«Косцы» — анализ произведения Ивана Бунина

Краткое содержание

Это было в июне. Рассказчик шел по дороге и встретил косцов, которые работали и пели. Дорога была длинной, и на ней виднелись колеи, оставшиеся еще от дедов. Время было вечернее. Солнце склонялось к горизонту, небо золотилось, и облака были красивы. Впереди виднелось стадо овец. Косцы находились в березовом лесу, они приехали сюда на заработки из Рязани. Они выглядели здоровыми и крепкими. Косцы были беззаботны и дружны. А работали живо, с задором.

Неделю назад рассказчик видел, как косцы пили родниковую воду и ужинали. К ужасу своему, рассказчик понял, что едят они мухоморы. Косцы с улыбкой сказали ему, что в этом нет ничего страшного, и грибы похожи по вкусу на курицу.

А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.

Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.

Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах.

История создания

Произведение «Косцы» написано автором на втором году пребывания в Париже, в 1921 году. Бунин жил там скромно, скорее даже нищенствовал, а потому описанные в рассказе плодородные почвы и поля родных далей, густые леса, ветер свободы и предвосхищение урожайного изобилия говорят нам о сильной тоске писателя по России. И это было характерно для его творчества за границей. Бунин почти не писал о своей жизни там, так как не нашел пристанища и душевного уюта. Ему хотелось писать о Родине. В нем звучала любовь к ней, желание вновь обрести ее, скрепить себя с ней узами, как с женщиной. Оттого «Косцы» наполнены сладким томлением и одновременно грустью русского мужчины, так страстно желающего, но не имеющего возможности вновь оказаться на родной земле. Описание березового леса как живого организма и всей нерукотворной ландшафтной атмосферы не воспринимается лишь как воображение автора. Бунин будто воспроизводит по памяти увиденные и зафиксированные им природные картины, представшие взору в орловских землях. И в этом есть доля истины.

Считается, что в основу создания произведения легло воспоминание писателя о том, как он возвращался на пароходе из Саратова в Москву со своим старшим братом Юлием. Грузчики на палубе так радостно и громко пели, что Бунины были этим восхищены, полагая, что так свободно и беспечно петь могут только русские люди. Этого чувства впоследствии и был лишен Иван Алексеевич, оказавшись вдали от Родины.

Тема родины

Рассказ «Косцы» — это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путешествия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения — это, скорее, размышления писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых — рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любуется ладной работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них — часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым — Россией.

Образ косцов

Косцы – сборный образ из одноименного рассказа И. Бунина, символ русского духа и старины. Тружеников Иван Алексеевич изображает на фоне березовой рощи, как бы намекая на тесную связь этих людей с Родиной. Писатель рассказывает не только о труде, но и об отдыхе косцов. За этими людьми читатель наблюдает со стороны вместе с рассказчиком.

Автор знакомит нас с героями, когда те работают и поют. Далее оказывается, что они из рязанского края. Рассказчика впечатляет их вдохновение и напевы. Он чувствует, что крестьяне обладают силой не только физической, но и духовной. Ради заработка им пришлось покинуть родные места: «проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы».
Пришедшие косцы отличаются от местных. Видимо, это связано с тем, что революция меньше задела их края, чем местность рассказчика. Рязанцы «стариннее и добротнее», чем радуют сердце рассказчика и самого И. Бунина. Автор достаточно подробно описывает их одежду, акцентируя внимание на ее опрятности. Кажется, что эти люди пришли не работать, а на праздник. Их наряд – доказательство уважительного отношения к труду и к себе самим. «Старина» осталась также в обычаях и языке косцов.

Важную роль в характеристике тружеников занимает описание их характера и настроения. Автор впечатлен их беззаботностью и крепкой дружбой. Он считает, что причина такого внутреннего состояния героев – временная свобода от «семейных и хозяйственных уз». И. Бунин уверен: косцы подсознательно замечают красоту труда, они наслаждаются, когда дело спорится в руках.

Рассказчику также посчастливилось наблюдать за полдником сенокосов. Едя верхом, он застал, как те пили родниковую воду. В этот момент работяги напоминали зверей. После обеда они крестились и лишь после этого брались вновь за косы. Эта деталь указывает на то, что рязанцы были глубоко верующими людьми, никакие перевороты не смогли сломить их веру. Религиозность – одна из главных черт русского народа, поэтому И. Бунин просто не мог не упомянуть о ней.

Вместе с рассказчиком читатель также наблюдает за ужином героев. Они дружно едят из чугуна кушанье, приготовленное на костре. Косцы радостно принимают рассказчика к себе, приглашают к «столу». Это говорит об их гостеприимности. Гость замечает: труженики едят мухоморы, даже не думая, что это ядовитые грибы. Рязанцы сравнивают грибы с курятиной и только посмеиваются над испуганным мужчиной.

Рабочий день крестьяне завершают песней. И если до этого момента косцы описывались как единое целое, то наблюдая за их пением, гость-рассказчик, замечает: настроение у каждого косца разное. Как и днем, песня отзывается в березовом лесу. В этой песне какая-то «дивная прелесть». Рассказчик пытается разгадать секрет ее очарования. Он считает, что ее прелесть в «откликах» леса. Но главное – эта песня способна объединять людей, ведь напоминает им о кровном родстве и единстве, не дает забыть, что все мы – дети Родины. Народная песня дарит умиротворение и спокойствие душе. По мнению, И. Бунина – это душа Отчизны. Косцы – пример людей, которые оберегают эту душу от жерновов истории.

Изображение природы и крестьянского труда

Рассказ И. Бунина «Косцы» построен не на событиях, а на описании процесса труда, пейзажных и портретных зарисовках. Эта особенность позволила автору раскрыть душу Родины, корни которой в «старине». Природа, по мнению И. Бунина, неотрывно связана с человеком, с народом. Она хранит память прошлого, воскрешая ее в сердцах людей.

Природа России ассоциируется с бескрайними лесами и белокорыми березами, поэтому в рассказе они занимают центральное место. Чтобы читатель мог насладиться пейзажем «серединной России», автор подает его от лица рассказчика, прогуливающегося неподалеку от леса. Когда читаешь произведение, кажется, что шагаешь вместе с мужчиной.

Начинается пейзаж с описания дороги и молодого березового леса. Лес дышит свежестью, впечатляет путника густотой и приятным ароматом. Кажется, он наблюдает за работой певцов, с радостью откликаясь на их песни. К лесу ведет широкая дорога. Рассказчику она кажется родной, ведь на ней остались «следы давней жизни наших отцов». Дорога ласкает ноги путников муравой и быстро убегает вдаль.

Меньше внимания автор уделил полям, хоть и отметил, что они окружают дорогу. Рассказчик считает, что в полевой тишине таится первобытность и свобода. Видимо, они и являются источником духовной и физической силы народа. Особенно прекрасна русская природа вечером: солнце постепенно катится к западу, облака становятся мягче, а их тень напоминает светлые столпы.

Пейзажную зарисовку И. Бунин вплетает также в описание песни косцов. Природа, по мнению автора, – лоно, в котором развивалась народная песня, ведь окружает человека с детства. В этом пейзаже он вновь упоминает о полевом воздухе и золотистых облаках, дополняя картину запахом медвяных трав и вкусом ягод.

Самобытные картины природы – фон для описания крестьянского труда. И. Бунин рассказывает о работе косцов. Описание этого процесса «разбросано» по всему тексту. В начале произведения автор акцентирует на том, что косьба сопровождается песней. Описание очень лаконичное, но воображение читателя уже рисует крепких людей с сильным голосом. Далее мы узнаем, что косцы «охочи к работе». Они работают далеко от своих семей, поэтому не связаны узами хозяйства. Мы же понимаем, что они ни на минуту не забывают о женах и детях, ведь трудятся, не покладая рук, именно ради них. Работа сенокосов тяжелая, но их сердце радуется, ее «спорости». Они понимают, чем быстрее закончат косить, тем скорее увидят родных.

Труд крестьян напоминает автору о былом времени. Рассказчика приятно удивляет одежда крестьян: опрятная, чистая, нарядная. Кажется, наряд кричит о том, что этим людям труд приносит наслаждение.

Косьбу работники прерывают лишь для того, чтобы пополудновать. Они не задерживаются на отдыхе. Испив родниковой воды, крестьяне снова с вдохновеньем берутся за косы. Рассказчик наблюдает, как косцы размахивают острым инструментом. Их легкие, ладные движения напоминаю игру, а не работу. Мужчина приятно удивлен слаженностью тружеников: «и пошли, пошли вольной, ровной чередой». Тяжелый день косцов завершается сытным ужином и песнями.

В описаниях природы и крестьянского труда И. Бунин передал ностальгию за стариной и своей жизнью на Родине.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *