«Заколдованное место» — повесть, которая завершает первую часть «Вечеров на хуторе близ диканьки». Она написана на основе народного поверья. Речь идёт о чудесной примете – если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится клад.
Содержание
План пересказа
- Воспоминания Фомы из детства.
- Встреча деда Максима с чумаками.
- Появление на заколдованном месте, видение поля и могилки со свечкой.
- Вторая попытка найти клад, которой мешает сильный дождь.
- Последняя попытка откопать котелок, встреча с нечистой силой.
- Появление деда в бочке.
- Осмотр ценной находки.
- Ограждение заколдованного места.
Краткое содержание
Дьячок Фома, сидя в кругу своих друзей, соглашается рассказать еще одну историю с условием, что она будет последняя. Далее он начинает рассуждать о том, что если дьявольская сила захочет обморочить человека, то «ей-богу, обморочит». Вслед за этим рассказчик вспоминает историю из своего детства, когда ему было лет одиннадцать, а может, и больше.
Как-то в начале весны отец его повез в Крым на продажу табака, бывший тогда в цене. Трехгодовалого брата взял с собой. Дома остались мать, Фома с братом Остапом, и дед. Дед засеял баштан (бахчу) и перешел с хутора жить в курень (шалаш) возле баштана, а детей взял с собой — распугивать сорок и воробьев. Ребятишки не только смотрели за дынями, арбузами и тыквами, но и кормились в огороде всем, что там росло. Приезжие частенько останавливались купить арбуз или дыню, а из окрестных деревень приносили на обмен кур, яиц, и индеек. Житье было хорошее.
А больше всего деду нравилось, что мимо каждый день проезжали возы чумаков — до пятидесяти в день. Иной раз случалась встреча со старыми друзьями.
Как-то ближе к вечеру подъехали к ним знакомые чумаки. Поздоровались, распрягли волов пастись, а сами раскурили трубки и сели с дедом возле куреня. За россказнями незаметно время пролетело. После полдника дед начал всех дынями потчевать.
Пока чумаки ели, дед стал подбивать Фому и Остапа станцевать казачка. Глядя на пляшущих внуков, дед не утерпел и тоже пошел «вывертывать ногами». Возле грядки с огурцами было гладкое место, на котором дед плясал. Дойдя до середины, он уже хотел «выметнуть» какую-то особенную штуку, только ноги отчего-то не поднимались. Дед разогнался, дошел до середины — не берет! Что хочешь делай! Ноги как деревянные стали. Дед принялся ругаться: «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!»
Перед чумаками позориться деду никак не хотелось, он снова пустился в пляс. И опять, как только дошел до злополучного места, не вытанцовывается ему — и все тут!
Послал дед еще несколько ругательств в адрес сатаны. Слышит — сзади кто-то засмеялся. Оглянулся дед — ни баштана, ни чумаков нет, а есть только гладкое поле. Потом пригляделся: а место-то не совсем незнакомое. Вот и голубятня, что у попа в огороде, торчит за лесом, а вот и гумно волостного писаря. Месяца не было: вместо него сквозь тучу мелькало белое пятно.
В стороне от дорожки, на могилке, вспыхнула свечка. «Клад!» — воскликнул дед. Немного поодаль загорелась другая. Теперь дед был точно уверен, что обнаружил клад. При нем не было ни лопаты, ни заступа, о чем старик очень пожалел, подумав, что сокровище может быть неглубоко спрятано. Дед решил для начала пометить это место, положив на него порядочную ветку дерева, видимо, сломанную ветром.
После этого он пошел по найденной дорожке к своему баштану и пришел поздно. Есть не стал и на вопрос Остапа, куда его дели черти, ничего не ответил.
На другой день, чуть стало смеркаться, дед пошел на помеченное место. Все приметы он вроде бы запомнил, но нечистая сила опять начала дурачить старика, кружила его и водила от гумна к голубятне. Опять дед обругал сатану последними словами. А тут еще и дождик — сначала стал накрапывать, а потом и вовсе пустился, как из ведра.
Дед задал бегуна, вернулся в курень, завернулся в тулуп и принялся приголубливать черта такими словами, которых от него никто отроду не слыхивал.
Утром дед как всегда работал на баштане, а вечером пошел копать грядку для новых тыкв. Проходя мимо заколдованного места, не удержался и ткнул в него заступом.
Глядь, а он опять на том же самом поле. Дед нашел помеченную могилу. Свечка на ней погасла, сверху лежал камень, заросший травою. Дед подошел к этому месту, спихнул с могилы огромный камень и решил понюхать табачку. Сатане это дело не понравилось, и он сам чихнул, забрызгав деду все лицо.
Дед принялся копать. Земля оказалась мягкой, и вскоре заступ уперся в котел. Нечистая сила, приняв самые разные звериные обличья, начала пугать старика, повторяя за ним на разные лады все его слова. Дед порядком струхнул, да и ночь была темная, беззвездная. Над головой у себя он увидал гору, которая могла вот-вот оборваться, из-за горы выглядывала какая-то мерзкая харя с огромными ноздрями и красными очами. Дед хотел бросить котел, но оглянувшись, увидел, что опять все по-прежнему. Схватил он котел и побежал домой. А чувствует сам, что сзади кто-то так и чешет прутьями по его ногам.
Дома дожидались деда часа три. Уже с хутора принесла мать горшок горячих галушек. Стали ужинать. После ужина мать пошла на огород найти место, чтобы вылить помои. Смотрит — по огороду бочка идет, и плеснула в нее. Оказалось, это дед. Смешно было глядеть на седую голову деда, окунутую в помои и обвешанную корками с арбузов и дынь.
Дед скорее потащил всех в комнату смотреть, что же там, в котле, такое. А был там сор, дрязг — стыдно сказать, что там было… Дед плюнул, кинул котел и руки вымыл.
С тех пор дед сам не верит черту и остальным запрещает это делать. А если услышит, что в каком-то месте неспокойно, тут же крестить его начинает.
А то проклятое место, где ему не вытанцовывалось, он загородил плетнем и велел туда кидать все непотребное, весь бурьян и сор.
А ведь что интересно: эту землю потом нанимали под баштан соседние казаки. Земля славная, и урожай на ней всегда был на диво, но на заколдованном месте никогда ничего доброго не всходило. «Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!»
Разбор сюжета
В сюжете «Заколдованного места» переплетаются две линии – проделки чертей и поиск клада. Рассказ ведётся от имени дьячка местной церкви Фомы Григорьевича. Главный герой – старый казак, весёлый дед Максим – замечает рядом с домом место, где происходят всякие чудеса, и предполагает, что там зарыты сокровища. Несмотря на козни нечистой силы, дед добывает зарытый в землю котелок.
В повести переплетаются реальные и фантастические события, но есть точка, где сказка и быль соединяются – это и есть заколдованное место. Дед Максим случайно поминает черта – и тут же оказывается в другом месте и видит могилку со свечкой. Домой он идёт реальной дорогой, за лопатой, чтобы потом откопать клад. Волшебство начинается снова, когда он вновь ругается и попадает в чёртово место. Чудища мерещатся деду, они смеются над ним. Но, дед знает о примете, что нечистая сила пугает кладоискателей, и держится стойко.
Главная идея произведения – если получить богатство от нечистой силы, то радости и счастья не будет.
В «Заколдованном месте» используются диалектизмы и архаизмы – просторечные и устаревшие слова: чумаки – проезжающие торговцы; галушки – изделия из теста со сметаной; хутор – малый населённый пункт со своим хозяйством; баштан – огород в поле с арбузами, тыквой и дынями, заступ – синоним лопаты…
Гоголь очень ярко и живописно описывает главного героя повести. Это весёлый старый казак, который не прочь и истории послушать, и поплясать на празднике, и на язык не воздержан, нет-нет, да и помянет нечистого не к месту.
В «Заколдованном месте» присутствуют элементы сказки – троекратное действие (дед три раза оказывается у могилки) и поучительный финал. Дед становится очень религиозным, и перестаёт ругаться. Ну, и конечно же, ещё один элемент сказки – это мораль: не гоняться за кладами, потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в прах, как у деда Максима: «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».