Исследовательская работа «Научная и военно-политическая деятельность А

Исследовательская работа «Научная и военно-политическая деятельность А

Исследовательская работа «Научная и военно-политическая деятельность А
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Актуальность нашего исследования определяется тем, что личность Александра Колчака – это личность крупного российского деятеля.

Данное исследование предполагает увидеть в Колчаке живого человека с часто противоречивыми мыслями, переживаниями, страстями на фоне его истинных и мнимых побед.

Объектом исследования является личность Александра Васильевича Колчака, а предметом – его научная, военная и политическая деятельность.

Хронологические рамки исследовательской работы ограничены годами– 1874-1920 гг.

Целью исследовательской работы является исследование научной, военной и политической карьеры адмирала Александра Васильевича Колчака.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
kolchak.docx 66.28 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Научная и военно-политическая деятельность А.В. Колчака»

Выполнила ученица 9а класса Чернова Е.

Костенич А.В. учитель истории

ГЛАВА I. Научная и военная деятельность А.В.Колчака………….…….5

§1. А.В.Колчак – полярный исследователь………………………………. 5

ГЛАВА II. Первая мировая война. Командующий флотом.

А.В. Колчак – лидер белого движения…………………………………….15

§2.На полях Гражданской войны ……………………………………… 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..27

Актуальность темы. Сложна, неоднозначна, трагична история России – великой, но вместе с тем несчастной страны. В ней были герои и подлецы. Ожесточение и человечность, сила и слабость, отчаяние, страх и разочарование не раз правили свой пир на российских просторах.

Конец XIX и начало XX века – период войн и революций, период социальных потрясений в истории Европы и России. Эти потрясения сбили нашу страну со столбовой дороги самобытного развития и столкнули на тупиковый путь коммунистических экспериментов. Русский полярный исследователь и ученый, герой русско-японской и Первой мировой войны, известный не только в России, но и за ее пределами флотоводец адмирал Александр Васильевич Колчак, вступивший на жизненную стезю и закончивший ее в рамках этого сложнейшего переломного периода, оказался в гуще важнейших событий. Судьба не обделила его ни радостями, ни тревогами. Было достаточно промахов, ошибок, спадов, но и немало подъемов, заслуг перед Россией. В его биографии отразилась история России той поры.

Почему сегодня нам представляется целесообразным познакомиться с деятельностью А.В. Колчака? Да потому, что началом всех начал для Колчака были государственность, нация, отечество, честь, долг, то есть те самые понятия, которые священны, должны быть священными для каждого гражданина России, и прежде всего для воинов, защитников земли своей во все времена.

Александр Колчак – не просто история. Это, в известном смысле, и способ миросозерцания, определения ценностных приоритетов и пути их достижения.

Свыше тридцати лет носил он военную форму. Прошел через северные льды, через три больших войны, побывал в Англии, Америке, Японии, Китае, в других странах, в неспокойное время узнал Россию.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что личность Александра Колчака – это личность крупного российского деятеля. Фигура неоднозначная и противоречивая в мыслях и поступках.

Невозможно встретить работу, посвященную истории Гражданской войны в России, в которой бы не говорилось о Колчаке. Однако в советской литературе о нем всегда было принято говорить в негативном плане, в продолжение нормативной коммунистической легенды о «кровавом Колчаке», «закоренелом монархисте» и т.д. Это одно. Другое обстоятельство сводится к тому, что советские авторы, говоря о Колчаке, редко выходили за рамки лишь оценок его деятельности; сам он как историческая личность внимания не привлекал. И, несмотря на то, что жизнь и деятельность адмирала А.В.Колчака всегда представляло живой интерес у научных деятелей, требуют дальнейшего тщательного изучения, что и побудило нас заняться данной темой.

Объектом исследования является личность Александра Васильевича Колчака, а предметом – его научная и военная деятельность.

Хронологические рамки работы ограничены годами жизни данной личности – 1874-1914 гг.

Целью работы является исследование научной, военной карьеры адмирала Александра Васильевича Колчака. Поставленная цель предполагает решение следующих задач :

  1. Проанализировать научную деятельность А.В. Колчака.
  2. Выявить военные заслуги А.В. Колчака в период Русско-Японской и деятельность в Первой мировой и Гражданской войне и определить его роль в белом движении.

3. Проследить этапы формирования политических взглядов А.В. Колчака.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подборе и анализе источников и литературы, в том числе опубликованных в последнее время, что позволяет по новому подойти к оценке научной, военной и политической деятельности А.В. Колчака в Российском государстве в начале XX века.

ГЛАВА I. Научная и военная деятельность А.В.Колчака

§1. А.В.Колчак – полярный исследователь

Весной 1895 г. Колчак получил назначение на только что спущенный на воду крейсер 1-го ранга «Рюрик» в качестве помощника вахтенного начальника. На этом крейсере он ушел в плавание на Дальний Восток. В конце 1896 г. был переведен на клипер «Крейсер» в качестве вахтенного начальника и на протяжении нескольких лет совершал плавания в водах Тихого океана. Во время плаваний Колчак выполнял не только строевые офицерские обязанности. Он усиленно занимался самообразованием, пополнением специальных и общих знаний. Вместе с тем он в служебном порядке вел работы по океанографии и гидрологии. Колчак все больше утверждается в намерении участвовать в экспедициях, заняться океанографией, наукой. И в этом направлении он уже тогда сделал первые серьезные шаги. В 1899 г. Колчак опубликовал свою первую статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» с мая 1897 г. по март 1898 г.» [1] .

Командир «Крейсера» Г.Ф.Цывинский позднее, став адмиралом, писал: «Одним из вахтенных учителей был мичман А.В.Колчак. Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».

Товарищи Колчака по плаваниям отмечали, что он находил время на изучение древних индийской и китайской философией. Культура Востока его влечет и позднее, когда в 1917-1918 гг. он оказался в Японии и Китае. Чтобы иметь возможность читать произведения китайских мыслителей в подлинниках, он изучает китайский язык.

По прибытии в 1899 г. в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С.О.Макарову, готовившемуся к плаванию на ледоколе «Ермак» в Северный Ледовитый океан. «Я просил, — отмечал Колчак, — взять меня с собой, но по служебным обстоятельствам он не мог этого сделать, и «Ермак» ушел без меня. Тогда я решил снова идти на Дальний Восток, полагая, что может быть, мне удастся попасть в какую-нибудь экспедицию, — меня очень интересовала северная часть Тихого океана в гидрологическом отношении. Я хотел попасть на какое-нибудь судно, которое уходит для охраны котикового промысла на Командорские острова к Беринговому морю, на Камчатку. С адмиралом Макаровым я очень близко познакомился в эти дни, так как он сам много работал по океанографии» [2] . Ранее Колчак писал «Еще будучи в корпусе, и во время плавания на Восток. Моим желанием было снарядить экспедицию для продолжения работ в Южном Ледовитом океане, начатых нашими знаменитыми адмиралами Беллинсгаузеном и Лазаревым» [3] . Таким образом, позднее, видимо, под влиянием С.О.Макарова, внимание Колчака было переориентировано на Север, к рубежам Российской империи. Тогда, по возвращении с Дальнего Востока, в Петербурге Колчак узнает о готовящейся Академией наук под руководством барона Э.В.Толля Русской полярной экспедиции. Она имела целью исследовать земли на севере от берегов Сибири. Находясь в плавании в Средиземном море, во время стоянки корабля в греческом порту Пирей, Колчак совершенно неожиданно получил предложение из Академии, от Э.В.Толля, принять участие в упомянутой экспедиции. Оказывается, работы А.В.Колчака обратили на себя внимание барона, нуждавшегося в трех морских офицерах. Поступившее предложение Колчак принял немедленно и в январе 1900 г. явился к Толлю.

Начальник экспедиции предложил А.В.Колчаку руководить гидрологическими работами, а кроме того, быть и вторым магнитологом.

21 июля 1900 г. экспедиция на специально оборудованном, приобретенном в Норвегии судне «Заря», двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. До того А.В.Колчак пробыл некоторое время в Норвегии, где оборудовалась «Заря». Там он занимался у знаменитого полярного исследователя Ф.Нансена. Во время плавания и зимовок на Таймыре и на Новосибирских островах Колчак, как и другие члены экспедиции, напряженно трудился, вел гидрографические, океанографические работы, плавал на катере, измерял глубины, наблюдал за состоянием льдов, делал наблюдения над земным магнетизмом. Совершал поездки по суше, исследуя малоизвестные места побережья материка и островов. В апреле-мае 1901 г. они вдвоем с Толлем путешествовали по Таймыру. Позднее Колчак со спутниками, а где и в одиночку, впервые пересек остров Котельный, измерив высоты, проехал поперек Земли Бунге от устья р. Балыктах к южной части острова Фаддеевского, совершал поездки по льду к западу и северу от острова Бельковского, открыл остров, названный именем Стрижева. Начальник экспедиции был чрезвычайно доволен Александром Васильевичем и в донесении президенту Академии, посланному в январе 1901 г., сообщал: «Станции начинались всегда гидрологическими работами, которыми заведовал лейтенант А.В.Колчак. Это научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью ученого». Толль вообще считал, что Колчак «не только лучший офицер, но он также любовно предан своей гидрологии» [4] . Э.В.Толль увековечил имя А.В.Колчака – назвал его именем открытый экспедицией

По прибытии в Иркутск он составил «предварительный отчет начальника экспедиции на землю Беннетт для оказания помощи барону Толлю лейтенанта Колчака», датированный 19 марта 1904 г. Вскоре он был опубликован. Путешествия и наука могли стать главным поприщем Колчака, и на нем он достиг бы, несомненно, еще больших успехов. Но Александр Колчак еще всегда помнил, что он – военный моряк, офицер. Чувство долга позвало его на русско-японскую войну.

В декабре 1905 г. президент Академии наук Великий князь Константин Константинович писал морскому министру: «Окончание экспедиции лейтенанта Колчака совпало с началом военных действий на Дальнем Востоке, вследствие чего офицер этот счел своею нравственной обязанностью принять участие в войне и отправился с разрешения моего и своего морского начальства прямо из Иркутска на эскадру Тихого океана. Явившись в половине марта 1904 г. в Порт-Артур, он оставался там во все время осады, а после сдачи крепости возвратился через Японию и Канаду в начале июня 1905 г. в Санкт-Петербург совершенно больным от полученной раны и суставного ревматизма». Президент просил министра вновь прикомандировать лейтенанта к Академии до 1 мая 1906 г. для обработки гидрографических и картографических результатов экспедиции. Высокая оценка президентом Академии личных и научных данных Колчака базировалась не только на собственных умозаключениях, но и на отзывах специалистов. Просьба президента морским министром была удовлетворена.

Материалы экспедиции были чрезвычайно богаты. Для их обработки понадобились многолетние усилия и русских, и иностранных ученых. Этим занималась специальная комиссия Академии наук. Публикация результатов производилась отдельными выпусками, соединяемыми потом в тома. В связи с октябрьскими событиями 1917 г. это дело так и не было завершено. А.В.Колчак выполнил основную работу по приведению в порядок материалов двух экспедиций, их обобщению, составлению отчета. Но проделанная работа далеко выходила за рамки отчетов. Обобщения, научные наблюдения позволили создать ряд глубоких научных работ.

Им была написана и опубликована в «Известиях» Академии статья «Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Академией Наук для поисков барона Толля». Немыслимо дерзкая экспедиция А.В.Колчака, совершенная при этом без человеческих потерь, в отзыве академика Ф.Б.Шмидта была расценена, как «необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого было сопряжено с трудом и опасностью». Вместе с тем высоко оценены были и географические открытия и научные достижения. В 1906 г. Императорским географическим обществом А.В.Колчаку была присуждена высшая награда – Большая Константиновская Золотая медаль. В феврале того же года он избирается действительным членом этого общества.

А.В.Колчак составил краткое описание яхты «Заря», детально охарактеризовал ее, как тип корабля, предназначенного для плавания во льдах, но не вполне надежного. В дальнейшем Александр Васильевич займется теорией и практическими проблемами кораблестроения и в этой сфере деятельности достигнет существенных результатов. Одним из результатов полярных экспедиций и плодом последующей кабинетной работы Колчака явилось издание в 1906-1908 гг. четырех карт. В 1907 г. в переводе Колчака был опубликован труд датского физика и океанографа М.Х.Кнудсена «Таблицы точек замерзания морской воды». В 1909 г. Колчак опубликовал монографию «Лед Карского и Сибирского морей», основанием для которой послужили наблюдения над льдом в Карском и Сибирском морях, а также в районе Ледовитого океана, расположенном к Северу от Новосибирских островов, произведенные русской полярной экспедицией в течение 1900-1903 гг.

А.В.Колчак мечтал об открытии северного морского пути и вносил вклад в его подготовку. Главное гидрографическое управление морского министерства возглавлял генерал-майор А.И.Вилькицкий, являвшийся также полярным исследователем, хорошо знавшим А.В.Колчака. Он рассматривал вопрос об исследовании и открытии Великого Северного пути из Атлантического океана в Тихий океан.

А.И.Вилькицкий, поддержанный правительством, решил организовать экспедицию и сделал А.В.Колчаку предложение включиться в ее подготовку и быть в числе руководителей. Колчак принял это предложение и разработал проект экспедиции. В нем важное место отводилось использованию стальных судов ледокольного типа, причем не таких, как «Ермак». Тот рассчитан был на ломку льда. Целесообразна была конструкция, рассчитанная на раздавливание льда, с использованием для этого веса корабля. Опыт участия в экспедициях, изучение недостатков конструкций яхты «Заря» и «Ермака», построенного по идее и под руководством С.О.Макарова, натолкнули Колчака и его друзей на мысль о постройке кораблей типа «Фрам» Ф.Нансена. Но в противоположность «Фраму» новые корабли должны были иметь стальной корпус. Это была идея того типа ледокола (фактически «ледодава»), которая легла в основу ледокольного флота в последующем и находится на вооружении кораблестроителей и поныне.

Проект Колчака был одобрен. Он добился освобождения в Морском Генштабе и причисления к Главному гидрографическому управлению. К нему все определеннее «прилипало» почтительное призвание «Колчак-полярный».

В 1909 г. ледоколы были спущены на воду. Водоизмещение кораблей было одинаковым – по 1200 тонн. «Вайгач», которым предстояло командовать Колчаку, имел длину 54 и ширину 11 метров, скорость 10,5 узла. Корабли были хорошо оборудованы для проведения исследований. Будучи построены военным ведомством, они считались военными, имели на вооружении пушки и пулеметы. Степень надежности, непотопляемости их была высокой, и они долго и надежно служили исследовательским и спасательным целям, позволили сделать крупнейшие открытия. К сожалению, в советской литературе заслуги Колчака перед Отечеством в создании этих судов и в развитии ледокольного флота вообще замалчивались

К осени 1909 г. корабли были приготовлены к плаванию на Дальний Восток.

27 октября 1909 г. корабли направились из Петербурга через Суэцкий канал во Владивосток. Уже на пути следования проводились научные наблюдения. 3 июля 1910 г. суда прибыли во Владивосток для осуществления плавания в Арктику. Главное гидрографическое управление на навигацию 1910 г поставило ограниченные задачи: пройти в Берингов пролив и обследовать его район, имея основным пунктом для съемок и больших астрономических наблюдений мыс Дежнева, на зимовку вернуться во Владивосток. Главная часть программы откладывалась на весну 1911 г. Задание было частично выполнено, необходимые научно-исследовательские работы в районе мыса, в которых участвовал и Колчак, завершены.

Колчака просили приехать в Петербург и продолжить работу в Генеральном штабе по проведению в жизнь судостроительной программы по созданию нового военно-морского флота России. После некоторого колебания Колчак на предложение ответил согласием.

Экспедиционные работы в следующем году были продолжены без него, но с использованием и его идей, под руководством И.С.Сергеева, затем, Б.А.Вилькицкого. В 1911-1916 гг. экспедиция изучила наиболее трудный для плавания участок у берегов Таймыра, открыла пролив Б.А.Вилькицкого, Землю императора Николая II, остров царевича Алексея (мыс Таймыра), остров А.И.Вилькицкого и другие, сделала практические шаги по прокладыванию трассы Северного морского пути. Затем этот путь – от Владивостока до Архангельска был проложен.

На этом непосредственная, столь плодотворная и значимая деятельность Александра Васильевича Колчака, как полярного путешественника и исследователя, закончилась. Однако мысли о далеком сибирском севере его не оставляли. Он, в частности, в 1912 г. участвовал в обсуждении плана экспедиции Г.Я.Седова к Северному полюсу, указывая на серьезные недостатки. Тогда же – в 1910 г. – задуманное в изучении севера, арктических морей было прервано Колчаком, что называется на полпути из-за не менее важных для страны дел – укрепления ее обороны, флота, предупреждения ее разгрома несравненно более мощным флотом Германии. Тем не менее, и то, что было сделано, заслуживает глубокой благодарности потомков. Академик Ф.Н.Чернышев, участник Шпицбергенской экспедиции, отмечал, что даже «норвежцы не решаются делать такие отважные путешествия, как А.В.Колчак».

§ 2. Русско-японская война

Как уже было сказано ранее, научную деятельность Александра Васильевича прервала Русско-Японская война, о начале которой он узнал, возвратившись из экспедиции. Уже из Якутска Колчак обратился к президенту Академии Наук Великому князю Константину Константиновичу с просьбой отчислить его от академии и передать в военно-морское ведомство.

По прибытии в Порт-Артур Колчак немедленно явился к вице-адмиралу С.О. Макарову, которого считал своим учителем. Это была их вторая встреча. Александр Васильевич просил назначения на наиболее боевую должность, на миноносец, но Макаров, принимая во внимание состояние его здоровья, подорванного двумя экспедициями, определил молодого офицера на крейсер «Аскольд». Через несколько дней адмирал Макаров погиб на подорванном и затонувшем броненосце «Петропавловск»…

Вскоре Колчак был назначен на минный заградитель «Амур». На этом небольшом судне, по воспоминаниям современников, он, выйдя однажды ночью из порта, потопил 4 японских транспорта с грузом и войсками. Зарекомендовав себя храбрейшим и распорядительным офицером, Александр Васильевич, спустя всего несколько дней, получил новое назначение – на эскадренный миноносец «Сердитый». Он начал командовать уже будучи больным тяжёлым воспалением лёгких, едва держась на ногах, и вскоре слёг в госпиталь, откуда, едва оправившись, вновь вернулся на миноносец и приступил к установлению мин и заграждений около Порт-Артура. Именно на этой минной банке подорвался японский крейсер «Такосадо», что было единственным случаем за всю войну.

Между тем, начали сказываться последствия полярных экспедиций. У Колчака разыгрался сильнейший суставной ревматизм, и он был вынужден просить назначения на сухопутный фронт, который нёс теперь основную тяжесть борьбы. За недолгий срок пребывания в должности командира морских орудий на северо-восточном участке обороны крепости, Колчак неоднократно отражал атаки японской пехоты, участвовал в боях, был легко ранен, но не ранение, всё усилявшийся ревматизм заставил его в дни падения Порт-Артура лечь в госпиталь, где он вместе с другими больными и тяжело ранеными, которых не смогли эвакуировать отступающие войска, был взят в плен японцами. Колчак вспоминал: «В Нагасаки партия наших больных и раненых получила очень великодушное предложение японского правительства, переданное французским консулом, о том, что правительство Японии предоставляет нам возможность пользоваться, где мы захотим, водами и лечебными учреждениями Японии, или же, если мы не желаем оставаться в Японии, вернуться на родину без всяких условий. Мы все предпочли вернуться домой». В Петрограде врачебная комиссия признала Колчака полным инвалидом и дала четырёхмесячный отпуск для лечения на водах.

Не давая себе отдыха, прямо из Сибири измотанный долгой и тяжёлой экспедицией молодой лейтенант отправлялся в Порт-Артур.

За героизм, проявленный в боях в Порт-Артуре, А.В.Колчак был награжден Георгиевским оружием – золотой саблей с надписью «За храбрость». Это была не единственная награда. Еще 15 ноября 1904 г. за «сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур, обстреляние неприятельских позиций», произведенных во время командования эскадренным миноносцем «Сердитый», он был награжден орденом Св. Анны IV степени в надписью «За храбрость». По возвращении из плена – орденом Св. Станислава II степени с мечами. В 1906 г. Колчаку вручили серебряную медаль в память о русско-японской войне, а в 1914 г. – нагрудный знак участника обороны Порт-Артура.

Президент Академии наук Великий князь Константин Константинович в декабре 1905-го года писал морскому министру: «Окончание экспедиции лейтенанта Колчака совпало с началом военных действий на Дальнем Востоке, вследствие чего офицер этот счёл своею нравственной обязанностью принять участие в войне и отправился с разрешения моего и своего морского начальства прямо из Иркутска на эскадру Тихого океана. Явившись в половине марта 1904 г. в Порт-Артур, он оставался там во всё время осады, а после сдачи крепости возвратился через Японию и Канаду в начале июня 1905 г. в С.-Петербург совершенно больным от полученной им раны и суставного ревматизма» [5] . По просьбе Великого князя Александр Васильевич вновь поступил в распоряжение Академии и занялся обработкой результатов экспедиций.

Боевое крещение Колчака состоялось. Состоялось со славою, но с большим ущербом для здоровья.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector