Исследовательская работа по истории на тему «Евпатий Коловрат подвиг истинного патриота»

Исследовательская работа по истории на тему «Евпатий Коловрат подвиг истинного патриота»

Исследовательская работа по истории на тему «Евпатий Коловрат подвиг истинного патриота»
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Проект на тему «Евпатий Коловрат: подвиг истинного патриота» выполнен ученицей 7 класса Струтовской Марией.

Цель проекта: исследовать личность и подвиг Евпатия Коловрата с исторической точки зрения; доказать, что современная молодежь помнит своих героев.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
kolovrat_avtosokhranenny.docx 85.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Исследовательская работа по истории на тему
«Евпатий Коловрат: подвиг истинного патриота»

Выполнила Струтовская Мария Игоревна
учащаяся 7 «Б» класса
МОУ СОШ «Перспектива»
г.о. Власиха Московской области
Научный руководитель: Сидорова А.С.,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ «Перспектива»
г.о. Власиха Московской области

В наше время тема об исторических личностях, внёсших вклад в спасение нашей земли, веры, культуры, народности, традиций, языка, безусловно, актуальна. Каждый гражданин Российской Федерации должен стремиться знать свою историю, людей, обеспечивших ему мирную жизнь и в наши дни. Исторические личности — хороший пример для эталона патриотизму, веры, любви, физическим качествам.

С каждым годом интерес к прошлому растёт всё больше. Выпускники школ всё чаще выбирают жизненный путь историков, студентам нравится обогащать знания профессоров, благодаря помощи в различных раскопках, поисках информации. Многие современные учащиеся стремятся внести свой вклад в увеличение исторических знаний в стране. Это благое рвение невероятно важно для знаний о прошлом России. Также, родители должны прививать детям любовь к стране, к её истории. То есть учить своих детей благодарить прошлое за настоящее. Но не нужно забывать, что история состоит не только из событий, а также из людей, которые каким-либо образом повлияли на развитие этих событий. Человеческий фактор является не менее важным для истории, поэтому нужно помнить исторических героев, участников войн, давших нам возможность существовать сейчас. Растить юных патриотов крайне важно для сохранения всех ценностей государства. Также, изучение истории развивает интеллект человека, заставляет думать, анализировать. Знание истории дает нам возможность понимать те события, которые происходят сейчас и влиять на них, чтобы не совершать ошибок, совершенных в прошлом. Поэтому человек, который хорошо разбирается в истории, в любой ситуации сможет поддержать разговор и показать свои интеллектуальные способности.

На сегодняшний день существует большое количество научной и популярной исторической литературы, масса кинофильмов о прошлом нашей страны. Режиссёры и писатели видят в этой теме гениальный и привлекательный контент. Также, такая подача упрощает усвоение информации школьниками и студентами. В 2017 году в прокат вышел фильм «Легенда о Коловрате», где рассказывалось о подвиге рязанского вельможи. Но, как известно, в кино часто немного изменяют историю для привлекательности картины. Также, название «Легенда» говорит за себя. Режиссер как бы выдвигает свой вариант случившегося. Как раз после просмотра этого замечательного фильма, я заинтересовалась личностью Евпатия Коловрата. Я стала изучать его подвиг, биографию, и вдохновилась на выполнение исследовательской работы. Именно поэтому я считаю, что познавательные исторические кинокартины реально важны для общества. Наш народ должен знать своих героев. А в фильмах и художественных книгах информация представлена доступно, понятно и интересно, что как раз подходит для современной молодёжи. Ведь нам нужно воспитать достойное поколение, потому что нам важно будущее нашей страны.

Историки хотят восполнить пробелы, рассмотреть события с другой стороны. К примеру, разногласия в теме об Иване Грозном. Или расхождения в версиях о кончине царевича Дмитрия, сына Ивана IV. Споры не успевают прекращаться. А ведь всё это случается из-за недостатка источников и фактов. Многие события имеют слишком давнюю дату. К сожалению, на сегодняшний день нет технологий для полного и достоверного анализа прошлого. Обстановку нагревают всё новые и новые обстоятельства. Раскопки для выяснения подробностей удивляют поразительными открытиями. Но всё же встречаются примеры с большим отсутствием фактов. Часто это случаи, когда событие произошло слишком давно, многие источники могли вовсе не уцелеть, ведь Русское государство прошло через множество событий, нередко имеющих печальные последствия, например, нашествие монголов, Смутное время, Отечественная война, две Мировых войны и т.п.

События, описываемые мной, произошли в 1237-1238 годах. Во время нашествия монголы уничтожали всё и вся, потому что не желали оставлять что-либо на своём пути. Поэтому прийти к выводу будет крайне непросто из-за отсутствия многих сведений.

Цель проекта : исследовать личность и подвиг Евпатия Коловрата с исторической точки зрения; доказать, что современная молодежь помнит своих героев.

1. Изучить биографию Евпатия Коловрата;

2. Исследовать исторический источник и проанализировать подвиг Евпатия Коловрата;

3. Познакомиться с культурными памятниками, посвященными Евпатию Коловрату;

4. Изучить учебную литературу на наличие данных о Евпатии Коловрате;

5. Провести социологический опрос на знание личности и подвига Евпатия Коловрата среди учащихся, проанализировать данные опроса и сделать выводы.

Обоснование : Евпатий Коловрат – личность, о которой многие слышали, но много ли тех, кто знает, какой подвиг он совершил и в чем этот подвиг состоял?

Гипотеза исследования : Евпатий Коловрат – человек, который героически защищал свою Родину от нашествия Батыя. Несмотря на недостаток достоверной информации о жизни и подвиге Евпатия Коловрата, эта историческая личность не забыта.

Методы проведения исследования:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование исследовательской деятельности;

Поисковые: поиск информации по данной теме, проведение опроса;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; изучение исторического источника;

Презентационные: наглядная демонстрация результатов проведенного исследования в виде презентации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1.1. Сведения о биографии и личности Евпатия Коловрата

Конечно, есть некоторые сведения о жизни Евпатия Коловрата, но данная историческая картина имеет очень давнюю дату, поэтому многое не сохранилось. Количество информации о биографии героя ничтожно мало. Возможно, из-за того, что на Рязанской земле воцарилась скорбь, и желания задокументировать события, личности резко отпало. Возможно, документы утеряны или сожжены из-за сомнительных и неприятных периодов в истории страны. Но всё же на сегодняшний день известны определённые факты, по которым можно сложить биографию, физический, а также моральный облик героя.

Одного источника только о биографии Коловрата нет. Есть некоторые летописи, повести, где повествуется о подвиге Евпатия.
Его отчество Львович, как можно видеть из некоторых редакций «Повести». По преданию он был рождён в селе Фролово Шиловской области (Старорязанский стан), рязанские историки называют это место Урсовский городок Воинского уезда, примерно в 1200 году. Возраст Коловрата к началу сражения уже больше тридцати лет.

Подробных сведений о жизни Коловрата до описываемых в повестях и летописях событий, связанных с разорением Рязани в 1237 году, нет. Тогда просто попробуем реконструировать образ и деятельность героя.

В самом начале «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится, что Евпатий является «неким из вельмож рязанских». Также, чуть далее можно прочесть о том, что Коловрат «был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем». Отсюда делаем вывод, что герой был приближённым к князю рязанскому [1] .

Теперь же из перечисленного выше можно сделать вывод о его физических и даже моральных качествах. По преданию князь рязанский ездил в Чернигов для просьбы о помощи в отражении атаки на его город. Там его и Евпатия настигла новость о страшном разорении. Вельможа был доверенным лицом князя, ведь простого боярина не отправят помогать и оберегать важную для государства личность. Из этого следует, что он был умным, честным, сильным, надёжным и преданным. Теперь же можно сказать, что он имел прекрасное телосложение, ведь он же оберегал жизнь князя. Также, этот факт подтверждается тем, что в летописях и повестях, где говорится о подвиге Коловрата, присутствуют отголоски былин. Для людей Евпатий представлялся героем из легенд, ведь узнавая историю о Евпатьевом нападении на Батыя при жёстких условиях и изучая повести, народ видел в этом былину. А затем сложился образ Коловрата как героя, а герои и богатыри всегда были высоки, стройны и сильны.

Также, его моральные качества можно рассмотреть в следующих фрагментах «Повести о разорении Рязани Батыем». Как только вельможа получил весть о нападении на город, он тут же ринулся туда, дабы успеть помочь воинству сражаться. Он не успел. Прибыв в Рязанскую землю, он увидел «её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты», тогда он мчится в столицу и видит «город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены» [2] . В этих строках видно боль утраты, боль за свою землю и население, которые были беспощадно растоптаны монголами. А значит этот человек был патриотом, он любил свою страну и готов был сражаться, отстаивать честь и свободу русского народа.

1.2. Евпатий Коловрат в культуре

Конечно, долгое время простые рязанские люди передавали рассказ о событиях 1237-1238 годов «из уст в уста». За время словесной передачи истории, многое успели сделать легендой. Из рассказа успели сложить некую былину. Конечно, таким образом, Евпатий Коловрат занимает огромное место в русском фольклоре, а именно: в былинах, легендах, преданиях, песнях. Кроме того, он обогатил и нашу современную литературу.

Безусловно, то, что сделал Евпатий важно для страны. Каждый человек видит, что Коловрат герой. На это обратили внимание многие писатели, которые создали литературные произведения о подвиге Евпатия. Как уже было сказано выше, такой формой подачи информации легко заинтересовать студентов и любознательных школьников. Это очень важно, ведь стране нужно достойное будущее, поэтому стоит воспитывать патриотизм у молодёжи. Об Евпатии Коловрате написано множество поэм и стихов. Сергей Есенин в 1912 году написал «Песнь о Евпатии Коловрате», и в этот же год поэму «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе». Николай Языков в 1824 году написал стихотворение «Евпатий». А Лев Мей. «Песню про боярина Евпатия Коловрата» в 1859. Также, Сергей Марков создал «Слово о Евпатии Коловрате» в 1941 году, а в 1947 году Василий Ряховский произведение «Евпатий Коловрат». В 1969 году Владимир Ерохин пишет о Евпатии Коловрате. Так же поступает и Валентин Сорокин в 1975 году. В 2009 году Лев Прозоров (Озар Ворон) тоже пишет произведение о Коловрате. В 1976 году Ю. Вронский печатает «Злой город», в котором даются сведения о герое. Впоследствии его редактирует Д. Силлов в 2007 году. А Кончаловская Н. П. создает повесть «Наша древняя столица» в 1972 году.

Многие художники, как и писатели, видят важность, значимость подвига Коловрата. Они черпают вдохновение из рассказов об этом герое. Конечно, творчество живописцев получается просто великолепным. Выше уже было написано, что Евпатия видят, как и былинного героя в том числе. Поэтому некоторые картины имеют своеобразный смысл. Например, картина М. Преснякова «Евпатий Коловрат». Также, основываюсь на былинный и легендарный вид и характер персонажа, большинство художников представляют героя как богатыря. Так представил Евпатия скульптор И. Коржев, сделав гениальную фигуру Коловрата в думах из литьевого камня, тонировав под бронзу чёрным металлом. Конечно, есть множество рисунков, гравюр от неизвестных авторов, поражающих нас своей красотой и сложностью.

Подвиг Коловрата вдохновил на создание музыкальных шедевров многих композиторов. Современные группы записали песни о Коловрате. В 2007 году выпустили песню группа «Киборг», в 2014 группа «GjeldRune», в 2016 группа «Иван Царевич», в 2018 группа «Прохожий». Также, треки о Коловрате исполнили группы «Моя дерзкая правда», «Возвращение», а «Путь солнца» исполнили «Ни шагу назад». Также, в 2010 году была создана «Кантата в пяти частях», музыку к которой написал Виктор Викторов, а текст Геннадий Попов.

Выше была изложена мысль о важности предоставления легко усваиваемой информации для современной молодёжи. Конечно, кинематограф и мультипликация выступают идеальными источниками для познания и и усвоения информации младшим поколением. Киностудией «Союзмультфильм» в 1985 году был снят мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», режиссёром которого является Роман Давыдов. Также, в 2017 году в прокат на российские киноленты вышел фильм «Легенда о Коловрате». Режиссерами стали Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий. Главного героя играет Илья Малаков. Именно после просмотра этой картины, я вдохновилась на более подробное изучение истории, биографии Евпатия, а также, я решила написать данный проект. Я очень отчётливо понимаю важность снятия таких фильмов, ведь нам необходимо воспитать патриотичное поколение.

Кстати, в 2008 году была разработана компьютерная игра «Золотая орда». Таким образом, даже подросткам, которые больше заинтересованы в программах, нежели в учёбе, стало легче познавать историю.

Умелые мастера выковали замечательные памятники герою во имя благодарности за его великий поступок. В Рязани установлено три памятника Евпатию. Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата. Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы. [3] .

2.1. Подвиг Евпатия Коловрата и его войска.

21 декабря 1237 года войско Батыя взяло Рязань. Он просто убил ни в чём неповинных людей и уничтожил процветающий город. Всё, что делали монголы, было страшно и жестоко. Они не щадили ни стариков, ни детей, ни женщин.

Евпатий Коловрат в момент опустошения Рязани находился в Черниговском княжестве. Получив весть о разорении города, он со своей дружиной возвращается в Рязань, надеясь еще застать там Батыя, но приезжает туда поздно. Он видит лишь мертвые тела и сожжённый город. Тогда вельможа решает ударить по монгольскому игу. Скорее всего, Коловрат понимал, что его атака не несёт настолько важный стратегический характер. Осознавал также и то, что бороться небольшим отрядом против десятков тысяч монголов – это все равно, что идти на собственную смерть. Тем не менее, Евпатий Коловрат собирает дружину в 1700 человек и отправляет гонцов в соседние княжества за помощью. Но правители отказывают в военной поддержке. Возможно, они не поверили, возможно, сами готовились встречать незваных гостей. Или же просто князья между собой были в ссоре, ведь на Руси в то время царила раздробленность.

Евпатий с дружиной разработали план нападения, тщательно подготовились. «И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.» [4] .

Потом были пойманы 5 воинов русских, изнемогающих от ран. Привели их к Батыю. «Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому» [5] . Потом он послал мужа своей сестры Хостоврула на Коловрата. Тот пообещал победить какого-то мелкого воина с малой дружиной. Но Евпатий разрубил Хостоврула до седла мечом. Рязанские воины положили в том бою многих ордынских богатырей. Монголам удалось сломить наших дружинников, только окружив русских воинов. Хотя численное преимущество армии имели ордынцы. Посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Коловрата: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нем ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». [6] .

В отрывке из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы видим всю мощь и силу русских воинов, которые шли умирать за свою Родину. Глядя на подвиг этих людей, современный человек начинает понимать важность патриотизма.

Евпатий Коловрат, конечно же, понимал, что это небольшое сражение не решит судьбу Руси. Но любовь к Отчизне, боль за народ привели героя к решению о наступлении на Батыево войско. Ум и вера Коловратова отряда чувствуется в каждой строке. Имея такую малую численность войска, они пошли против огромного полка монгол (по разным источникам численность монгольской армии от 37 до 75 тысяч человек). Умственные способности дружинников нашей армии поражают. Ведь придумать настолько гениальный план наступления при неравных силах – очень непростая задача.

Конечно, продвигать истории о подвигах героев из прошлого – невероятно важная задача. Делая богатырей эталоном, современный человек может улучшить многие свои качества. Кстати, многие психологи говорят о том, что для любого индивидуума нужно иметь персону, на которую равняться. Человек учится жить, а брать с кого-то пример действительно важно. Именно поэтому продвигать исторические личности – важная задача историков. Кроме того, юное поколение страны должно знать своих героев!

2.2. Критика

Учёные по сей день ведут споры о достоверности фактов. Каждый исследователь видит свою версию случившегося и выдвигает предположения. Именно поэтому однозначной информации о подвиге нет. Рассмотрим ряд фактов, которые вызывают вопросы и сомнения.

1. Небольшой отряд Евпатия Коловрата (1700 чел.) против десятков тысяч монголов. Откуда известно точное количество воинов в отряде Коловрата? При этом точных данных о монгольском войске нет. В тексте «Повести» приводится лишь такой факт: один бился против тысячи, двое – против тьмы [7] . Необходимо заметить, что тьма в Древней Руси обозначала 10 000 чел.. Существует версия, что численность войска Коловрата могла быть меньше. Это объясняется фактом, что Рязань после нашествия была фактически безлюдна, ведь войско хана не жалело ни стариков, ни детей, ни женщин. Отсюда появляется вопрос где Евпатий собрал так много людей?

2. Расправа Евпатия Коловрата с Хостоврулом, братом Батыевой жены: в «Повести» сказано, что Евпатий разрубил Хостоврула от макушки до седла [8] . Меч всегда должен быть заточен, т.к. в затупленном виде он будет бесполезен. Как известно, Хостоврул выехал к Евпатию Коловрату, когда Батый увидел, что полегло много его воинов, следовательно, к этому моменту меч Коловрата уже должен был превратиться в груду металла, а для того, чтобы заточить оружие, необходимо было много времени и сил. Кроме того, возникает вопрос, как меч мог разрубить снаряжение Хостоврула.

3. Монголы смогли справиться с отрядом Коловрата, только с помощью пороков – камнеметных орудий, которые применялись при осаде крепостей [9] . Неужели несколько десятков тысяч опытных монгольских воинов не смогли справиться с небольшим отрядом Евпатия Коловрата?

4. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится, что убитый Коловрат был отдан оставшимся в живых из его дружины [10] . Но вопрос о точном месте могилы Евпатия остается открытым. В статье 1986 года В. Поляничев пишет: «Из Зарайска траурная процессия с телом воеводы продолжила путь на юг, к Рязани. На пути встала Вожа… Река под напором внешних вод вспучилась, и преодолеть её стало невозможно. Воины поняли: сохранить тело Евпатия от тлена уже не удастся, и они решают похоронить его тут же на берегу реки». Его словам есть подтверждение. На берегах этой реки есть один холм, который можно считать курганом. Там до 1930-х годов стояла часовня, но потом её разобрали из-за нужды в кирпичах. Тогда в подполье был найден камень, под которым находилась могила «какого-то былинного героя». [11] Конечно, с городом Зарайск связано множество версий и предположений, но об этом позже. Раскопок в той местности не проводилось, поэтому точно утверждать о достоверности версии нельзя. Но могли ли несколько израненных воинов насыпать приличный курган? Или же просто, изнемогая, донести мертвое тело так далеко? Этот вопрос открывает сомнения в версии В. Поляничева. А в некоторых редакциях повести указывается, что в Рязанском соборе прошло торжественное отпевание героя. Но это ставится под сомнение из-за факта о том, что вся Рязань была убита и город скорбел. К тому же, тогда в Рязани должна быть отдельная могила для героя. Но таковую никто не искал, и вряд ли теперь можно что-либо найти как раз из-за древней даты событий.

Тему о городе Зарайск стоит рассмотреть подробнее, так как версии связанные с этим городом имеют обоснованные предположения. Территориально Рязань и Зарайск вполне близки: между ними около 60 км. Предположим, что было так: Евпатий Коловрат приезжает в уже опустошенную Рязань с его небольшой дружиной, там он находит чудом спасшихся людей, потом выезжает в Зарайск, где собирает своё войско. По одной из версий он вышел на Великое поле, где стал собирать дружинников-добровольцев. Зарайск к приезду богатыря уже был разбит монголами. Но он пострадал не так сильно, как Рязань. Следующим городом на пути Батыя была Коломна. По преданию именно на пути к ней Коловратов отряд и затормозил противника, ударив неожиданно. Монголы решили, что мертвые восстали, что против духов они ведут борьбу, потому что удар был нанесен со стороны полностью опустошенного города. По одной из версий нападение случилось по реке. Во-первых, с Зарайска в любом случае удобнее вести нападение в сторону Коломны и по реке, и по суше. Во-вторых, предположение, что войско было собрано именно в Зарайске имеет смысл, так как живых бойцов там было гораздо больше, нежели уцелевших в Рязани.

Теперь же открыт вопрос о точном времени написания «Повести о разорении Рязани Батыем». Есть вероятность, что самые древние редакции «Повести о разорении Рязани» датируются второй половиной XV века, так как в ней присутствуют некоторые выражения, которые появляются в различных повестях XIV-XV столетий. Можно оспорить данный факт тем, что рязанская повесть послужила источником для летописцев будущего, но первым доказательством обратного служат речевые обороты «исполин силою», «один бьётся с тысящей, а два со тьмою», слово «санчакбей», которое употреблялось при взятии Царьграда турками в 1453 году. Фразы были использованы в повести Нестора-Искандера. Вряд ли из «Повести о разорении Рязани Батыем» были взяты фразы, пригодные только для турецкой армии (санчакбей). Теперь же рассмотрим плач князя Ингваря Ингоревича. Сравнивая его плач с плачем Евдокии по князю Дмитрию из «Слова о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича», можно заметить некоторые сходства. Например, употребление по отношению ко многим павшим обращения в единственном числе, такие как «месяц мой красный», «господине», «скоропогибший». Так обращались в районе XIV-XV веков. Также, «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву» имеют некоторые жанровые и текстовые сходства. Правда, определить, какая повесть древнее довольно непросто.

Теперь же можно объяснить былинные отклики в истории Коловрата. Профессор Михаил Георгиевич Халанский в своей работе «Великорусские былины киевского цикла» пишет о том, что былина о Коловрате в изложении многое потеряла, но, в общем и целом исторические события переданы точно. Автор проводит параллели между «Повестью о разорении Рязани Батыем» и другими былинами. Например, проф. Халанский вспоминает героя киевских былин, богатыря Михайло Даниловича, который тоже боролся с монголами [12] .

Как отмечает автор, в повести про Евпатия говорится о том, что тот напал внезапно и начал сечь без милости. Данное утверждение характерно для всего русского эпоса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подвиг Коловрата имел место быть в истории нашей страны, но сам рассказ о его подвиге имеет вставки, характерные для былин, а это значит, что исторические события передавались из уст в уста и, как следствие, какие-то детали события могли быть как утрачены в памяти народа, так и преувеличены. Можно сказать, что человек, решивший задокументировать события, просто опирался на некоторые источники для более красочного описания.

Существует версия, что Коловрат мстил. Мстил за убитый город. Мстил за жизни невинных людей. Зная факт, что Коловрат вместе со многими княжествами атаковал Батыя под Коломной, можно подумать, что он решил поддержать Русь. Но в стране была раздробленность. Именно поэтому версия о мести имеет смысл. Но сейчас мы не можем говорить точно, ведь прошло столько времени. Безусловно, Коловрат удивил монголов своим нападением, ведь они не ждали удара со стороны разбитого города.

Также, выше уже была поднята тема о том, что дата сражения неизвестна. Имеется множество несостыковок. Но утверждать, что дата сражения выбрана верно, мы можем, так как дружина Коловрата ударила как раз в нужный момент, испугав и ослабив монгольские отряды, если верить документам о битве под Коломной. А Рязань была взята в самом конце 1237 года. То есть воеводе понадобилось время для сбора дружины, поездок из одного места в другое, обдумывание плана, находку оружия и многое другое. Кстати, из этой темы как раз вытекает вопрос о точной дате смерти богатыря. Но сражение под Коломной случилось 1 января 1238 года. Отсюда вопрос: как Коловрат успел так быстро всё решить? По логике он напал 3-4 января. Теперь же в некоторых редакциях повести говорится, что он был отпет 11 января. Опять же сходства есть. Но некоторые историки считают, что сражение ордынцев и Коловратовой дружины произошло отдельно от битвы под Коломной.

2.3. Оценка подвига Евпатия Коловрата

Здесь я попытаюсь осмыслить и понять подвиг Евпатия Коловрата. Что же двигало воеводой, когда он пришел к решению о нападении на орду? Выше было высказано предположение о мести богатыря. Но отойдя от него, или же просто углубляясь в мысль можно также о многом сказать.

Итак, Коловрат приезжает на свою Родину. Но всё, что там было сожжено. Население перебито. В «Повести о разорении Рязани Батыем» подробно описывается его плач: «И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляясь в сердце своём» [13] . Неподдельную боль видно сразу. Желание отомстить, конечно же, присутствовало у богатыря. Он осознавал свой моральный и воинский долг перед своей Родиной. Насколько сильна его любовь к Отчизне можно говорить бесконечно. Он по-настоящему оправдывает свою верность Родине.

Коловрат понимал, что монголы могут отнять у Руси всё: свободу, землю, культуру, язык, религию. За веру православную стояла дружина Евпатия. В те времена люди искренне верили в Бога. Точно можно утверждать, что перед боем воины молились. Поэтому, возможно, монголы решили, что борются с духами. Хоть выше и приводилась версия, что так написано из-за удара со стороны «мертвой» Рязани, но если углубиться, можно подумать о молитвенной поддержке со стороны святых Земли Русской. К тому же, в тот период на Руси ожидали конец света. Молитвы могли возноситься гораздо чаще и горячее. Кстати, есть предположение, что с дружиной Коловрата был русский святой, который и помог духовно нашим воинам. Многие воины чувствовали поддержку невидимого мира. Вера давала силы для неравной борьбы с жестокими и беспощадными монголами. Нашествие ордынцев, кстати, было воспринято как наказание за грехи, а войнами Бог, как известно, наказывал людей. Народ не хотел терять одну из главных ценностей, сохранявших единство государства в период феодальной раздробленности – религию.

Евпатий Коловрат — герой. Патриот, воин, смельчак. О качествах его души можно говорить бесконечно. Известно даже, что сам Батый восхищался смелостью и силой Евпатия Коловрата. Нужно ставить в пример такие личности и показывать юным поколениям, какими патриотами надо быть. Нужно приучать молодежь ценить всё, что имеет страна: культуру, язык, веру, народность. А Коловрат – историческая личность, которой восхищаются массы и по сей день. Такого человека нужно помнить!

Ранее не раз была открыта тема о том, что важно воспитать поколение патриотов, люб ящих страну и уважающих историю. И решила я узнать, а знакомы ли с этой личностью мои сверстники и старшие поколения учащихся моей школы «Перспектива». Для этого я провела опрос для учеников 7-8 классов и 10-го класса социально-гуманитарного профиля.

Учащимся 7-8 и 10 классов школы «Перспектива» предлагалось ответить на 3 вопроса анкеты:

1) Знаете ли Вы, кто такой Евпатий Коловрат?

2) С каким историческим событием связано имя Евпатия Коловрата и его подвиг?

3) Если Вы знаете о подвиге Евпатия Коловрата, укажите источник (уроки истории, дополнительная литература, ТВ, Интернет и т.п.).

Всего из 65 опрошенных 40 (61,5%) ответили, что они знают, кто такой Евпатий Коловрат, а 27 из них смогли назвать историческое событие, с которым связан подвиг Евпатия Коловрата.

Проанализируем результаты отдельно по классам. Результаты продемонстрированы в диаграмме 1.

Среди учащихся 7-8 классов 22 из 40 опрошенных (55%) ответили, что им известно имя Евпатия Коловрата. Из них 14 опрошенных (35%) не только знают, кто это, но также смогли правильно назвать историческое событие, участником которого был Евпатий Коловрат, а 8 респондентов (20%) знают о герое, но им неизвестно историческое событие. Соответственно, 45% — 18 опрошенных из 40 — ответили, что о нем не слышали.

В 10А классе (социально-гуманитарный профиль) 18 опрошенных (72%) из 26 знакомы с именем Евпатия Коловрата. Среди них велика доля тех, кто смог верно назвать историческое событие, в котором принимал участие Евпатий Коловрат, а именно 13 респондентов (52%). 5 учащихся (20%) знают, что это за личность, но назвать событие, связанное с подвигом Евпатия Коловрата не смогли. И, наконец, 7 опрошенных (28%) абсолютно не знают, кто такой Евпатий Коловрат.

В целом соотношение тех, кто имеет представление о заданном историческом персонаже и связанных с ним событиях можно представить на диаграмме 2:

Последний вопрос, на который должны были ответить учащиеся, связан с источником их знаний о личности и подвиге Евпатия Коловрата. Наглядно результаты представлены в диаграмме 3.

На первом месте респонденты указывали такие источники, как СМИ и Интернет. Некоторые указали в ответе «фильм», подразумевая, по всей видимости, «Легенду о Коловрате». Зная о том, что подростки в настоящее время «не вылезают» из Интернета и положительно относятся к просмотру разного рода фильмов, такой результат вполне очевиден. Но не менее важным источником оказались и уроки истории. Именно благодаря им столько учащихся знакомы с рассматриваемой исторической личностью.

Нужно также отметить, что небольшая часть опрошенных указала как СМИ и Интернет, так и уроки истории. На последнем месте с большим отрывом у учащихся дополнительная литература. Это наименее используемый источник информации. Интересно также и то, что некоторые ученики 10 класса отметили учебник по истории как источник информации.

В общем виде результаты опроса можно представить в виде сводной таблицы:

Знают Евпатия Коловрата и смогли назвать историческое событие

Знают Евпатия Коловрата, но не знают, участником каких событий он был

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector