«Заколдованное место» — краткое содержание рассказа Н. В. Гоголя

«Заколдованное место» — краткое содержание рассказа Н. В. Гоголя

«Заколдованное место» — краткое содержание рассказа Н. В. Гоголя
СОДЕРЖАНИЕ
0
07 декабря 2020

«Заколдованное место» — повесть, которая завершает первую часть «Вечеров на хуторе близ диканьки». Она написана на основе народного поверья. Речь идёт о чудесной примете – если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится клад.

Содержание

План пересказа

  1. Воспоминания Фомы из детства.
  2. Встреча деда Максима с чумаками.
  3. Появление на заколдованном месте, видение поля и могилки со свечкой.
  4. Вторая попытка найти клад, которой мешает сильный дождь.
  5. Последняя попытка откопать котелок, встреча с нечистой силой.
  6. Появление деда в бочке.
  7. Осмотр ценной находки.
  8. Ограждение заколдованного места.

Краткое содержание

Дьячок Фома, сидя в кругу своих друзей, соглашается рас­сказать еще одну историю с условием, что она будет последняя. Далее он начинает рассуждать о том, что если дьявольская сила захочет обморочить человека, то «ей-богу, обморочит». Вслед за этим рассказчик вспоминает историю из своего детства, когда ему было лет одиннадцать, а может, и больше.

Как-то в начале весны отец его повез в Крым на продажу та­бака, бывший тогда в цене. Трехгодовалого брата взял с собой. Дома остались мать, Фома с братом Остапом, и дед. Дед засеял баштан (бахчу) и перешел с хутора жить в курень (шалаш) возле башта­на, а детей взял с собой — распугивать сорок и воробьев. Ребя­тишки не только смотрели за дынями, арбузами и тыквами, но и кормились в огороде всем, что там росло. Приезжие частенько останавливались купить арбуз или дыню, а из окрестных деревень приносили на обмен кур, яиц, и индеек. Житье было хорошее.

А больше всего деду нравилось, что мимо каждый день про­езжали возы чумаков — до пятидесяти в день. Иной раз случа­лась встреча со старыми друзьями.

Как-то ближе к вечеру подъехали к ним знакомые чумаки. Поздоровались, распрягли волов пастись, а сами раскурили трубки и сели с дедом возле куреня. За россказнями незаметно время пролетело. После полдника дед начал всех дынями потчевать.

Пока чумаки ели, дед стал подбивать Фому и Остапа станце­вать казачка. Глядя на пляшущих внуков, дед не утерпел и тоже пошел «вывертывать ногами». Возле грядки с огурцами было глад­кое место, на котором дед плясал. Дойдя до середины, он уже хотел «выметнуть» какую-то особенную штуку, только ноги отчего-то не поднимались. Дед разогнался, дошел до середины — не берет! Что хочешь делай! Ноги как деревянные стали. Дед при­нялся ругаться: «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!»

Перед чумаками позориться деду никак не хотелось, он снова пустился в пляс. И опять, как только дошел до злополучного места, не вытанцовывается ему — и все тут!

Послал дед еще несколько ругательств в адрес сатаны. Слы­шит — сзади кто-то засмеялся. Оглянулся дед — ни баштана, ни чумаков нет, а есть только гладкое поле. Потом пригляделся: а место-то не совсем незнакомое. Вот и голубятня, что у попа в огороде, торчит за лесом, а вот и гумно волостного писаря. Ме­сяца не было: вместо него сквозь тучу мелькало белое пятно.

В стороне от дорожки, на могилке, вспыхнула свечка. «Клад!» — воскликнул дед. Немного поодаль загорелась другая. Теперь дед был точно уверен, что обнаружил клад. При нем не было ни лопаты, ни заступа, о чем старик очень пожалел, поду­мав, что сокровище может быть неглубоко спрятано. Дед решил для начала пометить это место, положив на него порядочную ветку дерева, видимо, сломанную ветром.

После этого он пошел по найденной дорожке к своему башта­ну и пришел поздно. Есть не стал и на вопрос Остапа, куда его дели черти, ничего не ответил.

На другой день, чуть стало смеркаться, дед пошел на поме­ченное место. Все приметы он вроде бы запомнил, но нечистая сила опять начала дурачить старика, кружила его и водила от гумна к голубятне. Опять дед обругал сатану последними словами. А тут еще и дождик — сначала стал накрапывать, а потом и вов­се пустился, как из ведра.

Дед задал бегуна, вернулся в курень, завернулся в тулуп и принялся приголубливать черта такими словами, которых от него никто отроду не слыхивал.

Утром дед как всегда работал на баштане, а вечером пошел копать грядку для новых тыкв. Проходя мимо заколдованного места, не удержался и ткнул в него заступом.

Глядь, а он опять на том же самом поле. Дед нашел помечен­ную могилу. Свечка на ней погасла, сверху лежал камень, зарос­ший травою. Дед подошел к этому месту, спихнул с могилы ог­ромный камень и решил понюхать табачку. Сатане это дело не понравилось, и он сам чихнул, забрызгав деду все лицо.

Дед принялся копать. Земля оказалась мягкой, и вскоре за­ступ уперся в котел. Нечистая сила, приняв самые разные звери­ные обличья, начала пугать старика, повторяя за ним на разные лады все его слова. Дед порядком струхнул, да и ночь была тем­ная, беззвездная. Над головой у себя он увидал гору, которая мог­ла вот-вот оборваться, из-за горы выглядывала какая-то мерзкая харя с огромными ноздрями и красными очами. Дед хотел бросить котел, но оглянувшись, увидел, что опять все по-прежнему. Схва­тил он котел и побежал домой. А чувствует сам, что сзади кто-то так и чешет прутьями по его ногам.

Дома дожидались деда часа три. Уже с хутора принесла мать горшок горячих галушек. Стали ужинать. После ужина мать по­шла на огород найти место, чтобы вылить помои. Смотрит — по огороду бочка идет, и плеснула в нее. Оказалось, это дед. Смешно было глядеть на седую голову деда, окунутую в помои и обвешан­ную корками с арбузов и дынь.

Дед скорее потащил всех в комнату смотреть, что же там, в котле, такое. А был там сор, дрязг — стыдно сказать, что там было… Дед плюнул, кинул котел и руки вымыл.

С тех пор дед сам не верит черту и остальным запрещает это делать. А если услышит, что в каком-то месте неспокойно, тут же крестить его начинает.

А то проклятое место, где ему не вытанцовывалось, он заго­родил плетнем и велел туда кидать все непотребное, весь бурьян и сор.

А ведь что интересно: эту землю потом нанимали под баштан соседние казаки. Земля славная, и урожай на ней всегда был на диво, но на заколдованном месте никогда ничего доброго не всхо­дило. «Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!»

Разбор сюжета

В сюжете «Заколдованного места» переплетаются две линии – проделки чертей и поиск клада. Рассказ ведётся от имени дьячка местной церкви Фомы Григорьевича. Главный герой – старый казак, весёлый дед Максим – замечает рядом с домом место, где происходят всякие чудеса, и предполагает, что там зарыты сокровища. Несмотря на козни нечистой силы, дед добывает зарытый в землю котелок.

В повести переплетаются реальные и фантастические события, но есть точка, где сказка и быль соединяются – это и есть заколдованное место. Дед Максим случайно поминает черта – и тут же оказывается в другом месте и видит могилку со свечкой. Домой он идёт реальной дорогой, за лопатой, чтобы потом откопать клад. Волшебство начинается снова, когда он вновь ругается и попадает в чёртово место. Чудища мерещатся деду, они смеются над ним. Но, дед знает о примете, что нечистая сила пугает кладоискателей, и держится стойко.

Главная идея произведения – если получить богатство от нечистой силы, то радости и счастья не будет.

В «Заколдованном месте» используются диалектизмы и архаизмы – просторечные и устаревшие слова: чумаки – проезжающие торговцы; галушки – изделия из теста со сметаной; хутор – малый населённый пункт со своим хозяйством; баштан – огород в поле с арбузами, тыквой и дынями, заступ – синоним лопаты…

Гоголь очень ярко и живописно описывает главного героя повести. Это весёлый старый казак, который не прочь и истории послушать, и поплясать на празднике, и на язык не воздержан, нет-нет, да и помянет нечистого не к месту.

В «Заколдованном месте» присутствуют элементы сказки – троекратное действие (дед три раза оказывается у могилки) и поучительный финал. Дед становится очень религиозным, и перестаёт ругаться. Ну, и конечно же, ещё один элемент сказки – это мораль: не гоняться за кладами, потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в прах, как у деда Максима: «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector