Доклад; quot; Об образовании; quot; Материал на тему Образовательная социальная сеть

Доклад; quot; Об образовании; quot; Материал на тему Образовательная социальная сеть

Доклад; quot; Об образовании; quot; Материал на тему Образовательная социальная сеть
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
Закон об образовании РФ 23.26 КБ

Предварительный просмотр:

В законе Российской Федерации «Об образовании» (ст.14 п.1) говорится о том, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, её духовного развития, социальной компетентности, самореализации, успешности человека XXI века.

Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано — образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.

В результате многочисленных обсуждений в разных регионах, работающих в режиме реализации Комплексного проекта модернизации образования, складывается следующее представление о результативности

современной школы. Выделяется комплекс из четырех слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества:

• традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.);

• надпредметные понятия (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф, обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности);

• ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие);

• общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).

Для оценки учебных достижений (ЗУНов) существуют традиционные привычные формы – итоговая аттестация, ЕГЭ. Другие результаты – ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт – формируются в учебно-воспитательном процессе школы.

Опыт регионов показывает, что наиболее адекватной поставленным задачам и предъявляемым требованиям к современной системе оценивания учащихся формой реалистического оценивания, ориентированной на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности является «портфолио» (или портфель личных достижений) учащегося. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

• проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

• оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетентностей, надпредметных понятий, социального опыта и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся педагогам можно использовать тот огромный арсенал методик, который уже накоплен в российской школе. Дело в том, что компетентности, социальный опыт и надпредметные понятия, как и другие результаты образования (знания, умения и навыки), формируются и проявляются в деятельности, поведении и общении школьников. Следовательно, результаты проводимых диагностических процедур (анкетирования, тестирования и др.) могут быть учтены в портфолио учащихся.

ОЦЕНКА НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Проанализировав психолого-

педагогическую литературу по данному вопросу, выявился комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

• уровень сформированности нравственной культуры;

• уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

• уровень развития патриотических чувств;

• уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося».

Да % Скорее да, чем нет % Затруд-няюсь ответить % Скорее нет, чем да % Нет % Нет ответа %

Знаю флаг, герб и гимн РФ

Имею гражданскую позицию

Выражаю и отстаиваю свою гражданскую позицию

Готов к сотрудничеству с людьми иной расы, национальности, религии и т.п.

Готов взять на себя ответственность в трудной ситуации

Активно участвую в жизни класса школы

Часто выполняю общественные поручения

Готов заботиться о своих родителях (старшем поколении) и детях

Готов отвечать за свои поступки

Веду себя в обществе в соответствии с принятыми нормами поведения

Соблюдаю порядок в общественных местах

Соблюдаю правила дорожного движения

«Шкала совестливости» (разработана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 1б-факторный опросник Р. Кеттелла)

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»).

1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12. Я человек твердых убеждений.

13. Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка результатов и выводы.

За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем больше баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности:

1-6 – низкий уровень

7-10 – средний уровень

11-14 – высокий уровень.

Рассмотрим классификацию ключевых надпредметных компетенций, которые учитель может развивать на занятии в зависимости от предмета, темы, задач занятия.

I. Исследовательские компетенции:

1. Разработка проекта

• определение объекта и предмета исследования;

• постановка целей, формулирование задач и гипотез;

• описание материалов и методов исследования;

• выявление и постановка проблемы;

• описание планируемого результата.

2. Исследовательский процесс

• сбор данных (накопление фактов);

• работа с первоисточниками;

• работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.

• использование компьютера для поиска информации;

• анализ и синтез информации;

• построение обобщений и выводов;

• решение задач творческого и поискового характера;

• постановка опытов и проведение экспериментов.

3. Защита исследовательского проек

II. Речевые компетенции:

• задавать вопросы и отвечать на них;

• логично излагать свои мысли;

• аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение;

• пользоваться официально-деловым стилем речи (писать заявления, доверенности, составлять договоры и т.д.);

• пользоваться научным стилем речи (писать рефераты, тезисы, аннотации);

• пользоваться художественным стилем (писать сочинения);

• вести конспект (книги, лекции);

III. Мыслительные компетенции:

1. Умение анализировать

• проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы).

2. Умение обобщать

• определять теоретическое значение;

• определять практическое значение;

3. Умение систематизировать

• строить графики и таблицы;

4. Умение абстрагировать

• отвлекаться от частных свойств предметов и явлений;

• выделять существенные признаки.

5. Умение синтезировать

• исследовать явление в целостности;

• исследовать взаимные связи частей.

IV. Ценностно-смысловые компетенции

• осознавать свои действия и поступки;

• видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, явлениях;

• видеть и понимать окружающий мир;

• отвечать за свои решения и действия.

V. Общекультурные компетенции

• познавать себя и других;

• следить за своим здоровьем;

• соблюдать этические нормы;

• организовать себя на выполнение поставленной задачи;

• слушать и слышать;

• прощать и просить прощение;

Самоопределение и саморазвитие становятся самыми эффективными жизненными стратегиями. Это означает, что у каждого человека должна быть сформирована потребность и умение учиться всю жизнь. Умение учиться – как цель образования – современный учитель реализует в стремлении развить у учащихся общедеятельностные (надпредметные) навыки учения, обеспечивающие учащимся успешность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учётом его своеобразия и самоценности.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector