Доклад с иллюстрацией; quot; Джордж да в стиле блюз; quot; Методическая разработка по музыке на

Доклад с иллюстрацией; quot; Джордж да в стиле блюз; quot; Методическая разработка по музыке на

Доклад с иллюстрацией; quot; Джордж да в стиле блюз; quot; Методическая разработка по музыке на
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Приурочен к 120 годовщине со дня рождения американского композитора Джорджа Гершвина и

90-летию создания симфонической поэмы «Американец в Париже»

Цель : познакомить с творчеством Д.Гершвина — первого американского композитора – классика

познакомить с историей возникновения музыкального направления — «Симфоджаз» на примере одних из самых известных

джазовых симфонических произведений «Рапсодия в стиле блюз» и «Американец в Париже»

Используемый музыкальный материал:

«Рапсодия в стиле блюз»

«Американец в Париже»

аудио лекция М.Казиника о Гершвине

«Голубая рапсодия» (Д.Мацуев и В.Спиваков)

фрагмент мультфильма «Fantasia 2000»

Скачать:

Вложение Размер
dzhordzh_gershvin.docx 26.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Доклад с иллюстрацией

«Джордж Гершвин. Легенда в стиле блюз»

пгт Красногвардейское 2018г.

Тема методического доклада с иллюстрацией: «Джордж Гершвин. Легенда в стиле блюз» (приурочен к 120 годовщине со дня рождения Гершвина и 90-летию создания симфонической фантазии «Американец в Париже»)

Цель : познакомить с творчеством Д.Гершвина — первого американского композитора – классика

познакомить с историей возникновения музыкального направления — «Симфоджаз»

Используемый музыкальный материал:

«Рапсодия в стиле блюз»,

«Американец в Париже» ,

аудио лекция М.Казиника о Гершвине ,

«Голубая рапсодия» (Д.Мацуев и В.Спиваков)

фрагмент мультфильма «Fantasia 2000»

  1. Введение. Д.Гершвин- образец джазовой музыки
  2. Расцвет творчества. Сочинения

«Рапсодия в стиле блюз»

«Американец в Париже»

  1. Заключение. Последние годы жизни

Джаз, как мир, разложенный по нотам,
Джаз, как стон израненной души…
Джаз, когда на сердце очень плохо…
Мне лекарством музыка звучит!

«Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин сделал это волшебство. Он смело одел эту очень независимую и современную леди в классические одежды концерта. Но нисколечко не уменьшил ее очарования. Он — принц, который взял Золушку за руку и открыто назначил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер» — так сказало своём соотечественнике американский дирижер и музыкальный критик Уолтер Дамрош.

Удивительна история этого талантливейшего дилетанта от музыки, как называли его современники. И начинается его история с России. Родители его, Моисей Гершович и Роза Брускина, покинули Петербург и эмигрировали в Америку в1892 году, спасаясь от еврейских погромов. Семья Гершовичей быстро американизировалась – в поздних документах их фамилия уже звучит как Гершвины.

Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Первым был его брат Айра, впоследствии ставший компаньоном Джорджа. И несмотря на то, что по метрике имена их сыновей были записаны как Изя и Яков, мир запомнил их как Айру и Джорджа Гершвинов.

Пианино, купленное родителями для Айры, подтолкнуло двенадцатилетнего Джорджа к занятиям музыкой – он часами играл на инструменте, подбирая на слух популярные мелодии и развивая беглость пальцев. Его успех был поразительным, невероятным для самоучки – уже в пятнадцать лет Джордж получил свою первую работу — должность пианиста-популяризатора и зарплату 15 долларов еженедельно в музыкальном магазине издательской фирмы «Реммик и компания».

Магазин продавал ноты, и в обязанности Джорджа входило проигрывать отрывки из произведений в качестве наглядной рекламы. Но быть просто хорошим исполнителем не входило в его планы. Ему хотелось сочинять свою музыку. В свободные минуты Джордж Гершвин сам принимался за сочинительство – и здесь у талантливого пианиста-дилетанта раскрылся талант композитора. Уже в восемнадцать лет он дебютировал на Бродвее.

В 1915 году произошло значимое для Джорджа знакомство с музыкантом Чарльзом Хамбицером. На удивление Чарльз быстро нашёл общий язык с юным Гершвином. Он давал ему уроки игры на фортепиано, а также порекомендовал хороших педагогов по гармони и оркестровке.

В семнадцатилетнем возрасте Джордж уже в совершенстве владел музыкальной грамотностью, очень хорошо играл на фортепиано и сочинял свою музыку. Он с усердием изучал классику, но больше всё-таки его увлекала популярная музыка.

Гершвин аккомпанировал, подрабатывал в ресторанах и писал музыку. Уже в 1916 году вышло в свет одно из его первых музыкальных произведений «Когда вы захотите». Особенно популярной эта композиция не стала, но обратила внимание на молодого талантливого композитора многих продюсеров и режиссёров с Бродвея.

Постепенно к Гершвину в музыкальных кругах Бродвея начала приходить популярность. Его имя стало мелькать в газетах и журналах, а музыку Гершвина стали использовать в постановках бродвейских мюзиклов. А известный американский пианист и педагог — Верил Рубинштейн в газетном интервью назвал Гершвина «великим композитором». «У этого молодого человека есть искра гениальности, — утверждал он. — Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет им гордиться»

С 1918 года Гершвин больше не нуждался в ресторанных подработках, он занимался тем, что ему нравилось, и получал за это деньги – Джордж писал музыку для бродвейских мюзиклов. За год он писал до 10 мюзиклов, многие из песен приобретали огромную популярность. В 20 с небольшим лет Гершвин уже стал самым известным композитором Америки, создав музыку более чем к 40 музыкальным постановкам. Тяга к сочинению музыки становилась неодолимой.

К тому времени судьба его свела с выдающимся джазовым музыкантом своего времени Полом Уайтменом. Он начинает работать в качестве композитора с джаз-бэндом Пола Уайтмена.

И именно Уайтмен и натолнул Джорджа Гершвина на создание одного из самых известных произведений – «Рапсодию в голубых тонах». Наивная мечта «вырастить» джаз до симфонических масштабов владела не только Гершвином. Об этом мечтал и сам Поль Уайтмен- создать огромный, поражающий количеством участников оркестр — гибрид под точным наименованием «симфоджаз».

История написания рапсодии довольно забавна – однажды, открыв утреннюю газету, Джордж Гершвин с удивлением узнал, что он, оказывается, начал работу над крупным произведением для симфонического концерта Уайтмена. Премьера была назначена через месяц. Покопавшись в памяти, композитор вспомнил, что несколько недель назад в разговоре с Полом Уайтменом он неосторожно обронил, что для него было бы любопытным заняться написанием произведений для симфонического оркестра. Уайтмен воспринял это как обещание, и раструбил обо всем журналистам. Только Гершвин со свойственной для него любовью к риску мог принять такой вызов.

С 7 января по 4 февраля 1924 года квартира Гершвина на 110-й улице была словно на осадном положении. Настороженная тишина изредка прерывалась короткими репликами вполголоса. Всюду — на рояле, на столе и даже на полу — лежали исписанные страницы нотной бумаги. Работали все: Гершвин писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для сольных импровизаций пианиста. Как только очередная страница была закончена, ее брал Фред Грофе (аранжировщик оркестра Уайтмэна) и оркестровал музыку для джазового состава. Затем фрагменты музыки поступали во владение Уайтмэна и он репетировал их со своим оркестром. Вот так родилась «Рапсодия в блюзовых тонах».

Никогда прежде в Иоулиэн-холле не было столь разношерстной публики, как в тот день 12 февраля 1924 года на концерте, афишированном как «эксперимент в современной музыке». Поль Уайтмэн с удовольствием и волнением поглядывал из-за кулис на передние ряды, где сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Фриц Крейслер, Леопольд Стоковский, Игорь Стравинский.

Программа концерта была большой и разнообразной. Поначалу «эксперимент» явно не удавался: публика скучала. В переполненном зале было жарко и душно. Кое-кто потянулся к выходу. Положение было критическим до момента, когда за рояль сел Гершвин.

Дирижер дал знак, и Гершвин начал соло. Глиссандо на кларнете (прием не обычный для этого инструмента) сразу же наэлектризовало зал. От прежней скуки не осталось и следа. Преобразились и музыканты, заиграли совсем по-другому. Они точно выворачивали себя наизнанку, делясь эмоциями с неистощимой щедростью, искренне, от души. Уайтмэн дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневался: предсказания Уайтмэна о «нокаутирующем успехе» рапсодии полностью оправдались.

Сложная, сильная, ни на что не похожая работа вызвала немало споров. Но как бы то ни было, новая музыкальная форма получила колоссальный успех. Блюзовые мотивы, негритянские спиричуэлс, синкопы джаза – все это сплелось, создав удивительное произведение, немедленно вошедшее в репертуар ведущих оркестров Америки, а потом и Европы. В рецензиях на «Рапсодию» утверждали, что «Рапсодия» выявила гениальный мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Джазовые элементы были подняты на новый, более высокий уровень и вошли равноправным слагаемым в мир симфонической музыки. В этом историческое значение «Рапсодии в блюзовых тонах». Но самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.

Просмотр отрывка «Рапсодии..» в исполнении Д.Мацуева и оркестра В.Спивакова, фрагмент мультфильма «Фантазия»

Так появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». Успех был ошеломительный, рапсодия нокаутировала зрителей, а к Гершвину пришла настоящая слава.

Вместе со славой пришла материальная обеспеченность. К сведению, Гершвин был самым богатым композитором всех времен и народов . Его годовой доход составлял 100 000 долларов (это ,примерно, как 100 млн. сегодня). В 1925 году семья Гершвинов купили пятиэтажный дом на 103-й авеню. и отправилась в трёхлетнее путешествие по Европе -Лондон — Париж — Вена — таков был маршрут путешествия, которое закончилось летом 1928 года.

Из поездки по Европе Гершвин вернулся с наброском симфонической поэмы «Американец в Париже». Полностью новое сочинение было завершено в ноябре 1928 года . В этом году у этого произведения юбилей-90 лет со дня создания. «Американец в Париже» представляет собой фантазию, объединяющую в себе черты сюиты и симфонической поэмы.

Набираясь европейских впечатлений, Гершвин направляется в город «классической» легкой музыки — Вену. В беседах с автором «Сильвы» — Имре Кальманом и автором «Веселой вдовы» — Францем Легаром Гершвин сразу нашел общий язык, укрепился в мысли, что музыка «серьезная» и «легкая» не антагонисты, особенно если к «легкой» музыке подходить по-серьезному, а «серьезную» музыку не оберегать от улыбки. Именно в таком плане и звучит музыка «Американца в Париже». Вот ее программа.

Молодой американец приезжает в Париж и в погожее майское утро отправляется на прогулку по Елисейским полям. На каждом шагу он находит повод для восхищения. И не Лувр, не Версаль, не Трианон, — обычная приманка туристов, — а просто парижские улицы с их сутолокой, гудками таксомоторов, нарядной толпой, непосредственностью реакции парижан на любую шутку — все это увлекает героя симфонической поэмы, в котором нетрудно угадать черты самого композитора. В какой-то момент облачко грусти затуманивает очертания музыкальной фразы, может быть мимолетное воспоминание о родине, о печальном блюзе, вдохновенно исполняемом негром-трубачом. Но облачко ушло в безбрежье неба, и снова синева, солнце, звенящий смех, постукивание тросточки и кастаньетные трели каблучков.

Премьера «Американца в Париже» состоялась 13 декабря 1928 года в Нью-Йоркском филармоническом обществе под управлением Уолтера Дамроша. Три года спустя «Американец в Париже» прозвучал в Куинз-холле в Лондоне. Вскоре «Американец» вошел в постоянный репертуар многих оркестров мира, привлек внимание не только дирижеров, но и балетмейстеров.

Слушание отрывка аудио лекции М.Казиника «Американец в Париже», просмотр фрагмента мюзикла «Американец в Париже»

Великолепный творческий союз братьев Гершвинов, популярность, слава, деньги – всё оборвалось в один миг трагически и неожиданно.

Джордж настолько усиленно работал над «Порги и Бесс», что подвергся колоссальному нервному перенапряжению, его силы были истощены. Дошло до того, что он не мог ни кушать, ни спать. Врачи в один голос утверждали, что композитору необходимо поменять климат и временно оставить музыку. Первый совет Гершвин воспринял с удовольствием, но вот остаться без музыки он не мог ни на один миг.

Внешне он почти не изменился, но стал очень раздражителен и временами выглядел усталым. 9 июля 1937 года обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Джорджа помещают в Лебенен-клинику, где сделали ему операцию Однако спасти Гершвина не удалось. Он скончался, не приходя в сознание, утром 11 июля 1937 года, не дожив двух месяцев до 39 лет. Композитор умер в самом расцвете сил, полный творческих планов.

Судьба Гершвина поразительна. Здесь удивителен и стремительный взлет одаренного самоучки, и яркое горение его таланта, с необычайной дерзостью соединившего в единое целое ранее несовместимое – эстраду и классическую музыку.

Джордж Гершвин, непревзойденный мастер исполнения и сочинения джазовой музыки, по праву считается одним из лучших композиторов в истории Соединенных Штатов Америки. В своей музыке, по словам самого композитора, он старался передать дух свободы, бурлящую энергию американцев того времени.

Конен В. «Пути американской музыки». – М: «Советский композитор» 1977 г

Волынский Э. «Д.Гершвин» — Музыка, Ленинградское отд., 1980 г

Энтелис Л. «Силуэты композиторов ХХ в» — Музыка. Ленинградское отд., 1977 г

Мысовский В, Фейертаг «Джаз» — Гос музыкальное издательство «Ленинград», 1960 г

Журнал «Всемирная детская энциклопедия «Я познаю мир»» № 125

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector