Серова Марина Александровна , Педагог дополнительного образования
Москва
В стихотворной форме донести до родителей детей дошкольного возраста права детей, закреплённые Конвенцией о правах ребёнка. Помочь детям, подвергающимся насилию в семье избежать этого насилия и найти защиту от неадекватного поведения родных или приёмных родителей.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Стихи о правах ребёнка
Родился новый Человек,
И пусть он крошечный забавный.
Мы знаем, что на всей Земле
В миг появления – он главный!
Потом проходит два-три дня…
Ему даётся гордо ИМЯ,
Что б в жизни след оставить мог,
И что б не путали с другими…
На выбор имени, подчас,
Немного сил потратить надо.
Но если верно нарекли,
То Человека ждёт награда.
И будет светлым его путь,
Здоровье, счастье, честь и слава!
Так называйте от души
Малыш на то имеет право!
Право на любовь и ласку
Кто-то за спиной сказал,
Что ласки – это сантименты.
Любовь – химический процесс,
Его опасны реагенты!
Всё утечёт, как ручеёк,
Иссякнет навсегда с годами.
Но как же будем мы смотреть,
Поверив в это, в глаза маме.
Она нас нянчила всю жизнь,
Она любила и старалась,
Чтоб мира пагубное зло
На нас никак не отражалось…
Её любовь сильнёй невзгод,
И не утратится с годами.
За это право на любовь
Спасибо, скажем нашей маме!
Я игрушки соберу —
Что есть право на игру,
Она пока не знает.
Мы играли с ней с утра
Не по жёстким планам.
Мы играли просто так,
Как проснулись рано.
Шум весёлый, детский смех
Словно праздник к нам пришёл,
Нет проблем вчерашних.
Сразу стало хорошо:
Папа наш проснулся,
На работу поспешил,
С улыбкой оглянулся.
Братик в школу собирал
Книжки и тетрадки.
Всё нашёл, что потерял,
Будет всё в порядке!
Бабушка пирог печёт,
А мы с дочкою моей
Право на дружбу
Я с тобою не дружу,
Ей сказала Машка.
Ты кусаешь всех подряд
Тебя гладить не хотят,
Ты зачем разорвала
Мне с цветами платьице?
Вышла к дому тётя Таня,
И сказала: «Покорми
Ты собачку, детка!»
Дружбу надо заслужить,
Надо добрым, нежным быть
С меньшими друзьями!
Право на уважительное отношение к себе
Мы играем во дворе
В яхту с парусами.
Кто сейчас мы на Земле,
Ну, конечно, моряки
С капитаном важным.
По морям и по волнам
Ходим мы отважно!
Вот на море сильный шторм,
Яхту кренит вправо.
По колено мы в воде,
И бегут к нам мамы!
Ну-ка, тотчас же домой!
Все промокли в луже…
И корабль свой бросай –
В доме хлам не нужен!
Мы обижены – ревём!
Но не возражаем…
Только тот всего добьётся,
Кто с детства уважаем!
Право на запрет жестоких наказаний
У соседа крик и брань.
Аж, мороз по коже!
Пьяный отчим сына бьёт,
Ну, а мать-то что же?
Не перечит своему
Не заступится за сына,
Как чужая, прямо!
Мальчик мал ещё совсем,
Ничего не сделал.
Просто к озеру сегодня
Искупался с ребятнёй,
Да случайно утопил
Вот за это его так
Право на выражение своего мнения
-Погуляем, мам, немножко,
Так на улице тепло!
-Нет, пойдём домой, Антошка,
Во дворе уже темно.
-Я давно не видел Стёпку!Столько нужно обсудить!
-Надо ужин приготовить
И собаку покормить…
-Пусть тебе поможет Светка.
Ей уже 15-ть лет!
Макароны быстро сварит
И Барбосу даст котлет.
-Света делает уроки,
Жалко мне её, сынок!
Если бы сейчас волшебник
Нам помочь реально смог…
-Нет волшебников на свете,
Нет чудес, и всё на нас.
Но у мамы рядом дети,
Значит, всё решим сейчас!
Право на собственность
-Эй, Витёк, что мастеришь?
-Домик для мышонка.
-Ну и домик, из бумаги!
Из чего же мне его делать,
-Мышка стенки прогрызёт,
Вот и нету дома!
Они дерево грызут
И пластмассу тоже.
-Ничего, она же в клетке,
Убежать не сможет!
-А зачем ей дом тогда?
Ты же в городе живёшь…
Вот и не проблем.
-Поняла: всем нужен дом!
Чтобы в огромном этом мире
Нам не потеряться.
Право на уединение
Под столом сидит весь день
Бабушка его зовёт,
Но ни тут-то было…
Вылезать не хочет внук,
Ни за что на свете!
-Ох, с тобою мне беда,
Что нынче за дети?!
Я девчонкой была —
Мама завтракать звала,
Всю округу обегу,
Чем смогу, я помогу!
Всё про всех узнаю.
Кошка родила котят.
Во дворе – собранье.
Старший брат пошёл
К Наташке — рыжей, на свидание!
Там строительство идёт,
Здесь сажают клёны.
Всё об этом расскажу
Соседям и знакомым!
— Давно ты девочкой была,
Я ведь тоже так могу,
Не спеши сердиться.
Мне хотелось хоть разок
От всех на свете скрыться!
Время Знаний
Россия, 2015-2021 год
Всероссийское СМИ — "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: [email protected]
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2021
Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.
Цель: формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
- Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
- Воспитывать уважение к другим людям.
- Оборудование: презентация к занятию.
Ход внеклассного мероприятия
Ученики встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Произносят речевку:
Здравствуй, мир!
(поднимают руки вверх)
Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)
Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)
Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)
Здравствуй, век! (делают шаг назад)
Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)
Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
II. Беседа по теме.
-А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. (1 слайд)
Сначала послушаем сообщения наших учеников.
1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. (2 слайд)
2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
1 ученик: — Первый документ, о котором я вам расскажу — "Декларация прав человека".
Слово "декларация" означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. (3 слайд)
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о правах ребенка" и наша Россия с 1990 года
(4 слайд) Конвенция — договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей
Учитель: А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. ( Дети зачитывают права, записанные на слайдах с 5 по 18)
-Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше".
-Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)
-С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)
— Ребёнок имеет право на медицинскую помощь.
-Ребёнок имеет право жить со своими родителями.
-Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)
-Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)
-Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
-Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)
Государства — участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.(ст.37)
-Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается — запрещается" Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.
(Учитель по порядку читает стихи)
III. Игра "Разрешается — запрещается"
1. Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят — удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить —
Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел — лечиться,
Это — (разрешается).
6. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить —
Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
IV. Просмотр видеоролика.
Я хочу, чтобы вы ещё раз от мультипликационных героев услышали о правах ребёнка и узнали ещё об одном праве, о нём мы не говорили.
(Ребёнок с ограниченными правами имеет особое право на заботу государства)
V. Обсуждение ситуаций.
Давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)
4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Стаья о том, что дети должны жить со своими родителями)
5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)
6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)
7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).
— Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право — право на образование.
Учитель: Давайте теперь попробуем разобраться, какие права нарушены у героев песен из мультфильмов.
1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)
2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)
3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)
4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)
Учитель: в Стастье 5, говорится: "Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению". Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.(Смайлик. Слайд 27)
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Злой не верит, что есть добрые люди" (Слайд 28). А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге. (Смайлик. Слайд 29)
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Доброе слово лечит, а худое — калечит". (Слайд 30)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты — как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого — уберем.
VI. Обязанности ребёнка.
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Учитель: Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то об обязанностях и написано.Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ (Слайд31)
Обязанности: (Слайд 32)
Заботиться о родителях.
VII. Сценка "Про Петю".
Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа чинит стул. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка, и вообще, у меня завтра контрольная!
(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции Ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей).
Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче, будет меньше конфликтов. Что это за закон?
VIII. Закон Человека: (Слайд 33)
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
"Твои права кончаются там, где начинаются ::
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.
(Доп. мат-л) Кроссворд на повторение прав.(слайды с 35 по 50)
Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на .
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (забота)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (семья)
Вот, к примеру, право .
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (жизнь)
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!