Доклад на тему «Место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе» Материал Образовательная

Доклад на тему «Место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе» Материал Образовательная

Доклад на тему «Место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе» Материал Образовательная
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Доклад для МО учителей начальной школы.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
doklad_mesto_i_rol_predmeta.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

«Место и роль предмета

в начальной школе.»

Отличительная особенность конструирования курса«Окружающий мир» — его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания — отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивания, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы естественно-научного знания в процессе активной познавательной деятельности.

Принципы отбора знаний об окружающем мире в начальной школе.

Основными принципами отбора знаний об окружающем мире являются следующие:

Педоцентризм- принцип максимального учёта потребностей ребёнка этого возраста, выбор сведений, наиболее актуальных для формирования умения адаптироваться в окружающей среде.

Другой важный принцип отбора содержания знаний- реальный учёт возрастных особенностей учащихся. Это находит своё отражение в спиралевидности построения учебного процесса ознакомления с окружающим миром, однако повторение предполагает изучение на новом уровне. Глубина изучаемого материала меняется от класса к классу, поэтому каждый этап изучения предмета «Окружающий мир» может рассматриваться как новый виток спирали, который использует уже имеющиеся знания и в то же время качественно изменяет их.

Важным принципом отбора знаний является культорологический принцип.В учебнике представлен не только материал для обязательного усвоения учащимися, но и дополнительный, который способствует расширению знаний, развитию эрудиции школьников, повышению их общей культуры. Это научно- популярные статьи и очерки о различных природных объектах, истории возникновения нравственных норм, творчестве человека и др. наличие таких знаний очень важно для создания благополучного интеллектуального фона обучения, для развития познавательных интересов школьников.

Принцип теоретизации содержания обучения получает отчётливое проявление в программе предмета «Окружающий мир». Так, научные сведения, которые изучают дети, затрагивают принципиально важные общие законы существования природной среды. Несмотря на то что рассматриваются компоненты природы, с которыми дети постоянно взаимодействуют (вода, воздух, горные породы, почва, растения, животные), устанавливаются взаимосвязи, формирующие картину мира, отражающие единство системы «природа и человек в ней».

Формы обучения в начальной школе.

Одним из недостатков ознакомления с окружающим миром в начальной школе является его вербальный (словесный)характер. Учитель много рассказывает, читает, демонстрирует наглядный материал, а учащиеся являются в то время пассивными участниками учебного процесса.

Традиционно в начальной школе преобладает фронтальная форма организации обучения, реже используются парная и групповая, а также индивидуальная.

Фронтальная форма обучения в наименьшей степени активизирует познавательную деятельность ученика на уроке. Для нее характерна инициативность и самостоятельность лишь отдельных учащихся, а от степени и качества участия в уроке каждого ученика общий результат работы не зависит. В условиях фронтального обучения учителю непросто бывает понять (если не использовать специальных приемов), насколько качественно идет усвоение материала, почему некоторые ученики не проявляют сегодня активности в обсуждении проблемы и т.д. Мнение, идея, план решения одного ученика или самого учителя становятся определяющими для действий остальных. Проявление самостоятельности другими учениками затрудняется (ведь проще наблюдать и следовать действиям того, кто решает, чем предлагать свое решение и следовать ему, рискуя допустить ошибку или не успеть получить ответ). В то же время в процессе обсуждения конкретной проблемы всем классом появляется возможность сформулировать и совместно обсудить различные точки зрения. При этом ученик понимает, что если у него нет собственного мнения по обсуждаемой теме, то он может выбрать и воспользоваться одним из предложенных. Таким образом, характерной особенностью этой формы обучения является ведущая роль учителя и полная зависимость ученика от инструкций и указаний учителя.

. Личностно ориентированные технологии базируются на принципах комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлечённой цели.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода для младших школьников наиболее приемлемыми являются обучение в сотрудничестве (групповые и коллективные методы обучения), технология проектной деятельности, «Портфель ученика».

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Главная идея обучение в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Как видно, основной организационной формой работы учащихся в гуманистической концепции является совместная деятельность в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности. При этом имеется в виду, что используются и другие педагогические технологии, организующие различные формы взаимодействия в зависимости от содержания обучения, обсуждаемой проблемы, этапа познавательной деятельности.

К преимуществам работы в малых группах можно отнести следующие:

— группа помогает избежать риска принятия неверного решения;

— при выполнении одного задания работают 3-4 человека, что уменьшает опасность упустить важные детали;

— дети обучаются сотрудничать в малом коллективе;

— группа оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует её членов к взаимопомощи, к поддержке друг друга, ответственности не только за своё задание, но и за всю группу;

— группа вырабатывает готовность подчиниться общим интересам, признать мнение других.

Трудности организации групповой работы:

— требует более продолжительного времени по сравнению с фронтальной и индивидуальной работой;

— если в группе нет согласия, она плохо управляется;

— группа может воспользоваться результатами деятельности более сильных партнёров

Для современного этапа развития начальной школы групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Групповая работа очень привлекает младших школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно), и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого обучения. Между тем групповая работа – это уникальная форма организации урока. Она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют задание совместно в составе группы) и делает руководство со стороны учителя косвенным. Он выступает только в роли организатора начала и окончания работы: формулирует задание (одинаковое или разные, но все они подчинены единой цели), общую инструкцию по его выполнению, вместе с учениками активно участвует в оценивании результатов. Это необходимо, поскольку самооценка и самоконтроль школьника как обязательные характеристики учебной деятельности формируются на основе эталонов контроля и оценки, предлагаемых педагогом. Отметим также, что оцениванию подлежит работа всей группы, а не отдельных учеников. Ошибки и просчеты отдельных учеников не афишируются, а обсуждаются в группе.

Обычно учитель объединяет детей в группы с учетом их личных склонностей. Известно, что слабому ученику нужны не столько сильные, сколько терпеливые, доброжелательные партнеры. Школьнику с повышенной активностью нужен рядом человек, способный уследить за ходом рассуждений и зафиксировать идею или ход рассуждений. Объединение детей «по желанию» не всегда дает продуктивный результат, поскольку личные отношения становятся определяющими в распределении поручений и организации работы команды. В этом случае руководителем может оказаться ученик, недостаточно разбирающийся в проблеме; решение может быть подменено обсуждением посторонних, не связанных с учебным материалом проблем. То есть при организации группового обучения педагогу приходится учитывать личностные особенности и учебные возможности своих учеников.

Педагог, выбирающий групповую работу, может использовать один из трех вариантов взаимодействия участников команд, последовательно развивающих самостоятельность в совместном труде: лидерный, паритетный и демократический.В первом случае роли распределяет организатор группы (лидер). Он же раздает задания (поручения) в группе. Во втором все ученики договариваются о распределении ролей в группе, каждый отвечает за свою часть. Результатом работы является решение, сложенное из частей – достижений каждого участника команды. В третьем ученики договариваются о ролях (организатор, исполнитель, проверяющий), распределяют части задания между собой, координируют решение.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Следует выделить основные преимущества коллективного способа обучения:

— в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

— из позиции учителя ребёнок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика; усвоенные знания, после того как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными;

— в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

— каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

— формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; растёт самоуважение и самодисциплина за счёт освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей;

— обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Распределение на пары может быть как ситуативным, так и преднамеренным.

В первом классе задания для парной работы даются педагогом, как правило, на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы.

В дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации, вариантов и способов решения. Иногда имеет смысл предлагать для совместной работы тренировочные задания, задания на взаимный поиск ошибок и т.д.

Парная работа имеет эффект для развития познавательной деятельности школьника только в том случае, когда учитель специально учил детей работать в парах, ставить такие вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.

Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы. Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. В частности, все мы знаем, что младший школьник обычно испытывает трудности при оценке своих возможностей для выполнения конкретных заданий и упражнений. Даже разбираясь в теме, многие ученики боятся рисковать и решать что-либо без инструкции или помощи учителя. Поэтому, например, при выполнении контрольных и проверочных работ многие дети не могут выбирать и выполнять задания в удобном для себя порядке, а решают их так, как записал учитель. Упражнения, предлагаемые для индивидуального выполнения, могут быть взяты из учебника, но чаще всего педагог составляет их сам в виде индивидуальных карточек. Дети очень любят получать такие карточки, это вызывает у них интерес и желание работать. Карточки являются либо одинаковыми для всех детей в классе, либо подбираются индивидуально.

Работа по разным учебно-методическим комплектам ведется в тысячах российских школ уже в течение нескольких лет. Результаты обучения: предложенная авторами технология обучения позволяет получить не только высокие результаты подготовки детей, но, главное, повысить их общее интеллектуальное развитие, развить познавательные интересы и способности. Опыт обучения в массовой школе по УМК показывает, что многие задания, проверяющие уровень подготовки в соответствии с государственными требованиями, наши дети выполняют легко и качественно.

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно.

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества и познания окружающего мира на уроке являются правильно подобранные учебники. Где найти нужный и интересный материал? Конечно, я отвечу без сомнения это учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», который нравится не только мне как учителю, но и моим ученикам. Этот учебник помогает ученикам открывать удивительный и многообразный окружающей мир, находить ответы на многие «почему»? Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» нацелен на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей; с его помощью начинается формирование важнейших понятий в области окружающей среды. Красочные иллюстрации дополнены лаконичными текстами, что позволяет уже с первых уроков вовлекать в активную работу как учащихся, только осваивающих грамоту, так и читающих детей. Содержащаяся в учебнике система заданий, главным образом игрового характера, обеспечивает высокую активность учащихся вовремя работы на уроке. Особое внимание уделяется экологическому образованию учащихся. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс А.А. Плешакова «Окружающий мир» является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Список использованной литературы

1.Веселова Т.М.Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа.-2003.-№2

2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9.

3. Виноградова Н.Ф. Обучение должно быть развивающим // Начальное образование. – 2004. – № 2.

4. Виноградова Н.Ф. Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4.

5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие- М.: Педагогика, 1989

6.Дьяченко В.К. . Сотрудничество в общении. О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991

7.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников (Современное состояние и проблемы). // Начальная школа. 2006 №1

8. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. -М., 2005.

10.Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа.2006. №2

11Степанова Н.А.Работа по эколдогии и краеведению. // Начальная школа- 2003- №2

12. Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Начальная школа. – 1999. – № 7.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector