Доклад; quot; Наблюдение за живой природой на прогулке; quot

Доклад; quot; Наблюдение за живой природой на прогулке; quot

Доклад; quot; Наблюдение за живой природой на прогулке; quot
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
doklad_-_nablyudeniya_na_progulke.docx 19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за живой природой на прогулке.

Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать. Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1–2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение еще и чтение отрывков из художественных произведений. Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением за животными, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, бросового признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветка и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения.

Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом. При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам.

Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу. Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того, чтобы отмеченные изменения были ясны для всех.

В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, в старших группах и как схематическое отражение изменений.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных, обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению. В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя). использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.

Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя — сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2 -3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей. При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассмотрению животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птица? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе. Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны. Однако для того, чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Для того чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше». В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно.

Наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы. Вначале эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например, расцвечивание листьев одного из деревьев осенью, рост фасоли, гороха, посаженных в уголке природы, и т. д.) Затем длительное наблюдение может быть проведено за совокупностью объектов. Например, в парке или саду весной наблюдения одновременно ведутся за распусканием листьев, цветением трав, птицами. В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Воспитатель приучает детей следовать плану, который он предлагает в форме последовательной постановки вопросов и заданий. Цель наблюдения часто связывается с трудом («Рассмотрим птичку и поучимся ухаживать за ней — она будет жить в нашем уголке природы») или изобразительной деятельностью. Чаще всего используются познавательные цели, например, пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели, рассмотреть, чтобы научиться их узнавать, и т. д. Иногда воспитатель предлагает загадку, отгадку которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Или сама загадка «предметная»: например, подумать, для какого животного приготовлен корм, затем проверить в ходе наблюдения правильность предположения. Дети средней группы могут участвовать в создании обстановки, необходимой для наблюдения (подготовить корм, сделать для животного загончик), что повышает интерес к наблюдению. Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер. В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются два предмета (с одним из них дети уже знакомы). Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки. В средней группе дети начинают наблюдать и самостоятельно. Следует поощрять их, побуждать к рассказам о результатах своего наблюдения сверстникам.

В процессе наблюдений детей старшей группы знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводятся и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим. В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных у детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний. В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение. В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным по картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, парк весной и зимой). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на те, в которых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными насекомыми, дети обнаруживают у каждого по 6 ножек. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель представляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках. В работе с детьми шестого года жизни длительные наблюдения становятся более дифференцированными: воспитатель привлекает внимание к менее ярким изменениям в природе. Например, наблюдая за ростом гороха, дети отмечают появление ростка, затем листьев, увеличение их количества, появление усов, бутонов, цветков. Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.

Подготовительная к школе группа.

Особенность руководства наблюдениями в этой группе заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности. Основное содержание наблюдений — установление разнообразных связей и отношений между явлениями природы. Дети сами выделяют признаки для сравнения наблюдаемых объектов. Их внимание следует направить на определение сходных признаков, общих для целой группы предметов. При сравнении дети используют и те представления, которые имеются в их опыте (сравнивают по памяти). Часть заданий для длительных наблюдений воспитатель дает заранее, затем изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях он использует вопросы- задания (например: «Чем отличается новая птичка от той, что жила у нас раньше? Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего участка?» и др.). Дополнительные вопросы ставятся только тогда, когда дети в чем — либо затрудняются. По этой же причине используются и обследовательские действия. В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы — термометр, флюгер, лупы, и т. д.

Прогулка является одной из традиционных форм оздоровления в детском учреждении. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются, учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими. У них вырабатываются двигательные умения и навыки. Выполнение этих задач способствуют укреплению здоровья детей.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector