лучше ли попытаться перехитрить наших упрямых неучей и, не угрожая «двойками», не повышая голоса, привлечь их внимание к орфографическим правилам с помощью рисунка, рифмовки, шутки, сказки, направив богатое детское воображение в нужное русло? Лучший способ обучения – это увлечь детей и привлечь к сотрудничеству в процессе обучения. Ведь работа учителя заключается не в том, чтобы записать в дневнике «выучить правило на стр. …». Мы должны на уроке объяснить суть правила и показать ребёнку наилучший способ для запоминания.
На уроках русского языка во втором классе, так же как и все учителя, я читаю с учениками правило по учебнику, разбираю его, а затем мы в тетрадях записываем правило в стихах из моей личной «копилки», несколько раз его проговариваем, сравниваем с правилом в учебнике. Когда я задаю вопрос: «Какое правило легче запомнить?» Ученики отвечают: «Конечно, рифмовку!» При записи домашнего задания в дневнике я указываю выучить правило по данной теме хоть из учебника, хоть из тетради. Многие ученики легко и непринуждённо запоминают правило в стихах. Суть правила сохранена, термины ребёнок запоминает, но в рифмованной форме заучить правило намного легче. Попробуйте, может и вам эта форма работы понравится.
Я предлагаю собственные рифмовки по разделу «Морфемика» или «Состав слова». А также рифмовки к тем орфограммам русского языка, правописание которых основано на знании состава слова. Это правописание некоторых суффиксов, приставок с гласными а, о, а также разделительного Ъ. Постоянная, систематическая работа по усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря необходима для овладения морфологическим принципом орфографии. Я предлагаю разнообразить эту работу с помощью ярких схем, рифмовок (см. приложение, презентация «Морфемика»). Сознательный разбор слова по составу пробуждает у детей живой интерес к русскому языку, развивает лексику и является ещё одним этапом на пути развития орфографической зоркости. Все эти рифмовки есть в приложении в виде небольшой презентации, которую удобно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Рифмовки по разделу «Состав слова».
Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!
Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.
Без окончания всё слово
называется основой.
А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!
Суффикс в слове после корня,
образует слово он.
Суффиксы мы будем помнить,
чтоб был богатым лексикон!
Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова.
Правописание приставок с гласной О
О-, во-, до-, со-, по- и про’ –
вот приставки с гласной о.
Об-, обо’-, от-, ото’-,
под-, подо’ – приставки с О!
Правописание приставок с гласной А
За- и на-, раз- и над-
вот приставки с гласной а.
Разо-, раз-, надо-, над-
будем в них мы а писать.
Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук
В-, об-, от-,
раз-, над-, под-.
Вот приставки на согласный.
Часто он звучит неясно.
Правописание разделительного Ъ.
Чтоб согласный звук в приставке
отделить от гласной в корне,
твёрдый знак меж ними ставьте.
Вами будут все довольны.
Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с.
Вот приставки на -з, -с:
раз- и рас-, без- и бес-.
Голову здесь не ломай,
то, что слышишь, то вставляй.
Разглядеть, но рассмотреть.
Разделить, но растереть.
Перед звонким в корне – без.
Пред глухим – приставка с -с.
Правописание корня
(С этим правилом я знакомлю перед изучением орфограмм корня)
Чтобы смысл слова нам не потерять,
правильно нам надо корень написать.
Правописание суффиксов -онок, -ёнок в словах, называющих детёнышей животных.
Чтобы малышей назвать,
суффикс надо добавлять.
Если в корне согласный «шипит»,
суффикс -онок, значит, пиши.
Если мягко согласный звучит,
суффикс-ёнок, значит, стоит.
Например:
Медвежонок, бельчонок,
индюшонок, галчонок.
Но лисёнок, тигрёнок,
Оленёнок и львёнок.
Правописание суффиксов -ек, -ик в словах.
Чтобы -ик, -ек написать,
слово надо изменять.
Есть предмет и нет его –
смотрю суффикс у него.
Если гласный «убегает»,
значит, суффикс -ек вставляем.
Если гласный «не бежит»,
значит, суффикс -ик пиши.
Домика нет, домик есть.
Ключика нет, ключик есть.
Нет замочка, есть замочек.
Нет крючочка, есть крючочек.
Разбор слова по составу
(Я не помню, чьё это стихотворение, но в своей работе я использую эти строки.)
Помни: при разборе слова
окончанье и основу
первым делом находи!
После корня будет суффикс,
а приставка впереди!
Вывод.
Будем части слова знать,
сможем грамотно писать!
Данное пособие поможет учащимся начальной школы легко усвоить трудные правила русского языка с помощью занимательных стихотворений и увлекательных грамматических сказок.
Содержание
Скачать:
ВложениеРазмерstihi_i_skazki_po_pravilam.zip | 132.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71 г.о.Тольятти
АВТОРЫ : Ананьев Алексей, Новиков Владислав, Погорелов Владислав
по правилам русской орфографии
Краснова Наталья Викторовна
2011-2012 учебный год
Мы поможем вам, друзья
Запомнить правила раз и навсегда!
Орфограмма № 1 . Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Если буква гласная
Ты ее немедленно
Ставь под ударение!
Я живу в стране Россия
Самой лучшей и большой.
Я учу язык российский,
Потому что он родной.
В первом классе на уроках
Научили нас читать,
А еще нас научили
Буквы, звуки различать.
Во втором – читали книжки
И смотрели на слова.
Эти странные малышки,
Как живые существа. Ананьев Алёша
Голова – это приставка,
Вместо тела корень есть.
Ну, а ноги – это суффикс,
Жаль, что не у всех он есть.
Стали нас учить писать,
Буквы правильно вставлять:
Где-то О, а где-то А,
Прямо кругом голова.
Эти странные малышки
Создавали нам интрижки…
Вслух читаем мы слова –
Произносим букву А,
Стоит слово написать –
Букву О надо вставлять.
Как читать? А как писать?
Стал учитель объяснять:
— Надо слово прочитать,
Корень в слове отыскать,
В нем скрывается шпионка –
Гласной букву все зовут
И она недаром тут.
Чтоб шпионку вам найти,
Нужно сбить ее с пути,
Слово надо подобрать,
С тем же корнем подыскать.
Не жалейте вы девчонку –
Под удар ее ведите,
Новым словом удивите,
И слова запоминайте!
Не тянется и не поется,
На ум не дается.
Я семь дней не пил и не ел,
Над гласной этой потел.
Но – миг, и пришло просветление,
Над гласной прогнал я затмение.
С гласной теперь я дружу
И везде ее нахожу.
Безударная ты моя гласная,
Ты такая, как тучка неясная.
Ты всегда в корне слова стоишь,
Об одном лишь всем нам говоришь:
— Проверяйте меня ударением
И тогда всем вам будет везение!
Безударной гласной быть не так уж сложно,
Ведь проверить ударением гласную ту можно!
Орфограмма № 3 . Проверяемые согласные в корне слова.
Чтобы правильно писать,
Нужно очень много знать!
Где-то пишем букву Д,
Где-то пишем букву Т –
Надо слово проверять,
Буквы эти различать.
Не всегда мы знаем,
Что в словах мы повстречаем.
Чтобы знать, как написать,
Нужно слово подобрать.
Слово не простое, а однокоренное
И за парной согласной
Чтоб стояла гласная.
Орфограмма № 4 . Непроизносимые согласные в корне слова.
ЛЮБИТЕЛЬ ИГРАТЬ В ПРЯТКИ
Любил непроизносимый согласный прятаться. Затаится и смотрит, обнаружат его или нет,
получат «двойку» ребята за его чудачества или нет. Вот такой он проказник!Однако, строгое ПРАВИЛО придумало, как выловить этого озорника и рассказал об этом ребятам. Они стали подбирать однокоренные слова или изменять слова так, чтоб этот согласный отчетливо слышался. Тогда ему становилось неудобно, стыдно, и он выходил из своего убежища. Ведь слово ЗВЁЗ Д НЫЙ никак не обошлось бы без «Д», так как проверяется оно красивым словом ЗВЕЗДА , СЧАСТЛИВЫЙ — СЧАС Т ЬЕ . Так ребята и научились его обнаруживать. Но до сих пор привычка прятаться у согласного все же осталась!
Мы такие разные:
Чуде сн ые, прекра сн ые,
Иску сн ые, опа сн ые,
Без «Т» всех нас пиши!
А гру ст ные, нена ст ные,
Ме ст ные и че ст ные,
В памяти держи Погорелов Влад
И с «Т» всех нас пиши!
Орфограмма № 5 . Буквы И, У, А после шипящих .
Не забудьте, дети,
Про подружек этих:
В сочетании ЖИ-ШИ
Смело И всегда пиши!
Жили-были ЧА и ЩА,
Жили очень дружно.
Рядом с буквой Ч и Щ —
А писать вам нужно.
На Новогодний праздник задумали шипящие буквы Ж, Ш, Ч, Щ вместе с гласными
подготовить концертный номер- веселый африканский танец. Придумали костюмы: разноцветные бусы, браслеты, мохнатые юбки, курчавые парики — здорово! Но когда начали репетировать танец, то поняли, что не тех партнёров выбрали: буква Ы всё время сбивалась с ритма, Ю наступала всем на пятки, а буква Я вообще хотела быть солисткой и танцевать одна. Расстроились шипящие — номер-то не получается! Им на помощь пришло ПРАВИЛО, оно сказало, что после шипящих пишутся буквы И, А, У а не Ы,Я,Ю.
Тогда были приглашены в номер И, А, У и получился замечательный африканский танец: ЧА-ЧА-ЧА, ЧУ-ЧУ-ЧУ,ЖИ-ЖИ-ЖИ, ШИ-ШИ-ШИ,ЩА-ЩА-ЩА,ЩУ-ЩУ-ЩУ.
Всем зрителям очень понравилось, а громче всех аплодировала буква Я, так как она поняла, что в коллективе надо работать дружно, тогда всё получится.
Орфограмма № 6 . Разделительные Ъ и Ь знаки.
В корне слова (это так здорово!)
Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я
Знак разделительный, мягкий, восхитительный,
Смелее пишите, друзья!
Орфограмма № 7. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
Сказка о хитром Лисе.
Задумал хитрый Лис навести беспорядок в Орфографии. Позвал в гости ПРЕДЛОГИ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Первыми пришли ПРЕДЛОГИ.( они ведь коротенькие, вот быстро и ходят!) Лис предложил им перед едой помыть руки, а сам схитрил и добавил в воду сахарный сироп.
Затем пришли СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и поздоровались за руки с ПРЕДЛОГАМИ и
прилипли к ним. Обрадовался Лис: перехитрил всех! Вот теперь потеха будет! Слова-то
какие смешные получаются — НАШКАФУ, КРЕКЕ,ЗАБЕРЁЗОЙ и т.д.
Громко заплакали тогда СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, и на их плач прилетела Мудрая Сова. Посмотрела на этот «беспредел» и говорит Лису: «Что ты натворил?! Теперь все вместе они останутся у тебя жить! Домой – то к себе они теперь не
попадут, хоть и живут на одной улице, домики у них — разные! Где ты их спать
положишь? Как на стул за обедом усадишь? Теперь они слиплись и парами ходить везде будут!»Испугался Лис, принёс мыло, все помыли руки и разлиплись. Запомнил Лис: ПЕДЛОГИ СО СЛОВАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО.
Орфограмма № 8. УПОТРЕБЛЕНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Однажды в гости к МЯГКОМУ ЗНАКУ пришли девчонки- существительные (т.е. существительные женского рода) в модных туфельках на высоких каблуках. Но в доме у МЯГКОГО ЗНАКА был скользкий паркет, и им было очень неловко — ни поиграть, ни потанцевать — ноги-то разъезжаются и на пол падать не очень-то хочется!
Тогда МЯГКИЙ ЗНАК подарил своим гостьям удобные мягкие розовые тапочки с бантиками и бумбончиками, которые так им понравились, что теперь в существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.
В слове что писать с конца
Нам у женского лица,
На шипящей если слово
Вдруг закончилось сурово?
Мягкий знак! Ответ так прост!
Если «мышь» — у ней есть хвост.
А «камыш» напишем твердо,
Ведь «камыш» мужского рода!
Орфограмма № 16. Большая буква и кавычки в собственных именах и собственных наименованиях.
Мы – буквы очень важные,
Заглавными зовёмся мы
На счёт: один, два, три.
В словах ужасно значимых
Таких, как Волга-матушка,
И уж никак не сложится
Ни имя, ни фамилия,
Ни отчество приятеля-
С заглавной всё пиши!
Орфограмма № 19. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Чтобы узнать в окончании букву,
Нужно в вопросе проверить нам звуки.
От существительных нужен вопрос
И не возникнет с ошибкой курьёз.
Солнце КАКОЕ всем светит на небе?
«Жаркое», — травке ответит стебель.
Жаркая будет печка для плюшек.
Печка КАКАЯ в нашей избушке?
Орфограмма № 21. НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
Но помнить надо
Писать НЕ с глаголом
Орфограмма № 22. Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Как запомнить правило такое?
Говорят все: «Так, оно ж простое!
После шипящих в глаголах смотри
Мягкий знак смело везде ты пиши!»
Орфограмма № 23. –ТСЯ И –ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.
— Тся в глаголах – вот проблема!
— Просто все, — сказала Лена, —
Раз в вопросе мягкий знак,
И глагол мы пишем так.
Чеше тся – ЧТО ДЕЛАЕТ?
Котик Васька о буфет.
А потом ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Дра ться из-за трёх конфет.
Орфограмма № 25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Как таблицу умножения,
Ты запомни два спряжения!
Второе век не позабыть –
Кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
А чтобы не было сомнения,
Еще 11 глаголов исключения:
СЛЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ –
Исключения на – АТЬ,
Еще ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и ОБИДЕТЬ,
И ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СМОТРЕТЬ –
Семь глаголов, все на – ЕТЬ.
Их на – И всегда спрягай
И – АТ-ЯТ не забывай,
Остальные все глаголы
Ты спрягай на – Е со школы
И – УТ-ЮТ без промедления
Ставь в глаголы I спряжения!
Орфограмма № 26. Буквы О и А в корне – КОС- — -КАС-
Сказка про КОС и КАС.
Я расскажу вам сказку про КОС и Кас. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах, мы их часто путаем, а они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их? Оказывается, очень просто. У корня КАС есть друг суффикс А, а у КОС нет такого друга и поэтому корню КОС очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова кАс а ется, кАс а ние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ней друг – суффикс А.
А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне КОС пишем гласную О.
Морфология. Части речи.
КАК ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧИЛО СВОЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Жило-было на свете Имя Существительное. Оно было всегда в грустном настроении, потому что не было у него ни законов ни правил, по которым можно было бы ему жить. Не знало оно, к какому роду относится, одушевленное оно или
неодушевленное. И пришла к нему внезапно мысль: «Я буду отвечать на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ!» Но Глагол тут закричал: « Это мои вопросы!» «Тогда пусть
моими вопросами будут: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?» — вкрадчиво сказало Имя Существительное. «Ну, уж это совсем никуда не годится! Нельзя пользоваться чужими вопросами!» -запротестовало Прилагательное.
Пригорюнилось тогда Существительное: «А что же ему делать?! Ведь все вопросы разобрали другие Части Речи?» Но тут ему на помощь пришли братья Суффиксы, они посоветовали сходить за советом к Вопросительному Знаку, он, дескать, ведь мастер
вопросы задавать! Когда же Существительное пришло в гости к Вопросительному Знаку, он прямо с порога спросил своего грустного гостя: «ТЫ КТО? ТЫ ЧТО?» « Я- неопределённое, никому неинтересное существо»,-ответило Существительное. «Да нет же! Я дарю тебе эти вопросы, и теперь ты будешь обозначать предмет, изменяться по числам и иметь форму трех родов!»
Так у Существительного и появилось своё правило.
Николай Заболоцкий — Старая сказка: Стих
В этом мире, где наша особа
Выполняет неясную роль,
Мы с тобою состаримся оба,
Как состарился в сказке король.
Догорает, светясь терпеливо,
Наша жизнь в заповедном краю,
И встречаем мы здесь молчаливо
Неизбежную участь свою.
Но когда серебристые пряди
Над твоим засверкают виском,
Разорву пополам я тетради
И с последним расстанусь стихом.
Пусть душа, словно озеро, плещет
У порога подземных ворот
И багровые листья трепещут,
Не касаясь поверхности вод.
Николай Заболоцкий — Самовар: Стих
Самовар, владыка брюха,
Драгоценный комнат поп!
В твоей грудке вижу ухо,
В твоей ножке вижу лоб!
Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
Я же — дева неповинна,
Как нетронутый цветок.
Льется в чашку длинный-длинный,
Тонкий, стройный кипяток.
И вся комнатка-малютка
Расцветает вдалеке,
Словно цветик-незабудка
На высоком стебельке.
Николай Заболоцкий — Голос в телефоне: Стих
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен…
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.
Николай Заболоцкий — Возвращение с работы: Стих
Вокруг села бродили грозы,
И часто, полные тоски,
Удары молнии сквозь слезы
Ломали небо на куски.
Хлестало, словно из баклаги,
И над собранием берез
Пир электричества и влаги
Сливался в яростный хаос.
А мы шагали по дороге
Среди кустарников и трав,
Как древнегреческие боги,
Трезубцы в облако подняв.
Николай Заболоцкий — Движение: Стих
Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.
Николай Заболоцкий — Когда вдали угаснет свет дневной: Стих
Когда вдали угаснет свет дневной
И в черной мгле, склоняющейся к хатам,
Всё небо заиграет надо мной,
Как колоссальный движущийся атом,-
В который раз томит меня мечта,
Что где-то там, в другом углу вселенной,
Такой же сад, и та же темнота,
И те же звезды в красоте нетленной.
И может быть, какой-нибудь поэт
Стоит в саду и думает с тоскою,
Зачем его я на исходе лет
Своей мечтой туманной беспокою.
Николай Заболоцкий — Клялась ты до гроба: Стих
Клялась ты — до гроба
Быть милой моей.
Опомнившись, оба
Мы стали умней.
Опомнившись, оба
Мы поняли вдруг,
Что счастья до гроба
Не будет, мой друг.
Колеблется лебедь
На пламени вод.
Однако к земле ведь
И он уплывет.
И вновь одиноко
Заблещет вода,
И глянет ей в око
Ночная звезда.
Николай Заболоцкий — Когда я недвижным трупом: Стих
Когда бы я недвижным трупом
Лежал, устав от бытия,—
Людским страстям, простым и грубым,
Уж неподвластен был бы я.
Я был бы только горстью глины,
Я превратился бы в сосуд,
Который девушки долины
Порой к источнику несут.
К людским прислушиваясь тайнам
И к перекличке вешних птиц,
Меж ними был бы я случайным
Соединением частиц.
Но и тогда, во тьме кромешной,
С самим собой наедине,
Я пел бы песню жизни грешной
И призывал ее во сне.
Николай Заболоцкий — Ночное гулянье: Стих
Расступились на площади зданья,
Листья клена целуют звезду.
Нынче ночью — большое гулянье,
И веселье, и праздник в саду.
Но когда пиротехник из рощи
Бросит в небо серебряный свет,
Фантастическим выстрелам ночи
Не вполне доверяйся, поэт.
Улетит и погаснет ракета,
Потускнеют огней вороха…
Вечно светит лишь сердце поэта
В целомудренной бездне стиха.
Николай Заболоцкий — Портрет: Стих
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий — Посредине панели: Стих
Посредине панели
Я заметил у ног
В лепестках акварели
Полумертвый цветок.
Он лежал без движенья
В белом сумраке дня,
Как твое отраженье
На душе у меня.
Николай Заболоцкий — Признание: Стих
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Николай Заболоцкий — При первом наступлении зимы: Стих
При первом наступлении зимы,
Блуждая над просторною Невою,
Сиянье лета сравниваем мы
С разбросанной по берегу листвою.
Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги.
Как между нами сходство описать?
И я, подобно тополю, не молод,
И мне бы нужно в панцире встречать
Приход зимы, ее смертельный холод.
Николай Заболоцкий — Разве ты объяснишь мне: Стих
Разве ты объяснишь мне — откуда
Эти странные образы дум?
Отвлеки мою волю от чуда,
Обреки на бездействие ум.
Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам.
Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы.
Но лишь только черед наступает,
Обожженные крылья влача,
Мотылёк у свечи умирает,
Чтобы вечно пылала свеча!
Николай Заболоцкий — Я воспитан природой суровой: Стих
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.