Доклад на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса,

Доклад на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса,

Доклад на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса,
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_deyatelnost_kak_odna_iz_form_organizatsii_uchebnogo_protsessa.docx 30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Чистопольского муниципального района

«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора. эрудиции»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Изменяются также и технологии обучения.

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся, среди которых одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

• стремления личностного самосовершенствования.

Таким образом, разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

Что же такое ученический проект? Это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

— ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

— ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

— ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

— ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

— ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

— ученик субъект обучения – учитель партнер;

— ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

В основной школе основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности обучающихся. Основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе могут быть:

  • увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности;
  • использование разных форм модульного или концентрированного обучения;
  • усиление роли самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации;
  • введение социальной практики и социального проектирования;
  • дифференциация учебной среды;
  • переход на накопительную систему оценивания достижений 9например, использование технологии «портфолио» и т.п.)

При выборе образовательной технологии в старшей школе целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

  • приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри класса;
  • чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности:
  • проектная деятельность, направленная на получение социально значимого продукта;
  • исследовательская деятельность в ее разных формах, направленная на экспериментирование с объектами, на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
  • творческая деятельность, направленная на самореализацию и самосознание, деятельность управления группами людей.

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, Направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Методы, доминирующие в проекте — исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

Предметно-содержательная область — монопроекты и межпредметные проекты;

Характер контактов — региональные, международные, сетевые и т.д;

Число участников проекта — индивидуальные и групповые;

Продолжительность выполнения проекта и ее характер — краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно при условии, если учитель готов к смене социальных ролей: учитель становится партнером и координатором, если ученик овладел основными предметными знаниями, а также, если и учитель, и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.

Анатомия проекта: 5 П – проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация проекта.

Наиболее трудная задача – это правильно выделить проблему, то есть социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер.

Далее определяется объект и предмет исследования. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата.

Задачи проекта — это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте — это предположение, в котором дается предполагаемый вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Она формулируется в виде определенных отношений между двумя событиями или явлениями.

Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.

Третий этап работы – поиск информации. Ее можно найти в книге (справочная, учебная литература, словари, справочники, документальные источники);

– поискать информацию в Интернете;

– задать вопросы родителям, специалистам;

– провести интервью с участниками событий, анкетирование;

Этап исследования может происходить с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование)

Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии ит.д.

2 шаг: демонстрация опыта работы над организацией проектного метода обучения

• Представлять продукт проекта можно на научной конференции, в виде научного доклада, деловой, ролевой игры, защиты на ученом совете и т.д.

Работа над исследовательским или творческим проектом всегда заканчивается этапом рефлексии.

Педагогическая направленность проектной деятельности многообразна:

  • изменение информационной емкости содержания;
  • выход на более высокий уровень осмысления;
  • развитие свободы мышления
  • формирование креативности
  • введение в новую предметную область

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения :

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействоать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы

Следующим важным моментом, говорящим в пользу использования проектной технологии является возможность построить и провести урок по всем требованиям ФГОС ОО нового поколения:

• Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

• Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

• Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

• Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

• Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

• Продумать форму подведения итогов урока.

• Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В заключение хочется еще раз отметить — деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.

Список использованных источников

  1. Данилюк Т.В., Н.И.Калашникова. Формирование читательской компетенции. Уроки-исследования. – Волгоград. Учитель. 2011 г.
  2. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы. circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
  4. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
  6. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
  7. Ступницкая М.С. Что такое учебный проект? — М.: Первое сентября. 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п.

«Урок – это зеркало общей и .

Доклад на РМО воспитателей.

Рассматриваются педагогические технологии, методы обучения и типы уроков.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector