Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_temu_rabota_s_tekstom_na_urokah_obshchestvoznaniya_kak_chast_podgotovki_k_oge_po_predmetu.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на городской семинар 14.05.19

Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету.

Школьное обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, культурологи, правоведения. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития.

Один из наиболее востребованных в обществоведческом курсе видов деятельности – анализ разнообразных по характеру и знаковым системам (тексты, статистические материалы, представленные в таблицах, диаграммах, графиках и т.п.) источников социальной информации. Поэтому во всех частях работы представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности, причем как на уровне извлечения и интерпретации информации, так и на уровне её анализа с привлечением контекстных знаний, рефлексии.

Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объёмом порядка 200-250 слов. Тексты обладают следующими основными характеристиками:

— адаптированы с учетом возрастных познавательных возможностей учеников основной школы;

— тематически связаны с изученным содержанием;

— обладают четкой структурой и содержательной завершенностью;

— содержат доступно изложенную авторскую точку зрения.

Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у обучающихся сложных интеллектуальных умений:

— понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру;

— осуществлять поиск социальной информации и её интерпретацию;

— применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;

— формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

— оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Задание 26 требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является необходимым в логике организации работы с текстом: сначала следует уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста. Замечу, что для девятиклассника такое начало выполнения комплекса заданий к тексту помогает более успешно справиться с другими заданиями блока.

Напомню, что под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста.

При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задаёт какого – то конкретного числа пунктов плана, хотя в примерном содержании верного ответа представлен оптимальный, с точки зрения разработчиков, вариант плана. План может быть простым или сложным. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определённая логика – именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста.

Задание 27 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Задания могут содержать требования:

  1. Найти в тексте любые два (три) определения (объяснения, причины. характеристики и т.д.);
  2. Найти в тексте ответы на два-три вопроса;
  3. Найти в тексте доказательства (аргументы) которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи;
  4. Заполнить пробелы в таблице.

В данном случае проверяется и оценивается уровень сформированности умения извлекать информацию из текста.

Перечисленные мною виды работ с текстом применяемые в системно — деятельностном подходе, т.е. постоянно, в течение всего учебного года позволяют обучающимся приобрести необходимые навыки работы с любым источником информации. Основанием для такого утверждения является тот факт, что при анализе КПР учащихся 8-х классов наиболее успешно были выполнены задания раздела «Русский язык», «История», т.е. там, где требовалось провести работу с текстом.

Подготовила: Семидолина С.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку.

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения .

В данной работе представлен опыт использования на уроках немецкого языка аутентичных песенных и стихотворных текстов.

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником.

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, .

Разнообразие приемов работы с текстовой информацией на уроках географии.

Задание для подготовке к ОГЭ духовная сфера.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector