\u0413\u043d\u0430\u0442\u044c, \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c, \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c \u0438 \u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c,
\u0414\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c, \u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c, \u043d\u0435\u043d\u0430\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c,
\u0418 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0435\u0442\u044c, \u0438 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0435\u0442\u044c,
\u0418 \u043e\u0431\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c, \u0438 \u0442\u0435\u0440\u043f\u0435\u0442\u044c \u2013
\u0412\u044b \u0437\u0430\u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u0442\u0435, \u0434\u0440\u0443\u0437\u044c\u044f,
\u0418\u0445 \u043d\u0430 \u0415 \u0441\u043f\u0440\u044f\u0433\u0430\u0442\u044c \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f.
\u041a\u043e \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c\u0443 \u0436\u0435 \u0441\u043f\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u044c\u044e
\u041e\u0442\u043d\u0435\u0441\u0435\u043c \u043c\u044b \u0431\u0435\u0437 \u0441\u043e\u043c\u043d\u0435\u043d\u044c\u044f
\u0412\u0441\u0435 \u0433\u043b\u0430\u0433\u043e\u043b\u044b, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430 -\u0438\u0442\u044c,
\u0418\u0441\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044f \u0431\u0440\u0438\u0442\u044c, \u0441\u0442\u0435\u043b\u0438\u0442\u044c.
\u0410 \u0435\u0449\u0435: \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c, \u043e\u0431\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c,
\u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c, \u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c, \u043d\u0435\u043d\u0430\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c,
\u0433\u043d\u0430\u0442\u044c, \u0434\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c, \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c, \u0442\u0435\u0440\u043f\u0435\u0442\u044c,
\u0418 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0435\u0442\u044c, \u0438 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0435\u0442\u044c.
\u0418 \u0415\u0429\u0401:
\u041f\u0440\u043e \u0441\u043f\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f:
\u0412\u0441\u0435 \u0433\u043b\u0430\u0433\u043e\u043b\u044b, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430 -\u0438\u0442\u044c-
\u0412\u0441\u0435 \u0441\u043f\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f 2-\u0433\u043e, \u043a\u0440\u043e\u043c\u0435 \u0431\u0440\u0438\u0442\u044c, \u0441\u0442\u0435\u043b\u0438\u0442\u044c
\u0418 11 \u0433\u043b\u0430\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043c\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u0435\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432
\u043a\u043e \u0441\u043f\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044e 2-\u043c\u0443 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c:
\u0413\u043d\u0430\u0442\u044c, \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c, \u0432\u0435\u0440\u0442\u0435\u0442\u044c, \u043e\u0431\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c,
\u0412\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c, \u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c, \u043d\u0435\u043d\u0430\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c.
\u0418 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0435\u0442\u044c, \u0438 \u0442\u0435\u0440\u043f\u0435\u0442\u044c,
\u0418 \u0435\u0449\u0435 \u0434\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c, \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c.
\u0418\u041b\u0418:
\u0412\u0441\u0435 \u0433\u043b\u0430\u0433\u043e\u043b\u044b \u0441 \u043e\u043a\u043e\u043d\u0447\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043d\u0430 -\u0438\u0442\u044c
\u0412\u0441\u0435 \u0441\u043f\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e,
\u041a\u0440\u043e\u043c\u0435 \u0431\u0440\u0438\u0442\u044c, \u0441\u0442\u0435\u043b\u0438\u0442\u044c.
\u041d\u043e \u043e\u0434\u0438\u043d\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432
\u041c\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u0435\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432
\u041a\u043e \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c\u0443, \u043a\u043e \u0441\u043f\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c:
\u0413\u043d\u0430\u0442\u044c, \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c,
\u0422\u0435\u0440\u043f\u0435\u0442\u044c, \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0435\u0442\u044c,
\u0412\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c, \u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c.
\u0418 \u0434\u044b\u0448\u0430\u0442\u044c, \u0438 \u043d\u0435\u043d\u0430\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c,
\u0418 \u043e\u0431\u0438\u0434\u0435\u0442\u044c, \u0438 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0435\u0442\u044c. ">]" data-test="answer-box-list">
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
И ЕЩЁ:
Про спряжения:
Все глаголы, что на -ить-
Все спряжения 2-го, кроме брить, стелить
И 11 глаголов мы должны без разговоров
ко спряжению 2-му относить:
Гнать, держать, вертеть, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и терпеть,
И еще дышать, смотреть.
ИЛИ:
Все глаголы с окончанием на -ить
Все спряжения второго,
Кроме брить, стелить.
Но одиннадцать глаголов
Мы должны без разговоров
Ко второму, ко спряжению относить:
Гнать, держать,
Терпеть, зависеть,
Видеть, слышать и смотреть.
И дышать, и ненавидеть,
И обидеть, и вертеть.
Умение грамотно писать — непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык — это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно "Мы знаем, что ныне лежит на всех. " чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.
Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.
Содержание
Правописание глаголов
Что касается изучение глагола как части речи, то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.
Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.
Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.
Глаголы 1 спряжения
Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:
1 лицо | у (ю) | мн.ч. | ем |
2 лицо | ешь | мн.ч. | ете |
3 лицо | ет | мн.ч. | ут (ют) |
Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:
- брить (бреет);
- стелить (стелет).
Глаголы 2 спряжения
Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:
1 лицо | у (ю) | мн.ч. | им |
2 лицо | ишь | мн.ч. | ите |
3 лицо | ит | мн.ч. | ат (ят) |
Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше, в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:
- гнать;
- держать;
- терпеть;
- обидеть;
- слышать;
- видеть;
- ненавидеть;
- обидеть;
- вертеть;
- дышать;
- смотреть.
Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.
Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.
Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.
Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.
Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.
Видео
О глаголах-исключениях — подробно в этом видео.
Глаголы-исключения следует запомнить наизусть, чтобы не ошибаться в написании их личных окончаний. Предлагаем подборку стихов и запоминалок, чтобы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти веселые стихи помогут вам легко запомнить список глаголов-исключений второго спряжения, заканчивающихся на -еть и -ать и глаголов первого спряжения, имеющих конечное буквосочетание -ить.
В русском языке несколько глаголов с безударными личными окончаниями получили название глаголы-исключения, так как спрягаются не так, как типичные глаголы первого или второго спряжения.
- глаголы I спряжения, имеющие в конце -ить, — брить, стелить;
- 7 глаголов II спряжения с конечным сочетанием -еть — смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть,терпеть, вертеть, обидеть;
- 4 глагола II спряжения с буквосочетанием -ать — гнать, держать, дышать, слышать.
Выучить их перечень помогут следующие стихи и шуточные запоминалки.
Глаголы-исключения
ΙΙ спряжение
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть , и терпеть , а еще смотреть, вертеть .
Вы запомните, пожалуйста, друзья,
«Е» в их окончаниях писать нельзя!
Глаголы-исключения первого и второго спряжения запомним с помощью следующих рифмованных строк.
Глаголы I и II спряжения
Ко второму же спряженью
отнесем мы, без сомненья,
все глаголы, что
на -ИТЬ , исключая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
«Брить», «стелить» запомни тоже.
«И» в их окончаниях писать негоже!
Помощь в стихах
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть , и вертеть ,
и обидеть , и терпеть .
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
В личных окончаниях этих глаголов-исключений, принадлежащих ко второму спряжению, мы пишем лишь буквы “и” и «а» или «я» :
Запоминалка
С помощью этого стишка запомним глаголы-исключения с конечным буквосочетанием -еть:
Очень хочется через стёклышко смотреть ,
Целый мир зелёным видеть ,
Лук и слёзы ненавидеть ,
Научиться боль терпеть ,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть ,
Чтобы слабым не вертеть .
Весёлые рифмы
Как начнёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слышать ,
Ну а руки – всё держать .
На меня начнёшь смотреть ,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть ,
Буду от тебя зависеть ,
Раз ты смог меня обидеть .
Буду я тебя не видеть ,
А открыто ненавидеть .
Эти незамысловатые позитивные стихотворения помогают ученикам легче запрмнить личные окончания глаголов.
Скачать:
Вложение Размерstihi_o_spryazheniyah.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающие стихи о спряжениях
Вот спряженье первое .
Все глаголы тут на –Е…
Окончанья личные просто преотличные:
Все ребята узнают.
В форме начальной есть всё, кроме –ИТЬ
(-ЕТЬ,-АТЬ, ОТЬ,-УТЬ… тут не будем учить)
И не забудем присоединить
Два исключения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ
Ко второму ко спряженью
Мы относим без сомненья
Все глаголы с буквой –И…
До чего же хороши!
Окончанья в ряд стоят.
А в начальной форме—ИТЬ
Очень просто заучить.
И для этого спряженья
Вот четыре, что на –ать:
СЛЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ.
Семь глаголов, что на –еть:
НЕНАВИДЕТЬ и ВЕРТЕТЬ,
И ОБИДЕТЬ, и СМОТРЕТЬ,
ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера.
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание.
На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов.
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех.
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени.
Если неопределённая форма глагола оканчивается на -ить, то они относятся ко 2-ому спряжению, например:
Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению , являются брить и стелить:
Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:
Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению :
гнать держать дышать обидеть слышать видеть |
ненавидеть смотреть вертеть зависеть терпеть |
Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:
Ко второму же спряжению Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. |
Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:
Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать: