Этапы работы над итоговым сочинением — РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ — Итоговое

Этапы работы над итоговым сочинением — РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ — Итоговое

Этапы работы над итоговым сочинением — РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ — Итоговое
0
05 мая 2021

Тематические направления итоговых выпускных сочинений разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещаются на сайте ФИЛИ в начале учебного года. Образцы тем по направлениям при этом не даются. Темы публикуются за 15 минут до проведения экзамена. За несколько месяцев до этого объявляются тематические направления, которые станут основанием для выбора тем. Это абстрактные понятия, о которых выпускникам предлагается поразмышлять. Например, в прошлом году в этом списке были тематические направления «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». В 2017/2018 учебном году: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

Вместе с объявлением предлагается и список рекомендованной литературы, которая подтолкнёт к размышлениям и впоследствии поможет написать сочинение.

Чтобы хорошо подготовиться к сочинению, необязательно знать темы. Конечно, для ориентации стоит отслеживать, какие задания до этого давались выпускникам, но практически смысла в этом нет, так как темы не повторятся. Вам необходимо освоить технику написания текстов, изучить основные приёмы и отработать их на практике, доведя до автоматизма. Тогда вы не будете сомневаться в том, как оформить свою мысль в связный текст, а сосредоточитесь на обдумывании содержательной стороны. Сочинение — это не просто проверка умения владеть пером.

Формулировки тем бывают разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса. В темах сочинений не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбрать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Разрешается строить своё рассуждение с опорой на одно произведение.

Минобрнауки не планирует менять форму проведения итогового сочинения (изложения) до 2019 г. Будут ли меняться условия — не известно, но если и будут, то, вероятнее всего, в сторону ужесточения.

В методических рекомендациях для образовательных организаций говорится, что член комиссии должен ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений.

Комментарий учителя к темам не предполагается. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи.

Если в сочинении менее 250 слов, то по критериям № 1-5 оно комиссией не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «не зачтено». Обсуждается введение балльной системы при оценке итогового выпускного сочинения.

Для допуска к ЕГЭ необходимо получить «зачёт» по итоговому сочинению. Итоговое сочинение по желанию могут писать выпускники прошлых лет.

Какие же задачи решает итоговое выпускное сочинение? Оно является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка шкалой: «зачёт-незачёт») и формой индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз принял такое решение). Учёт результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Для получения «зачёта» нужен положительный результат по трём критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) — обязательно); также необходимо выдержать объём (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

Следует помнить, что итоговое сочинение — это не сочинение по литературе. При этом оно литературо-центрично. В сочинении следует не только сослаться на какое-то художественное произведение, но и осмыслить его в соответствии с темой, то есть обратиться к нему как к аргументу, использовать примеры, связанные с темой, героями, проблематикой произведения.

Сочинение — это знание текста, собственные мысли по прочитанному тексту и, конечно, грамотность.

Литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции следует брать из отечественной или мировой литературы — это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика. В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению, размещённых на сайте ФГБНУ «ФИЛИ», разъясняются вопросы привлечения литературного материала. В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества, Библию также можно рассматривать как литературный источник.

Необходимо строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения, избирая свой путь использования литературного материала. При этом можно показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Традиционно в сочинении выделяют три основные части.

2. Основная часть.

Можно выделить следующие этапы работы над сочинением.

1. Выбор и обдумывание темы на экзамене. Следует хорошо продумать тему, которая будет относиться к одному из тематических блоков, объявленных заранее.

У вас есть возможность выбора. Не спешите, всё хорошо взвесьте, подумайте, какая тема вызывает у вас больше эмоций. Пишите о том, что важно для вас. Если тема вам близка, ваша творческая работа получится более проникновенной и интересной. Чтобы по-настоящему проникнуться темой, представьте себя в ситуации, о которой вы хотите написать, глубоко осмыслите, как бы вы чувствовали себя, о чём бы вы думали (для этого следует выявить и проанализировать стержневые (ключевые) слова, термины и понятия в формулировке предложенной вам темы).

Остановимся более подробно на теме и основной идее (тезисе).

В этой части работы над сочинением нужно ясно представить себе, как взаимосвязаны тема, идея и содержание вашего сочинения. Тема его должна содержать проблему, вы её обязаны разрешить. Основную идею следует сформулировать в виде тезиса ясно и чётко, не допуская двусмысленности и расплывчатости формулировок. Ваш тезис представляет собой ответ на вопрос, поставленный в теме.

Тема сочинения формулируется в виде понятий, вопроса, суждений. Однако как бы ни была сформулирована тема рассуждения, правила построения рассуждения на любую из тем одни и те же.

Тема рассуждения — это всегда мысль, которая отражает наиболее существенные признаки, свойства, качества того предмета, о котором предстоит рассуждать. Она имеет объём и содержание. Объём темы — это круг фактов, явлений предметов, которые охватывают её формулировкой. Содержание темы — это наиболее существенные признаки фактов, явлений, предметов, составляющих объём данной темы.

Основным содержанием проблемных тем является постановка вопросов эстетического или этического характера. В формулировку их часто входит и само слово «проблема». В таких сочинениях скорее не отвечайте на вопросы, а задавайте их самим себе, ища соответствия с вопросами, которые задаёт автор. Это требует строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы предполагают сопоставление (сравнение) объектов по признакам, определённым формулировкой. В формулировке часто перечисляют объекты. Здесь необходимо уделить одинаковое внимание всем объектам исследования, которые были заявлены. Сравнительные темы предполагают строгую последовательность в изложении и наличие общих выводов и умозаключений, которые вытекают из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала. Зачастую они предполагают лишь описание или изложение, пересказ. Иногда такие темы включают сопоставительные моменты, рассматривают изменения объекта с течением времени в зависимости от разных культурных эпох.

В этом случае следует приводить примеры из текста и сопоставлять их. Здесь важна не глубина проработки материала, а ширина его охвата и развитие.

Темы, которые связаны с особенностями художественного мастерства писателя, предполагают знание литературоведческих терминов, умение охарактеризовать особенности авторского повествования, композицию произведения и его героев, анализировать пейзажные, портретные описания. Нужно уметь видеть идейную и эстетическую ценность художественной ткани произведения, показать необычность авторского видения, его творческую уникальность, проанализировав именно те моменты темы, которые сформулированы в названии.

В сочинении по цитате необходимо определить тему высказывания, которое процитировано, и на основе этого сформулировать проблему, заложенную в ней. Перечислите аспекты, на которых вы хотите остановиться более подробно. Если это цитата из произведения, непременно укажите это. Если же она предполагает выбор произведений по вашему усмотрению, во вступлении перечислите произведения и кратко охарактеризуйте их в соответствии с темой цитаты. Важно верно отобрать произведения для разбора.

Многие темы являются смешанными, они сочетают разные подходы к произведению и элементы различных видов — художественный анализ текста и описательность, постановку проблемы и сопоставление. Нужно самим определить, какой подход вы изберёте — обзорный или же аналитический.

Свободные темы допускают и даже приветствуют ваше личностное отношение к проблемам. Они обычно не связаны с определённой литературной эпохой, каким-либо автором или произведением, а предполагают формулировку, дают больше выбора. Здесь следует опираться на ваш собственный опыт, но с опорой на художественную литературу, однако не замыкаясь при этом на проблемах литературоведения. Нужно подойти с умом к отбору материала для анализа, отсечь лишнее, не упустить необходимого и одновременно не удаляться от темы, чтобы достаточно глубоко её раскрыть.

Работая над сочинением, сначала следует определить задачу, которую ставит тема (или поставить вопрос, который содержит тема). Затем нужно дать прямой ответ на поставленный вопрос и уже на его основе сформулировать основную идею (тезис) рассуждения. После этого останется только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

Таким образом, работу над сочинением следует начинать с самого главного — идеи. Выделите основную мысль, которую вы собираетесь донести и которая должна проходить лейтмотивом, пройти сквозь весь текст, цементируя его части в единое целое. Не спешите и не начинайте писать, пока до конца не поймёте логику рассуждения в своей творческой работе.

Обозначьте проблему, главную мысль сочинения и осмыслите её. Она заложена уже в теме сочинения, однако вам необходимо будет сформулировать ваше собственное отношение к ней. Необходимо сформулировать первый тезис, который вы дадите во вступлении Идея должна быть чёткой (следует ответить на вопрос, что вы собираетесь доказывать, утверждать или опровергать). Можно обратиться к пословицам, поговоркам, фразеологизмам, афоризмам, словарным статьям. Определите, есть ли к вашему тезису антитезис.

Подумайте о том, какие доводы можно было бы привести, чтобы поспорить с вашим взглядом. Если вам удастся ввести в ваш текст контраргументы, ваша позиция будет выглядеть более взвешенной.

Формулировка тезиса должна быть чёткой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения.

Для подкрепления вашей идеи вам потребуются аргументы. Чем их больше, тем лучше, однако не стоит слишком увлекаться объёмом. Трёх тезисов в поддержку вашей позиции вполне достаточно.

Особое внимание следует уделить подбору аргументов. Чтобы не ошибиться, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства. Если тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (предложения с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание будет находиться в группе сказуемого: сказуемое как раз и выражает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.

Аргументировать вашу позицию нужно с опорой не только на собственный взгляд, но и на литературные произведения.

Определите базовый литературный материал, подготовьте примеры (продумайте, какие литературные тексты помогут вам быть убедительными в доказательствах, в первую очередь стоит привлечь материал из рекомендованного списка). При оценке сочинения комиссия обращает внимание на аргументацию и привлечение литературного материала (об этом указано в списке критериев оценки сочинения). Выделите наиболее яркие эпизоды, характеризующие заявленную вами тему. Подберите подходящие цитаты, высказывания известных людей и персонажей на соответствующую тему. Однако цитат должно быть не очень много. Максимум, что можно отвести на цитирование, — это половина текста.

Вы можете подобрать эпиграф к своей работе (он свидетельствует о понимании темы, раскрывает замысел сочинения, однако приводить его не обязательно).

Вам пригодятся также примеры из жизни. Припомните, не случалось ли с вами, вашими родными, близкими ситуаций, схожих с теми, которые вы описываете в сочинении. Жизненный опыт — это весомый аргумент ^ля подкрепления вашей мысли.

Итоговое сочинение должно иметь чёткую форму. Только так текст будет читабельным, а ваша мысль — ясной. Чтобы добиться этого, примите во внимание данные рекомендации.

2. Составление плана сочинения и определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения не стоит игнорировать. Добротный и основательный план может стать для вас своеобразной матрицей. Текст приобретёт логику, в нём будет отображено то, что вы хотели сказать. Опыт показывает, чем подробнее план, тем легче писать сочинение. Можно составить подробный план, отобразив в нём каждый абзац, и тогда вам будет гораздо проще писать.

3. Написание текста сочинения на черновике.

Напишите своё сочинение на черновик. В этом есть рациональный смысл. Некоторые считают черновики напрасной тратой времени, пишут сочинения сразу в чистовик. Однако хороший текст всегда требует шлифовки, её иногда приходится делать не один раз. В чистовом варианте сделать это нельзя.

Делите сочинение на абзацы. Главная мысль состоит из отдельных деталей. Абзацы служат фрагментами текста. Сплошной текст трудно читать, а следить за авторской мыслью в нём очень сложно. Деление текста на абзацы сделает текст читаемым, позволит не упустить важных деталей: доводов, аргументов, примеров из жизни и литературы. Каждый абзац — это отдельная мысль. Абзацы должны согласовываться с основной идеей и подчиняться ей.

Обдумайте и расположите материал в соответствии с его композицией: вступление, основная часть, заключение.

Обратите внимание на ключевые моменты в тексте. Вступление и заключение следует хорошо продумать. Обычно они запоминаются лучше всего. Займитесь этим в последнюю очередь, когда основной текст уже будет написан. К тому времени ваша мысль уже обретёт форму, вам будет легче подвести её к сделанным вами выводам. Первое и несколько последних предложений играют очень важную роль, так как именно в них заявлена проблема и подведён итог.

Вступление — рассуждение о проблеме — не должно быть большим — до пяти предложений. Оно должно привлекать внимание (не следует использовать шаблоны, при этом включите формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете).

Оно может содержать:

— высказывание критика, суждение которого вы решили подтвердить или опровергнуть;

— вопрос, который требует разрешения;

— рассуждение о главном понятии и проблеме, которые вынесены в заглавие сочинения;

— биографические сведения, если они существенным образом влияют на ход вашей мысли.

Итак, во вступлении можно заявить свой взгляд на проблему, обозначить тезис, вступить в полемику с воображаемым оппонентом, привести соответствующие цитаты. В этой части можно рассказать о причинах обращения именно к этой теме, сформулировать цель своего сочинения, показать значение рассматриваемой проблемы, определить ведущие направления будущего рассуждения, задать эмоциональный тон. Это всё поможет вам подойти к теме.

Условно можно выделить несколько видов вступлений.

• Историческое вступление — это характеристика эпохи написания произведения, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей.

• Аналитическое вступление — анализ главного понятия темы сочинения.

• Биографическое вступление — изложение некоторых фактов из жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

• Сравнительное вступление. Здесь следует вспомнить литературные традиции, которые предшествовали анализируемому произведению, определить, как вписывается в них предмет вашего внимания.

• Вступление-характеристика. В нём надо дать характеристику произведению в целом, указать его место в русской литературе, его новизну и значимость.

• Эмоциональное вступление. В этом универсальном вступлении вы можете рассказать, какое влияние оказал на вас художник, его личность и творчество.

Закончив работу над вступлением, следует перейти к основной части, где предстоит раскрыть тему. Это самая большая по объёму часть работы. То, что вы решили писать в главной части, зависит от тезисов, которые вы выдвинули, ведь любую тему любого сочинения можно раскрыть по-разному, так как это зависит от вашего видения проблемы, от вашей интерпретации.

Итак, что значит раскрыть тему? Для того чтобы раскрыть тему, следует:

а) последовательно проанализировать данный текст под углом определённой проблемы;

б) развёрнуто и логически связно ответить на вопрос.

Сочинение-рассуждение должно соответствовать трём главным условиям:

1) оно должно начинаться с постановки вопроса или обозначения проблемы (во вступлении);

2) завершаться ответом на вопрос или выводом (в заключении);

3) движение от вопроса к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения — идеей, исходящей из его темы (в основной части).

Основная часть (75% всей работы) — это развёрнутая, раскрытая главная мысль сочинения, выдвижение, как минимум, двух тезисов, соответствующих обозначенной проблеме, присоединение к ним доказательного текстового материала с собственными минивыводами. Это могут быть ответы на вопросы, которые вы сформулировали во введении.

Основная часть представляет собой анализ литературного текста в соответствии с заданной темой. Главное в ней — развёрнутый и доказательный ответ на вопросы, которые вы сами же сформулировали во вступлении. Вы должны убедиться, что поставили вопросы правильно и хотите их решить. Следует избегать пересказа литературного произведения и изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части нужно показать знание литературного текста, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно анализировать его, излагать свои мысли о прочитанном.

Основная часть — это проверка того, насколько верно автором сочинения понята тема.

Приведите доказательство слов, подкрепляя их фактами. При этом необходимо полно раскрыть тему сочинения. Приветствуется, если вы рассмотрите её с разных позиций. Сформулируйте для себя, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли (подумайте, какие аргументы мог бы привести ваш оппонент и что бы вы ему ответили).

Мнение автора сочинения должно присутствовать, не нужно выдавать чужие мысли за свои, но анализ их приветствуется.

Не используйте в сочинении второстепенные факты, незначительные детали.

Чтобы получить высокий балл за сочинение, в своей творческой работе вы должны продемонстрировать использование изобразительно-выразительных средств.

Замечание по поводу стилистики: следите за тем, чтобы текст не был слишком сложным. Однако не стоит писать всё сочинение простыми предложениями, так как комиссия может решить, что вы не уверены в знаках препинания или не умеете согласовывать времена и формы. При этом не стоит использовать витиеватые сложноподчинённые конструкции. Простые и сложные конструкции лучше сочетать в соотношении 2:1. Тогда ваш текст будет легко читаться, одновременно он не будет и излишне прост.

Заключение — ключевая часть сочинения. Его функция — подведение итога написанного в соответствии с вашими рассуждениями во второй части по проблемам, которые вы сформулировали во вступлении. Это обобщение ваших выводов, изложенных ранее, завершение сочинения. Здесь обязательно нужно выделить самое главное по теме сочинения. Заключение и вступление по содержанию перекликаются друг с другом. Вопросительная форма сменяется утвердительной. Заключение должно связать обобщение со вступлением, с обозначенной в нём заявкой на тему.

Обычно выделяют два вида заключения: заключение-вывод и заключение-следствие. Однако в сочинении они могут сливаться воедино.

Слишком большое заключение свидетельствует о том, что вы не можете кратко излагать свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы.

Заключительная часть должна быть короткой, но ёмкой, логически связанной с первыми двумя частями. Вы можете использовать ключевые слова или термины, которые входили в формулировку вашей темы, повторить их ещё раз в заключительных выводах. В них можно выразить ваше личное отношение к литературному произведению, событиям, героям и проблемам. Своё мнение изложите по возможности корректно, без излишнего восторга и негатива. Чёткий, строго соответствующий теме последний аккорд сочинения может скрасить имеющиеся в нём шероховатости и недочёты.

4. Редактирование написанного сочинения. Предлагаем следующие рекомендации:

1) следует взглянуть на свою работу сквозь призму поставленных вопросов:

— определить, существует ли взаимосвязь между названием темы, номинацией обозначенной проблемы, выдвинутыми тезисами и содержанием рассуждения;

— уточнить, понятно ли будет читающему написанное;

— уточнить убедительны ли примеры по каждому тезису;

— уточнить не присутствуют ли алогизмы и искажённые факты;

— определить средства связи между предложениями.

2) отредактировать сочинение можно посредством использования возможностей:

— лексической и грамматической синонимии;

— устранения неоправданных повторов слов и неуместного употребления отдельных слов и выражений.

Нужно тщательно продумать использование цитат, это подкрепит ваши аргументы. Каждая из них должна быть к месту. Однако использование большого количества цитат не приветствуется.

Нельзя сокращать цитату, менять в ней слова и смысл. Если вы что-то забыли, поставьте многоточие. Разрешается пересказ цитаты близко к тексту.

5. Наращивание объёма (или его уменьшение)

по вышеуказанным позициям по принципам «понятности» и «убедительности»:

— посредством пояснения, уточнения, вставных конструкций или сокращения;

— путём сравнения, замечаний либо констатации своего видения описанных реалий.

6. Проверка готового текста сочинения и его корректировка. Это обязательный этап работы над сочинением. Когда работа над его формой и содержанием текста закончена, необходимо проверить наличие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Несколько раз перечитайте написанное. Очерёдность при этом не имеет принципиального значения. Следует избрать способ, когда вероятность не заметить ошибки будет меньше.

Перечитайте текст на предмет описок и орфографических ошибок. Устраните лексические и грамматические ошибки. Обратите внимание на разнообразие грамматического построения предложений.

Следует уделить пристальное внимание орфограммам трудных тем и написанию иностранных слов (-ни- и -н-; написание частицы не с прилагательными и причастиями, правописание производных предлогов, сложных прилагательных и др.).

Особое внимание уделите словарным словам. Когда вы сомневаетесь в их написании, замените их синонимом или удалите из текста. Следует отдельно перепроверить написание географических названий, имён собственных, названий литературных произведений.

Проверьте пунктуацию в сложных предложениях и в осложнённых (причастные и деепричастные обороты, приложения, вводные слова, а также конструкции с союзом как). Обратите внимание на расстановку знаков препинания в сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях. Если вы сомневаетесь в правильности расстановки знаков препинания, разбейте длинные конструкции на несколько коротких. Перепроверьте выделение обращений и знаки оформления прямой речи.

Во время проверки эксперты обращают внимание на использование отсылок к литературе. Цитаты должны быть правильно оформлены, это важный момент.

Стилистика также имеет большое значение. Умение использовать выразительные средства русского языка, правильно строить предложения и пользоваться богатством речи зависит от вашего художественного чутья и словарного запаса. Многого можно добиться и с помощью тренировки.

Избегайте повторов. В одном предложении и в соседних предложениях не должны встречаться однокоренные слова, заменяйте их синонимами или местоимениями. Они могут повторяться только через одно предложение. Вместо конструкций со словами-связками «какой», «который» можно использовать причастные и деепричастные обороты.

Обратите внимание на употребление эпитетов. Часто для придания тексту большей выразительности учащиеся увлекаются прилагательными, используя их слишком часто. При этом текст становится слишком сложен для восприятия. Лучше дать одно яркое определение, оно больше запомнится.

Не стоит использовать сленговые слова, которые не входят в список нормативных. Если вы всё же употребили их в своём сочинении, возьмите в кавычки или сделайте оговорку: «как сейчас принято говорить».

Прежде чем переписывать текст начисто, прочтите его про себя. Вы ощутите ритмику текста, представив, как он звучит, и поймёте, легко ли читается то, что вы написали. Это поможет устранить неблагозвучия, при этом могут также обнаружиться смысловые неточности и фрагменты, которые вы захотите выделить или усилить.

7. Переписывание начисто текста на экзаменационный бланк:

— писать следует аккуратным разборчивым почерком;

— попутно можно делать правку, предварительно просматривая предложения в черновом варианте в общем контексте абзаца;

— зачёркивания в тексте не приветствуются.

Когда вы пишете тренировочные сочинения, следует подсчитывать количество слов, постоянно контролировать, каким временем вы располагаете для завершения работы, какой объём текста вам ещё предстоит написать. Старайтесь следовать заданным временным границам и укладываться во время, отведённое для написания текста.

Вам следует поддерживать баланс между содержанием и формой сочинения. Уделив внимания тому и другому, вы сможете создать качественную и интересную творческую работу.

Композиция сочинения должна быть чёткой и выверенной. Вступление и заключение должны быть меньше по объёму, чем изложение основной части. Все основные элементы композиции сочинения должны сохраняться. Недопустимо, если в сочинении нет хотя бы одного из элементов структуры. Содержание сочинения должно соответствовать теме, которую вы выбрали, писать его нужно в едином стиле, который должен непременно соответствовать содержанию вашего сочинения. Этим правилам необходимо следовать.

Сочинение должно основываться на хорошем знании произведений школьной программы по выбранной теме. Вы должны продемонстрировать знание литературоведческой терминологии, которую используете в своей работе. Единственным аргументом является художественный текст. Сопутствующим дополнительным материалом считаются всевозможные ссылки на черновики, варианты художественных произведений, дневники писателей, критика и мемуары. Логика вашего сочинения должна быть строго упорядоченной. Все идеи, положения и тезисы следует мотивированно доказывать.

Следите за логикой изложения и речью. Не навязывайте свою точку зрения, а доказывайте её. Все основные и вспомогательные мысли следует тщательным образом обосновать, приведя факты и цитаты из художественных произведений по теме или из других первоисточников, если пишете сочинение на свободную тему. В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя изменять имена персонажей, путать события, их время и место, детали и подробности. Не допускаются также ошибки в цитировании и датировке.

Вступление должно включать в себя вопросы, которых следует коснуться перед раскрытием темы. В нём следует чётко определить границы темы, ограничить круг понятий, заключённых в основном тезисе и требующих дополнительных разъяснений.

Это своеобразный ввод в тему, поэтому здесь не надо давать подробные биографические сведения об авторе, истории написания и эпохе создания произведений, если это не сработает в дальнейшем. Чтобы оно получилось удачным, сформулируйте в нём проблемы, на которые можно ответить в рамках темы, выберите при этом те, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте этот выбор, приведите термины. Если нужно, дайте их определение, это будет говорить о том, что вы понимаете то, о чём пишете.

Используйте вопросительные предложения, которые кроме того, что служат собственно вопросом, являются своего рода размышлением, могут подчёркивать нужную мысль, выражать предположение, являются эмоциональным откликом на ситуацию.

При написании сочинения вы должны смело пользоваться всем арсеналом языковых средств:

— восклицание используется для выражения сильного чувства, волнения, выражает отношение автора (возмущение, ирония), а также эмоциональную прерывистость речи;

— деепричастие и деепричастные обороты можно использовать для выражения краткости и динамичности;

— диалектизмы — в качестве средства выразительности: для реалистического изображения быта, то есть создания «местного колорита» и передачи особенностей речи жителей определённой местности;

— неологизмы — для создания оттенка необычности, новизны,

— фразеологизмы — для придания высказыванию выразительности, создания образности, достоверности;

— эпитеты — для художественной выразительности;

— неполные предложения — для экономии языковых средств;

— обобщённо-личное предложение — для образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках;

— образные выражения — с целью сделать изложение живым, лёгким для восприятия;

— однородные члены (конструкции) — для показа динамики действий, зарисовки общей картины как единого целого, создания гаммы красок, звуков, ритмического рисунка, выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии, создания ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;

— побудительное предложение — для выражения волеизъявления говорящего.

Вы смело можете использовать:

— лексический повтор для обозначения большого числа предметов, явлений, усиления признака, степени качества или действия, указания на длительность действия;

— стилистический повтор — для подчёркивания каких-либо деталей, создания экспрессивной окраски;

— ряды однородных членов придадут тексту своеобразный ритмический рисунок;

— сложные синтаксические конструкции — для характеристики авторского стиля;

— сравнение — для создания художественной выразительности;

— стилистически окрашенные слова — для выражения отношения к предметам, поступкам, выражения различных чувств, в качестве комического средства при неуместности.

Термины несут в себе информацию гораздо большую, чем другие лексические единицы. Цитирование используют в сочинении для дословной передачи чужих слов. Профессионализмы вы можете использовать, чтобы показать образованность в определённой сфере.

В сочинениях часто используется прямая речь — дословная передача чужого высказывания для характеристики говорящего. Для создания художественного образа и атмосферы непринуждённости, непосредственности вставляют разговорную лексику.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector