Цели и средства в романе Ф

Цели и средства в романе Ф

Цели и средства в романе Ф
0
05 мая 2021

Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради исследования социально-нравственного вопроса: возможно ли «разрешение крови по совести», может ли гуманный человек позволить себе убийство хотя бы одного «никчёмного» существа ради разумной идеи — избавления от страданий и мучений многих благородных людей?

Этот вопрос ставит перед собой главный герой романа — Родион Раскольников. Он обычный русский студент, бросивший учёбу из-за отсутствия денег. Ему приходится ютится в жалкой каморке, уже сама обстановка которой может свести с ума. Два года он кое-как перебивался дешёвыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом «озлился», забился в свою «конуру» и бросил учёбу. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу, отточенный изучением юридических наук. Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера, особого склада ума.

Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошёл перелом. Этот новый взгляд он подкрепляет теорией собственного сочинения. Она росла и крепла, заслонила его думы и подчинила его волю и разум. Смысл её в том, что человечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник» и на небольшое число избранных, «право имеющих». Он открывает «закон»: «. Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель. » Так доселе велось и так всегда будет: достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чём их счастье.

Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с тем взглядом, который проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотное преступление тысячами добрых дел». Нет! Достоевский убедительно показывает, что если средство преступное, цель не может быть хорошей. Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей. Достоевский даёт понять, что поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие люди становятся противоположностями своим взглядам.

Раскольников чувствует противоречивость своей «разумной» теории. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Верно подмечает это К.И. Тюнькин в статье «“Бунт Родиона Раскольникова”»: Где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев?» Остаётся только решать с точки зрения своего блага. Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович. Только на каторге, по словам автора романа, происходит полное сознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши. Внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства.

Хотя ум Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстаёт. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт последние деньги на похороны, устраивает свадьбу сестры. Зачем всё это? Не понимает Родион Романович, что это чувство любви и сострадания — степень человечности общества, не будь его, давно бы оно распалось. Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнёт пробовать, какой он, обыкновенный или нет.

Хотя и на каторге разум Раскольникова не хочет смириться, и он убеждён в правоте своей антигуманной идеи, в душе героя всё больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и всё человечество. «Возлюби ближнего, как самого себя». Это идея, которую проповедует Достоевский на протяжении всего романа. Автор даёт Раскольникову последний шанс вернуться к нормальной жизни. Этот шанс — Соня. Только её любовь может спасти Раскольникова. Его тянет в Соне как отверженного к отверженной. Эта любовь спасёт обоих.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector