Стихи Про Морфемы — подборка стихотворений

Стихи Про Морфемы — подборка стихотворений

Стихи Про Морфемы — подборка стихотворений
СОДЕРЖАНИЕ
0
11 мая 2021

Не секрет, что уроки русского языка многие дети начальной школы считают скучными, потому что в наших учебниках присутствует огромное количество правил, которые надо учить и применять. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что младшие школьники, погружаясь в «море» орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания. Они воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собою правил. И, к сожалению, с каждым новым внедряемым УМК количество правил в учебниках русского языка начальной школы только увеличивается. Дети не хотят запоминать, родители не хотят вникать. Учителя разводят руками…

А не лучше ли попытаться перехитрить наших упрямых неучей и, не угрожая «двойками», не повышая голоса, привлечь их внимание к орфографическим правилам с помощью рисунка, рифмовки, шутки, сказки, направив богатое детское воображение в нужное русло? Лучший способ обучения – это увлечь детей и привлечь к сотрудничеству в процессе обучения. Ведь работа учителя заключается не в том, чтобы записать в дневнике «выучить правило на стр. …». Мы должны на уроке объяснить суть правила и показать ребёнку наилучший способ для запоминания.

На уроках русского языка во втором классе, так же как и все учителя, я читаю с учениками правило по учебнику, разбираю его, а затем мы в тетрадях записываем правило в стихах из моей личной «копилки», несколько раз его проговариваем, сравниваем с правилом в учебнике. Когда я задаю вопрос: «Какое правило легче запомнить?» Ученики отвечают: «Конечно, рифмовку!» При записи домашнего задания в дневнике я указываю выучить правило по данной теме хоть из учебника, хоть из тетради. Многие ученики легко и непринуждённо запоминают правило в стихах. Суть правила сохранена, термины ребёнок запоминает, но в рифмованной форме заучить правило намного легче. Попробуйте, может и вам эта форма работы понравится.

Я предлагаю собственные рифмовки по разделу «Морфемика» или «Состав слова». А также рифмовки к тем орфограммам русского языка, правописание которых основано на знании состава слова. Это правописание некоторых суффиксов, приставок с гласными а, о, а также разделительного Ъ. Постоянная, систематическая работа по усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря необходима для овладения морфологическим принципом орфографии. Я предлагаю разнообразить эту работу с помощью ярких схем, рифмовок (см. приложение, презентация «Морфемика»). Сознательный разбор слова по составу пробуждает у детей живой интерес к русскому языку, развивает лексику и является ещё одним этапом на пути развития орфографической зоркости. Все эти рифмовки есть в приложении в виде небольшой презентации, которую удобно использовать на уроках русского языка в начальной школе.

Рифмовки по разделу «Состав слова».

Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!

Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.

Без окончания всё слово
называется основой.

А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!

Суффикс в слове после корня,
образует слово он.
Суффиксы мы будем помнить,
чтоб был богатым лексикон!

Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова.

Правописание приставок с гласной О

О-, во-, до-, со-, по- и про’ –
вот приставки с гласной о.
Об-, обо’-, от-, ото’-,
под-, подо’ – приставки с О!

Правописание приставок с гласной А

За- и на-, раз- и над-
вот приставки с гласной а.
Разо-, раз-, надо-, над-
будем в них мы а писать.

Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук

В-, об-, от-,
раз-, над-, под-.
Вот приставки на согласный.
Часто он звучит неясно.

Правописание разделительного Ъ.

Чтоб согласный звук в приставке
отделить от гласной в корне,
твёрдый знак меж ними ставьте.
Вами будут все довольны.

Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с.

Вот приставки на -з, -с:
раз- и рас-, без- и бес-.
Голову здесь не ломай,
то, что слышишь, то вставляй.
Разглядеть, но рассмотреть.
Разделить, но растереть.
Перед звонким в корне – без.
Пред глухим – приставка с -с.

Правописание корня

(С этим правилом я знакомлю перед изучением орфограмм корня)

Чтобы смысл слова нам не потерять,
правильно нам надо корень написать.

Правописание суффиксов -онок, -ёнок в словах, называющих детёнышей животных.

Чтобы малышей назвать,
суффикс надо добавлять.
Если в корне согласный «шипит»,
суффикс -онок, значит, пиши.
Если мягко согласный звучит,
суффикс-ёнок, значит, стоит.

Например:

Медвежонок, бельчонок,
индюшонок, галчонок.
Но лисёнок, тигрёнок,
Оленёнок и львёнок.

Правописание суффиксов -ек, -ик в словах.

Чтобы -ик, -ек написать,
слово надо изменять.
Есть предмет и нет его –
смотрю суффикс у него.

Если гласный «убегает»,
значит, суффикс -ек вставляем.
Если гласный «не бежит»,
значит, суффикс -ик пиши.

Домика нет, домик есть.
Ключика нет, ключик есть.
Нет замочка, есть замочек.
Нет крючочка, есть крючочек.

Разбор слова по составу

(Я не помню, чьё это стихотворение, но в своей работе я использую эти строки.)

Помни: при разборе слова
окончанье и основу
первым делом находи!
После корня будет суффикс,
а приставка впереди!

Вывод.

Будем части слова знать,
сможем грамотно писать!

Стихи о частях слова

В корне слова смысл упрятан

Это помните, ребята,

От него растут всегда быстро новые слова

Лес – лесник, лесной, лесок,

Дружный- друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава,

Это корень слова. Да!

А приставка перед корнем

Любит место занимать,

Впереди его проворно

Норовит всегда вставать.

У приставки дело важное-

Изменяет слова каждое,

Новый смысл дает словам:

Делал, сделал, переделал,

Ехал, въехал и заехал,

Вертит слово так и сяк

И работа не пустяк.

Суффикс – важная часть слова,

Им кончается основа.

После корня он стоит,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, в ружьишко.

Кота Мурзика в котенка,

А собаку в собачонку.

На конце у слова – окончание.

Прилагает и оно свое старание.

Чтобы слова в предложении

Были связаны крепко,

Чтоб держались они

Друг за друга цепко.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

При изучении состава слова использую занимательные и интересные стихотворения о частях слова, которые помогают учащимся быстро освоить новый материал и запомнить части слова.

В корне слова смысл упрятан

Это помните, ребята,

От него растут всегда быстро новые слова

Лес – лесник, лесной, лесок,

Дружный- друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава,

Это корень слова. Да!

А приставка перед корнем

Любит место занимать,

Впереди его проворно

Норовит всегда вставать.

У приставки дело важное-

Изменяет слова каждое,

Новый смысл дает словам:

Делал, сделал, переделал,

Ехал, въехал и заехал,

Вертит слово так и сяк

И работа не пустяк.

  • Якутенок Евгения ИвановнаНаписать 14701 15.02.2015

Номер материала: 389722

  • Начальные классы
  • Другие методич. материалы
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    15.02.2015 1169
    15.02.2015 541
    15.02.2015 516
    15.02.2015 3181
    15.02.2015 1190
    15.02.2015 1363
    15.02.2015 1164

Не нашли то что искали?

Содержание

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector