Красивые стихи про свободу Пушкина Александра Сергеевича: читайте популярные и неизвестные произведения Пушкина на тему "свободы", для взрослых и детей.
Алексееву
Мой милый, как несправедливы Твои ревнивые мечты: Я позабыл любви призывы И плен опасной к.
Веселый пир
Я люблю вечерний пир, Где Веселье председатель, А Свобода, мой кумир, За столом законодате.
Вольность (Ода)
Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая .
Восстань, о Греция, восстань.
Восстань, о Греция, восстань. Недаром напрягала силы, Недаром потрясала брань Олимп и Пинд.
Всеволожскому (Прости, счастливый сын пиров. )
Прости, счастливый сын пиров, Балованный дитя Свободы! Итак, от наших берегов, От мертвой .
В тревоге пестрой и бесплодной.
В тревоге пестрой и бесплодной Большого света и двора Я сохранила взгляд холодный, Простое.
Демон
В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью .
Дочери Карагеоргия
Гроза луны, свободы воин, Покрытый кровию святой. Чудесный твой отец, преступник и герой, .
Друзьям (Нет, я не льстец, когда царю. )
Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердц.
Дубравы, где в тиши свободы.
O Zauberei der erstern Liebe! Wieland Дубравы, где в тиши свободы Встречал я счастьем кажд.
Забыв и рощу и свободу.
Забыв и рощу и свободу, Невольный чижик надо мной Зерно клюет и брызжет воду, И песнью теш.
Кавказский пленник (повесть)
ПОСВЯЩЕНИЕ Н. Н. РАЕВСКОМУ Прими с улыбкою, мой друг, Свободной музы приношенье: Тебе я по.
Кинжал
Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий ки.
К морю
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь го.
Кн.Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы И ею сладост.
К Н. Я. Плюсковой (На лире скромной. )
На лире скромной, благородной Земных богов я не хвалил И силе в гордости свободной Кадилом.
Кто из богов мне возвратил.
Кто из богов мне возвратил Того, с кем первые походы И браней ужас я делил, Когда за призр.
Н. Д. Киселёву
Ищи в чужом краю здоровья и свободы, Но север забывать грешно, Так слушай: поспешай карлсб.
Недавно я в часы свободы
Недавно я в часы свободы Устав наездника читал И даже ясно понимал Его искусные доводы; Уз.
Новоселье
Благословляю новоселье, Куда домашний свой кумир Ты перенес — а с ним веселье, Свободный т.
Послание к Л. Пушкину
Что же? будет ли вино? Лайон, жду его давно. Знаешь ли какого рода? У меня закон один: Жаж.
Пред испанкой благородной.
Пред испанкой благородной Двое рыцарей стоят. Оба смело и свободно В очи прямо ей глядят. .
Свободы сеятель пустынный.
Изыде сеятель сеяти семена своя Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою .
Торжество Вакха
Откуда чудный шум, неистовые клики? Кого, куда зовут и бубны и тимпан? Что значат радостны.
К вельможе
(Москва) От северных оков освобождая мир, Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир, Лишь.
Когда в объятия мои
Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю И речи нежные любви Тебе с восторгом рас.
Песни западных славян — Похоронная песня Иакинфа Маглановича
С богом, в дальнюю дорогу! Путь найдешь ты, слава богу. Светит месяц; ночь ясна; Чарка вып.
В кругу семей, в пирах счастливых.
В кругу семей, в пирах счастливых Я гость унылый и чужой, Вдали друзей вольнолюбивых Тесни.
Герой
Что есть истина? Д р у г Да, слава в прихотях вольна. Как огненный язык, она По избранным .
Дружба
Что дружба? Легкий пыл похмелья, Обиды вольный разговор, Обмен тщеславия, безделья Иль пок.
Лаиса, я люблю твой смелый, вольный взор
Лаиса, я люблю твой смелый, вольный взор, Неутолимый жар, открытые желанья, И непрерывные .
Цыганы (поэма)
Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой В шатрах изодранных ночую.
В часы забав иль праздной скуки.
В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, ле.
Дева
Я говорил тебе: страшися девы милой! Я знал, она сердца влечет невольной силой. Неосторожн.
Послание к Юдину
Ты хочешь, милый друг, узнать Мои мечты, желанья, цели И тихий глас простой свирели С улыб.
Наполеон
Чудесный жребий совершился: Угас великой человек. В неволе мрачной закатился Наполеона гро.
Наслажденье
В неволе скучной увядает Едва развитый жизни цвет, Украдкой младость отлетает, И след ее —.
О дева-роза, я в оковах.
О дева-роза, я в оковах; Но не стыжусь твоих оков: Так соловей в кустах лавровых, Пернатый.
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ.
Город пышный, город бедный.
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, хо.
Песни западных славян — воевода Милош
Над Сербией смилуйся ты, боже! Заедают нас волки янычары! Без вины нам головы режут, Наших.
Великий поэт в своём многогранном творчестве касался всех наиболее важных тем. Тема свободы в творчестве Пушкина была одной из главных в его жизни. Он к ней постоянно возвращался. При этом его понимание свободы эволюционировало вместе с его развитием как поэта.
Содержание
Эволюция темы свободы в лирике Пушкина
Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.
Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл. Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.
В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.
Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.
Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.
Лицейский период
В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.
Это происходило в период 1817 — 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.
Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.
Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:
ода «Вольность»;
Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.
Южная ссылка
В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.
Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.
Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный. » и «К морю». В этих стихотворениях ощущается разочарование.
Поздние годы жизни
Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.
Стихотворение «Лицинию»
Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.
В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.
Ода «Вольность»
Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.
Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:
Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;
Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.
Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.
Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г. В начальной части оды Пушкин символически прогоняет «Цитеры слабую царицу», богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.
Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.
Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.
Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.
В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.
Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.
«К Чаадаеву»
Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.
В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.
Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.
Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.
В этом произведении присутствуют мотивы отказа от лёгкого и приятного ради пробуждения к трудной и настоящей жизни, преодолению проблем. Пушкин утверждает, что важно стремление к славе героической, к борьбе против тирании: «И на обломках самовластья напишут наши имена».
«Деревня»
Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.
Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.
Это сопоставление красной нитью проходит через всё произведение. С одной стороны: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения. ». С другой: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает. ».
Поэт приехал не для праздного времяпровождения, а для освобождения от суеты, ради возможности сосредоточиться на своём творчестве. Ощущение спокойствия и безмятежности является одним из важных условий для интенсивного творческого труда. В деревне, вдали от шума и суеты, проясняется ум. «Праздность вольная» становится «подругой размышления».
Радуясь отдыху и творческому подъёму Пушкин видит несчастья окружающих его людей. Барщина, разврат и «поругание личности» помещиками должны прекратиться и навсегда уйти в прошлое. Служение стране он видит в борьбе против угнетения.
Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.
«Свободы сеятель пустынный. »
Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя».
Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий. «Живительное семя» в «порабощённые бразды» бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.
Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие.
В завершающей части стихотворения Пушкин говорит: «Зачем стадам дары свободы. ».
«К морю»
Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.
Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.
Он с уважением отзывается о Наполеоне и Байроне и говорит, что после их смерти мир опустел. Теперь плыть куда-либо в мире бессмысленно: «Где капля блага там на страже уж просвещенье иль тиран. ».
Поэт в заключение говорит о том, что творческое воображение поэта может перенести могучий и свободолюбивый образ моря «в леса, пустыни молчаливы. ».
«Анчар»
В 1828 г. появилось стихотворение «Анчар».
Анализируя это произведение Пушкина, можно увидеть, насколько ужасно рабство. Главной мыслью является трагическая власть зла.
«Из Пиндемонти»
Это одно из последних произведений в творчестве великого поэта. Оно появилось на свет в 1836 г.
Это стихотворение, несмотря на название, не является переводом. Оно является во многом полемическим.
Здесь Пушкин в первой части отрицает традиционные политические свободы. В заключение он переходит к тому, что воспевает творческую свободу и существование по законам поэзии и красоты.
Что значит свобода для Пушкина
В первое время это выраженные в стихах романтические идеалы, мечты о справедливом общественном устройстве. По мере своего развития поэт вкладывает в понятие свободы необходимость творческой и нравственной свободы, без которой поэтическая невозможна.