Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования
0
06 мая 2021

Юлия Кондалеева
Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования

Кондалеева Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов

Статья для выступления на семинарах и педагогических советах

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС НОО и ООО.

В наш обиход с 2009 года прочно вошло понятие Федеральный государственный образовательный стандарт, который направлен на подготовку учащихся в едином образовательном пространстве РФ.

Первыми кто столкнулся с его нововведением стали учителя начальных классов и младшие школьники. Они первыми освоили новое направление, а точнее отказались от традиционного обучения и перешли к новым технологиям и структурам урока. Если, например, структура урока преобразилась с плана в технологическую карту, то основная деятельность учащегося просто преобразовалась в технологию обучения. А так как игровая деятельность всегда была основной в начальном звене школы, то она теперь просто стала основной технологией обучения младших школьников. Методы и формы работы остались в том же виде, что и в традиционном уроке. Появились УУД – универсальные учебные действия, а иначе формируемые умения школьника. Именно это стало основой ФГОС, потому что теперь учителя не только должны дать знания о предмете, но сформировать навык использования этих знаний, то есть научить пользоваться информацией в различных условиях, а порой даже научить находить новую информацию учащимися самостоятельно.

На мой взгляд, это правильное решение, потому что в жизни каждого учителя были «отличники», которые знали предмет на «пять», но после выпуска из школы себя реализовать так и не смогли. И были среди учащихся те, кто учился на «удовлетворительно», а сейчас занимает хорошую должность. А почему? Потому что владеть информацией сейчас мало, ее нужно уметь применять в разных условиях, даже там, где на первый взгляд она не нужна. К этому и стоит стремиться.

Введение ФГОС уже ведется с 1992 года, что уже четверть века. Поэтому нельзя сказать, что стандарт резко вошел в педагогическую деятельность. За это время уже была подготовлена «почва» для нововведений. И если педагоги взращивались на этой почве, то учащиеся – это не тронутый материал, который педагог как может превратить в нечто прекрасное, так и может израсходовать в пустую. Чтобы педагог на уроке точно знал чему нужно научить и обучить учащихся, создаются преемственные программы и технологические карты уроков, которые точно ориентируют учителя в образовательном пространстве.Рассмотрим простую шапку технологической карты:

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия) Формируемые умения (УУД)

Если раньше план урока – это основная деятельность учителя, то по новому стандарту урокразграничивают на две части: деятельность учителя и деятельность учащегося. Причем по нормативам нового стандарта учитель занимает всего тридцать процентов урока, а учащийся семьдесят. Педагог направляет, указывает, задает направляющие задания, но никак не выступает в роли лектора или образца выполняющего задание. Учащиеся теперь сами задают цель, ставят перед собой задачи и решают их для того, чтобы достичь цели. Учитель лишь может указать на ошибки или неправильный ход решения, но ни в коем случае не решить за учащихся. Теперь учащиеся не объекты образовательного процесса, а субъекты. Они должны действовать на уроке, совершать операции урока и делать выводы. Педагог лишь должен оценить их действия и скорректировать в случае ошибочного результата.

Такая форма нетрадиционного урока позволяет учащимся осознать чего они должны достичь в конце занятия, какие знания применить, получить опыт на ошибках личных и ошибках одноклассников. Что немало важно, в случае ошибки, учащиеся ищут новые пути решения, которые после нахождения применяют. А это уже проявление активности социальной адаптации. Это значит, что в будущем учащиеся при возникновении затруднения или ошибки не будут ждать помощи извне, а будут самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Самыми результативными формами обучения являются:

— исследовательская лабораторно-практическая работа;

— ролевая игра или игровая ситуация;

— доклад или анализ исследовательской работы;

Эти формы позволяют проявить индивидуальность, применить собственный опыт и представить личный взгляд на проблему. Учащиеся не работают под «копирку» с учителя, а применяют свои знания на практике. Благодаря преемственности образовательных программ уроки, построенны таким образом, что учащийся усваивает новые знание и опыт, подкрепленные знаниями и опытом с прошлых занятий. Поэтому уверенность в том, что учащийся справится с новым материалом более высокая.

Говоря о нетрадиционных уроках возникает вопрос: что такое нетрадиционные уроки и какие они бывают?

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартные формы, структуру, методы обучения, в которых чаще всего педагог выступает объектом, а учащиеся субъектом обучения.

Основные виды нетрадиционных уроков

1. Урок — деловая игра, ролевая игра.

2. Урок — конференция, пресс- конференция

3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей

4. Урок — КВН

5. Урок взаимообучения учащихся

6. Уроки творчества

7. Урок – бенефис

8. Урок – творческий отчет (учащихся)

9. Урок – конкурс

10. Интегрированный урок

11. Межпредметный урок

12. Урок – практикум

13. Урок – консультация

14. Урок – аукцион

15. Урок – экскурсия, заочная экскурсия и т. д.

Рассматривая виды нетрадиционных уроков, мы видим, что при подготовке урока задействован не только учитель, но и учащиеся. Это позволяет учащимся понять, что они затратили свой труд на подготовку урока, поэтому они более бережно будут относиться к его проведению. Здесь уже проявляется духовно-нравственное развитие и воспитание, что является тоже одной из целей ФГОС.

Несмотря на то, что нетрадиционный урок воспринялся негативно, он доказал, что ему имеет место быть в учебном процессе. Он так же, как и традиционный имеет свои плюсы и свои минусы, но эффективность в современном мире у него больше. Традиционный урок больше не может дать тех умений, которые необходимы сегодняшним школьникам.

Проблема принятия нетрадиционного урока кроется в самих педагогах. Многие боятся доверить ведение урока ученикам, некоторые психологически не готовы, кто-то еще не понял суть нового стандарта, а может просто не обеспечены материально-технической базой.

Реализация ФГОС в полной мере не возможна, если использовать стандартные уроки. Поэтому введение нетрадиционного урока это лишь вопрос времени.

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Мониторинг качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до Мониторинг в условиях ФГОС ДО (Слайд 1) На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом.

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы Статистика последних лет показывает увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, слуха, речи, опорно.

Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС «Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» (реферат) Исполнитель: Серых Ольга Леонидовна, воспитатель.

Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности,.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями дополнительного образования и культуры в условиях реализации ФГОС до Выступление на районном совещании Выступление на районном совещании заведующего МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» Пронько Натальи Николаевны.

Обеспечение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Выступление на совещании заведующих ДОУ Выступление на совещании заведующих ДОУ Куртамышского района Пронько Натальи Николаевны, заведующего.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector