Сказка «Дикий помещик» появилась в 1869 году и отразила тяжелое послереформенное состояние крестьян.
Содержание
Краткий пересказ
Жил-был глупый помещик князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Он был достаточно богат, любил читать газету «Весть»
и раскладывать гранпасьянс. Как-то попросил князь бога, чтобы тот извел «мужика»
. Но бог знал, что помещик глуп, поэтому не внял ему.
Тогда начал помещик налагать на крестьян огромные штрафы. Взмолился народ к богу, и бог сделал так, что во владениях князя не стало ни одного мужика. Довольный помещик начал дышать чистым от «холопского духу»
воздухом и тут же пригласил гостей. Но и актер Садовский, и четыре знакомых генерала, узнав, что князь остался без крестьян, посчитали его глупым.
Князь разложил гранпасьянс и убедился, что совсем не глуп. Тогда начал он мечтать о том, как без мужика закажет из Англии машины, какой разведет плодовый сад. Но при этом питался леденцами да пряниками и не умывался.
Приехавший утром капитан-исправник начал ругать князя, что из-за пропажи мужиков теперь некому платить подати, а на базаре нельзя ничего купить. Обозвав помещика глупым, исправник уехал. Но и после этого князь не отступился от своих принципов.
Прошло время, помещик одичал – оброс волосами, ходил на четвереньках, утратил способность произносить звуки, ел зайцев с мехом. Вскоре подружился с медведем, но и тот считал его глупым.
Губернское начальство было очень озабочено пропажей мужика, а на капитан-исправника напал человеко-медведь, в котором он подозревал глупого помещика. Как раз в это время через город летел рой мужиков, их поймали и послали в уезд, после чего все вернулось на круги своя. Помещика же вскоре нашли, вымыли и поручили «надзору слуги Сеньки»
. «Он жив и доныне»
, «тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит»
.
Анализ сказки «Дикий помещик»
Начало сказки напоминает вступительную часть «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Если генералы читали «Московский ведомости», то помещик — газету «Весть». В комической форме с помощью гиперболы изображаются реальные взаимоотношения помещика и крестьян в пореформенной России. Освобождение крестьян выглядит лишь фикцией, помещик «сократил… их так, что некуда носа высунуть».
Но и этого ему мало, он взывает к Всевышнему, дабы Тот избавил его от мужиков. Помещик получает желаемое, но не потому, что Бог выполняет его просьбу, а потому, что Он услышал мольбу мужиков и освободил их от помещика.
Одиночество вскоре надоедает помещику. Используя сказочный прием троекратного повторения, Щедрин изображает встречи героя сказки с актером Садовским (пересечение реального и фантастического времени), четырьмя генералами и капитаном-исправником. Всем им помещик рассказывает о тех метаморфозах, которые с ним происходят, и все называют его глупым. Щедрин иронически описывает размышления помещика о том, не является ли его “непреклонность” и в самом деле “глупостью и безумием”. Но герою не суждено получить ответ на этот вопрос, процесс его деградации носит уже необратимый характер.
Сначала он бессильно пугает мышонка, затем обрастает с головы до ног волосами, начинает ходить на четвереньках, утрачивает способность членораздельно говорить, заводит дружбу с медведем. Используя преувеличение, переплетая реальные факты и фантастические ситуации, Щедрин создает гротесковый образ. Быт помещика, его поведение неправдоподобны, тогда как его социальная функция (крепостник, бывший владелец крестьян) вполне реальна. Гротеск в сказке “Дикий помещик” помогает передать антигуманность и противоестественность происходящего. И если мужики, “водворенные” на место их обитания, безболезненно возвращаются к привычному для них образу жизни, то помещик теперь “тоскует по прежней своей жизни в лесах”. Щедрин напоминает читателю, что его герой “жив и доныне”. Следовательно, была жива та система взаимоотношений помещика и народа, которая явилась объектом сатирического изображения Щедрина.