Стихи Про Предлоги — подборка стихотворений

Стихи Про Предлоги — подборка стихотворений

Стихи Про Предлоги — подборка стихотворений
СОДЕРЖАНИЕ
0
09 мая 2021

Елена Табачук
Игры с предлогами в стихах для детей 3–5 лет

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С ПРЕДЛОГАМИ В СТИХАХ с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 ГОДА)

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

В этом посте Вы найдете речевые игры-путаницы с разными предлогами. Они хороши для детей, которые уже знакомы с предлогами и активно употребляют их в своей речи, но еще допускают ошибки.

СТИХИ С ПРЕДЛОГАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. З. АЛЕКСАНДРОВА. ЧТО ВЗЯЛА – КЛАДИ НА МЕСТО!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет, подушку (НА кровать, ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всёсначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать…

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там…

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

ИГРА – ПУТАНИЦА С ПРЕДЛОГАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ.

А. ВАЛАСИНА. ПИРОГ.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стихотворения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.

Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.

Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.

Вот я посмотрел вокруг,сочинились строчки вдруг:

«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.

В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».

Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.

Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:

«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.

На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».

Ой, слова все заблудились и стихи не получились!

Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:

«На стене висит корзина, а в корзине той картина.

У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!

Вместе будем мы опять эти строчки повторять:

«На стене висит (картина). А под ней стоит (корзина).

В той корзине кошка спит. Рядом с ней (клубок лежит)».

Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы. Картинки прикреплены ниже.

ИГРА С ПРЕДЛОГАМИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА».

Для игрыВам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки —

Не ходите далеко,

Съели толстого жука,

Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т. д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т. д.»

РЕЧЕВАЯ ИГРА С ПРЕДЛОГОМ «ЗА». ОТГАДАЙ, КТО СПРЯТАЛСЯ ЗА ДОМОМ?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,

А в игре одни загадки.

Не могу найти я Сашу,

Настю, Диму и Наташу.

Никого нет за кустом,

За крыльцом и за столбом.

Мне немножечко обидно,

Что друзей совсем не видно.

Где теперь ребят искать?

Обойду весь двор опять.

Чьи же ноги за машиной?

Там присели Настя с Димой.

Сашу где искать с Наташей?

Вот они, в подъезде нашем.

Не скажу я даже вам,

Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т. д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения животного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»

Комплекс утренней гимнастики в стихах для детей 5–7 лет Чтоб здоровым, сильным быть Со спортом надо всем дружить Дети стройтесь по порядку На активную зарядку. (Последовательность выполнения:.

Комплексы гимнастики после сна для детей подготовительной группы в стихах Гимнастика после сна в подготовительной группе обязательна. Ведь сразу после пробуждения детскому организму нужно дать заряд энергии для.

Конспект театрализованной игры по мотивам мордовской сказки в стихах С. Люлякиной «День Рожденья» в старшей группе Театр в жизни ребенка — это праздник, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. Сказки служат.

Пальчиковые игры в стихах для младших групп Пальчиковая гимнастика в стихах. Увлекательно. Полезно. Развивает моторику, память, внимательность, воображение. Можно поиграть в любом.

Использование сказок, сказочных героев в повседневной и образовательной жизни детей в стихах Выступление на тему "Сказки" Предлагаю свой опыт работы с детьми-использование сказок,сказочных героев в повседневной и образовательной.

Презентация «ПДД для детей в новых стихах, а также полезные советы» Не редко виновниками дорожно – транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог или переходят улицу в неположенных местах.

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами. Дети с ОНР.

Сценарий сказки в стихах на новый лад «Аппетитный колобок» для детей средней группы Цель: Создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности. Программное содержание: Учить средствами мимики,.

Веселая гимнастика в стихах для детей младшего школьного возраста Гномы и грибы Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте) По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз,.

Разделы: Логопедия

ЦЕЛИ:

  • уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА;
  • упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

1. Организационный момент

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые изображены на схемах на доске.

2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)

Логопед: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну, где живут маленькие слова. Давайте послушаем звуковое письмо, которое нам Фея».

Игра «Письмо Феи». Дети слушают письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Фея. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе красивые дома. (За) улицах ходят модные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) новых автомобилях. (На) городом протекает узкая река. (Под) реке водится вкусная рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить ошибки Феи.

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;

НА – когда предмет находится сверху;

ПОД – когда предмет находится внизу;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

В поле, в доме, на сосне,
За рекой, в лесу, во сне,
Под берёзкой и в берлоге —
Вы заметили предлоги?

4. Составление предложений с предлогами (по картинке)

Логопед: «У Феи есть друг – мальчик Федя. (Выставляется плоскостное изображение героя). У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Федя любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с лёгким мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,
предложение составляй!

Дети составляют предложения.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок?

Почему на первом месте находится полоска с высокой палочкой?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (третье, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у стола со схемами)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

5. Динамическая пауза

В комнате сижу и слышу (присесть, руки возле ушек)
Дождик капает на крышу (движение рук над головой сверху вниз)
А под стол залез котёнок (присесть)
И уснул там как котёнок (сложить руки под ушком)

6. Выделение предлогов из стихотворных текстов

В поле, в доме, на сосне,
За рекой, в лесу, во сне,
Под берёзкой и в берлоге —
Вы заметили предлоги?

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Фея же во всем любит порядок. Помогите ей, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

  • Котенок спрятался под диван.
  • Незнайка увидел машинку под креслом.
  • Платья висят в шкафу.
  • Книги стоят на полке.
  • Мальчик спрятался за дерево.

8. Итог занятия, оценка деятельности детей

— На этом наше занятие окончено. Вы все очень хорошо поработали.

Русский язык – непростой, но очень красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей.

Запомнить падежи помогают сказки, стихи, вспомогательные слова, зрительные образы, рисунки, игры, а иногда и понимание происхождения и названия падежа.

Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей:

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный

Именительный падеж

Это падеж, который просто что-либо или кого-либо называет, именует, поэтому он и зовётся именительным.

Вопросы: Кто? Что?

Запомни!
У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!

Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж «именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало «именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует.

Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

Родительный падеж

Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike — означает «полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города) .

Вопросы: (нет) кого? чего?

Предлоги: с, до, у, из, без, до, вокруг, около, для, возле, после

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Дательный падеж

Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike — «дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, звонок другу).

Вопросы: (дам) кому? чему?

Предлоги: к, по

Я – называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу.
Но и один гулять хожу.

Винительный падеж

Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке. Название падежа дано по слову «вина». Основное значение винительного падежа – называть объект действия, который является причиной, называющей само действие.

Вопросы: (вижу, виню) кого? что?

Предлоги: в, на, под, про

А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

Творительный падеж

Название также ввёл Лаврентий Зизаний в конце XVI века. Этот падеж связан с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное название творительного падежа.

Вопросы: (творю) кем? чем?

Предлоги: перед, под, над, с, за

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.

Предложный падеж

В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога.

Вопросы: (думаю) о ком ? о чём?

Предлоги: о, в, при, на

Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

Сказка про падежи

Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился — стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его ТВОРИТЕЛЬНЫМ. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Как ещё можно запомнить падежи русского языка?

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:

  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
  • Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
  • Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
  • Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
  • Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить

У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?

Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:

  • Именительный, есть ( кивните головой ) кто? что?
  • Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?
  • Дательный, подошёл (пройдите несколько «шагов» по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?
  • Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?
  • Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?
  • Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?

Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.

Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.

По условию задачи
Есть мышонок, кот и сыр.
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр.

Кто? Конечно кот в засаде.
Что? Прекрасен сыр и свеж.
Применяется, конечно,
Именительный падеж.

Нет кого? Конечно мыши.
Нет чего? И сыр исчез!
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж.

Если б дал кому? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным!

Если б котик поделился
С кем и чем.
С мышонком сыром,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром.

И кого теперь винить?
Мышь? Или что?
Кусочек сыра?
Нет! Винительный падеж.

Не закончит дело миром!
А теперь, куда ж деваться,
В падеже предложном котик
Думает о чём? О сыре!
И урчит пустой животик …

Игра

Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.

Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.

Например: слово КОШКА

  • И.п. В нашей квартире живёт кошка.
  • Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
  • Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
  • В.п. Пора кормить нашу кошку.
  • Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
  • П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.

Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы . Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.

Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector