Доклад на тему; Вивальди Времена года

Доклад на тему; Вивальди Времена года

Доклад на тему; Вивальди Времена года
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы неповторима, являясь источником вдохновения. Композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Мировая музыкальная культура богата шедеврами. Один из таких шедевров – это цикл скрипичных концертов Антонио Вивальди «Времена года» о котором и ппойдёт речь в данном докладе.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
doklad._vivaldi_vremena_goda._vesna.docx 32.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Вивальди Времена года. Весна»

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы неповторима, являясь источником вдохновения. Композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Мировая музыкальная культура богата шедеврами. Один из таких шедевров – это цикл скрипичных концертов Антонио Вивальди «Времена года». Это одно из моих любимых произведений классической музыки. О нем и пойдет речь.

Любое произведение: художественное, музыкальное, архитектурное отражает свое время, свою эпоху. Эпоха Вивальди – это стиль Барокко. Барокко в переводе с итальянского означает «причудливый», «странный», «вычурный». Этот стиль зародился в конце шестнадцатого века в Италии, а потом распространился и в Европе. ( слайд 2 )

Черты Барокко – это стремление к величию и пышности, это контрастность, напряжённость, динамичность образов, зрелищность. В живописи – это цветовая яркость, пышность форм, преувеличение чувств (слайд 3) . В литературе и поэзии процветают стили романа и сонета. В архитектуре – множество ярких скульптурных украшений на зданиях (слайд4,) . В интерьере – богатое убранство, много золота, лепнина, настенная роспись (слайд5) . В моде – помпезные платья и костюмы, изобилие украшений, кружев, бантов; пышные парики, много косметики (слайд 6) . Все дышит торжеством, праздником и сложными церемониями. Вместе с тем Барокко – это эпоха разума и просвещения, так как в это время было множество открытий в науке.

Великие люди эпохи Барокко – это ученый Исаак Ньютон, художники Питер Рубенс и Микеланжело Караваджо и другие.

Музыка Барокко также впитала в себя дух своей эпохи и соответствует ее основным чертам. В это время появилось много инструментальной музыки. А ранее было больше вокальной. Развитие получили такие формы как опера, сонаты, концерты Великие музыканты Барокко – это Иоганн Бах, Гендель, Вивальди и многие другие. (слайд 7).

Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Родился 4 марта 1678 года в Венеции. Вивальди считается одним из крупнейших композиторов. Он внес большой вклад в развитие музыкальной культуры. Например, он стал родоначальником программной инструментальной музыки. Он внес существенный вклад в развитие инструментовки: первым применил духовые инструменты: гобои, валторны, фаготы как самостоятельные, а не дублирующие. (слайд8)

Вивальди написал большое количество произведений. Но в основном он известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Самое известное его произведение – цикл скрипичных концертов «Времена года». Он состоит из четырех частей: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». «Времена года» иногда называют «Четырехактной скрипичной оперой». А все потому, что композитор очень логично и связно выстроил свой цикл, причем, объединил все не только сюжетом и названием, но и сквозным симфоническим развитием.

Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у Вивальди во время его путешествия по Италии. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты. (слайд 9) «Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Но содержание этого произведения богаче, чем просто музыкальные картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти: весна – рождение человека и пробуждение природы, лето – расцвет природы и личности человека, осень – созревание и увядание, зама – старость. Такие символы были характерны времени Барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. На первом исполнении Вивальди лично играл партию скрипки. Каждому из концертов композитор написал сонет – поэтическую программу, которая настраивает слушателя на нужный лад. (слайд 10)

Мой любимый концерт из этого цикла – «Весна», он, как и другие концерты, состоит из трех частей. «Весну» можно услышать в фильмах: «Начинающие» (2010), «Календарь» (1993), «Шпионские игры» (2001), «Голограмма для короля» и многих других.

В первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй части мирно спит пастушок, а в третьей части – пастух пляшет с нимфами под покровом весны. Моя любимая часть – первая: Март.Allegro. «Пришла весна» Здесь перед слушателями ярко разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны. Послушаем фрагмент сонета:

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом. (слайд 11)

С первых секунд поглощают внимание стройные мажорные торжественные аккорды. Ярко светит солнце! Как будто призыв фанфар: «Встречайте весну!». Смена фанфар с форте и пиано – ликование внешнее и внутреннее, в тонких душевных переживаниях.

Следом мы слышим птичье пение и журчание ручья – это красивые скрипичные сольные пассажи, трели и переливы. Изящные и восторженные.

Вдруг тревожное тремоло: наверное набежали тучи, закрыли солнце. Погода весной очень изменчива, как настроение человека. Пошел дождик, тоненькие ростки пробиваются сквозь холодную землю. Звучит минор – не все бывает гладко. Но трудности преодолеть возможно. Весне быть! Завершается композиция ликованием и торжеством! (слайд 12)

Вторая часть -Апрель.Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух

Зеленеет трава, первые цветы, природа полна грёз. Животные радуются первой зелёной травке. 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам.
Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина – образец поразительного остроумия Вивальди. Альтам Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина. (слайд 13)

Третья часть -Май. Allegro,danza pactorale. Танец-пастораль /деревенский танец/

Распускаются фруктовые деревья, воздух вокруг ещё больше теплеет, щебет птиц, пение соловья, над полями «пастушеской волынки звук». Все рады приходу весны.

На небольшом звуковом пространстве композитору удаётся передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грусти (в минорном эпизоде). 3-я часть – финал, подвижный, блестящий. (слайд 14)

Приобщение к музыке создаёт предпосылки для дальнейшего всестороннего развития личности. Музыкальная эстетика должна научить ощущать звуковые формы, чтобы ребёнок рос добрым, отзывчивым, умел радоваться, от души смеяться.
Современные воспитательно-образовательные программы большое внимание уделяют развитию эмоциональной среды ребёнка. Детская душа одинаково чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Формирование «умных эмоций», художественной и эстетической культуры – актуальная задача сегодняшнего дня. Искренняя, жизнеутверждающая музыка Антонио Вивальди из цикла «Времена года» – «Весна» как раз та, которая воспитывает и формирует те самые «умные эмоции», даёт и дарит радостное настроение слушателям. Это произведение мне очень близко. А еще очень хотелось о нем рассказать потому, что сейчас время года – весна. И все люди испытывают в душе эти чувства обновления и ликования. Весна в нашем, Донском, краю необыкновенно красивая, и люди у нас очень добрые. Если бы Вивальди был нашим современником, я думаю, что он также вдохновился бы нашими красотами и написал бы еще не одно произведение, прославляющее мир и красоту. (слайд 15)

Список используемой литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия. Вивальди.
2. Интернет–Wikipedia
3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Методические рекомендации к учебнику «Музыка», М. «Просвещение», 2006.
4. С чего начинается Родина? Москва, Росмэн, 2008.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector