Ещё весны душистой нега — анализ стихотворения А. Фета

Ещё весны душистой нега — анализ стихотворения А. Фета

Ещё весны душистой нега — анализ стихотворения А. Фета
СОДЕРЖАНИЕ
0
28 декабря 2020

Текст стихотворения

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

Стихотворение было опубликовано в журнале «Современник» в 1854 году.

Вид лирики

Это стихотворение — прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Тема

Цель поэта в этом стихотворении — создание образно-эмоциональной карти­ны природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.

Жанр

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил.

Стихотворный размер

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб.

Строфа

Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. В первых двух строфах это повторы как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели.

Рифмовка

Фет использовал чередование мужской и женской рифмы и сложную сплетенную рифмовку.

Тропы

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.
К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Лексика

Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу воз­вышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инвер­сия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».

Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет…

Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.

Важная мысль заключена в метафоре:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях…

Речь идет о великой гармонии природы, частью которой является человек.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Анализ стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина Анализ стихотворений
0 комментариев

«Россия» — анализ стихотворения Александра Блока Анализ стихотворений
0 комментариев

«Мужество» — анализ стихотворения Ахматовой Анализ стихотворений
0 комментариев
Adblock
detector