Стих По Улице Мостовой Пушкин

Стих По Улице Мостовой Пушкин

Стих По Улице Мостовой Пушкин
0
14 мая 2021

ЗАПИСИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

ЗАПИСИ ПЕСЕН, СОХРАНИВШИЕСЯ В КОПИЯХ
В СОБРАНИИ ПЕСЕН П. В. КИРЕЕВСКОГО

Б. ПЕСНИ НЕОБРЯДОВЫЕ

Сноски

12 Поется также: не спознали.

13 В некоторых песенниках:

Очевидно, из другой песни.

14 Иногда прибавляется:

15 Первых трех стихов обыкновенно не поют,

16 Прибавляется также: В печи не была, не высушена.

17 В новейших песенниках:

И песня кончается этим стихом. Остальные же внесены в другую песню.

18 Поется также: Да и та старенька,

19 Т. е. схожу взять кнута.

Первые одиннадцать песен этого отдела находятся в копиях в собрании песен П. В. Киреевского, хранящихся в ЛБ: в папке 7 — песня, № 8 (1703), 1 в папке 7 2 — №№ 9 (2079) и 10 (2119), в папке 7 4 — №№ 11 (1944), 1 (1988) и 2 (2045), в папке 8 — № 3 (2756), 4 (2772) и 5 (2773), в папке 15 — №№ 6 (4777) и 7 (4778). См. описание этих папок в ПК , в. I, стр. LXXI—LXXII. Здесь показаны не все пушкинские записи.

Тексты этих песен написаны на отдельных листках в 8 д. л. (писчего), на обороте которых имеется помета: «Пушк». Тексты песен №№ 3, 4, 6, 9 и 11 написаны рукой П. В. Киреевского, тексты остальных шести песен — неизвестным почерком.

Четыре песни (№№ 12—15) в копиях руки неизвестного с дополнениями П. В. Киреевского находятся в части его собрания, оказавшейся в бумагах П. А. Бессонова, ныне хранящихся в составе собрания П. И. Щукина в ГИМ (по пометам собрания Киреевского №№ 4614, 2114, 1974 и 1471).

Песни №№ 16 и 17 до сих пор в рукописи не найдены

Песни №№ 1—7 впервые опубликованы (по копиям с копий Киреевского) Н. О. Лернером в газете «Речь» 1912, № 28, от 29 января, а затем им же перепечатаны в РС 1912, № 4 и В VI, 239—241. В комментарии к публикуемым песням Лернер высказал сомнение в подлинности песни № 4, которую он склонен считать «не простою записью, а либо переделкой народной песни, либо даже оригинальным произведением в народном духе, возникшим, конечно, под влиянием народных поэтических и бытовых мотивов».

«По крайней мере, — продолжает Н. О. Лернер, — первые десять стихов скорее принадлежат Пушкину, чем народу» ( В VI, 242). С этим мнением согласился Б. В. Томашевский, писавший в своей статье «Генезис „Песен западных славян“»: «Догадка комментатора, на наш взгляд, несомненно правильна. Десять первых стихов записи и три последних — результат литературной обработки народной песни» (Б. Томашевский, «О стихе», 1929, стр. 87). Точно так же и В. И. Чернышев пишет об этой песне: «мы вслед за Н. О. Лернером могли бы несколько заподозрить в качестве подлинной народной» (статья В. Чернышева, «Стихотворения А. С. Пушкина, написанные в стиле русских песен» — «Slavia» 1929, VIII, 3, стр. 586). Не согласен с догадкой Лернера М. Н. Сперанский ( ПС XXXVIII—XXXIX, 97), аргументацию которого нужно признать достаточно убедительной.

По копиям Киреевского песни эти напечатаны М. Н. Сперанским в ПК , в. II, ч. II, стр. 231—233.

Песни №№ 8—11 впервые опубликованы М. Н. Сперанским в статье «К истории песен, собранных А. С. Пушкиным» в «Сборнике в честь 70-летия Д. Н. Анучина», М. 1913, а затем им же напечатаны в ПК , в. II, ч. II, стр. 233—234.

Ни в одно из собраний сочинений Пушкина песни эти не вошли.

Оригинальность песни № 9 без достаточных оснований была заподозрена Н. О. Лернером («Речь» 1914, № от 6 июня), которому весьма веско возражал М. Н. Сперанский ( ПС XXXVIII—XXXIX, 97—107). Следы «мастерства» Пушкина Лернер видел и в конце песни № 11 («Речь» 1914, № от 6 июня), не приводя, впрочем, никаких доказательств в пользу этого мнения.

Песни №№ 12, 13 и 15 впервые были напечатаны М. Н. Сперанским в ПК , в. II, ч. II, стр. 234—235, а затем им же в статье «Записи народных песен Пушкина в собрании П. В. Киреевского» в книге: «Памяти П. Н. Сакулина», Сборник статей, М. 1931. 2 Перепечатаны Н. О. Лернером в статье «Новые песенные записи Пушкина» («Красная панорама» 1929, № 50, от 13 декабря). И эти песни не вошли ни в одно из собраний сочинений Пушкина.

Песня № 14 впервые опубликована Н. Н. Трубицыным по записи в «зеленой» тетради (второй) собрания П. В. Киреевского в ПС XV, 141, а затем перепечатана Н. О. Лернером в РС 1912, № 1, стр. 228 и в В VI, 239.

По копии руки П. В. Киреевского, оказавшейся в бумагах П. А. Бессонова, песня напечатана М. Н. Сперанским в ПК , в. II, ч. II, стр. 335.

Песня № 16 впервые была напечатана П. А. Бессоновым в в. 5 редактированных им «Песен, собранных П. В. Киреевским», М. 1863, стр. 137—138. Перед текстом песни помета: «(Псковск. губ.)», а после текста: «Записано А. С. Пушкиным».

Песня № 17 впервые была напечатана П. А. Бессоновым в в. 10 «Песен, собранных П. В. Киреевским», М. 1874, стр. 211—212. Перед текстом песни помета: «Губ. Псковской», а после текста: «Образец замечателен тем еще, что записан в 30-х годах А. С. Пушкиным».

Обе эти песни в собрание сочинений Пушкина были введены лишь С. А. Венгеровым ( В IV, 73).

Решив почему-то, что упомянутый в описании собрания Киреевского, сделанном М. Н. Сперанским, список «разгульных» песен составлен Пушкиным, 3 Н. О. Лернер, получив копию этого списка от М. Н. Сперанского, напечатал список в «Речи» 1912, № 28 от 29 января, а затем в РС 1912, № 4, стр. 103—105 и в В VI, 241—242. В списке этом, заключающем в себе восемьдесят пять песен, названо три песни, имеющиеся среди записанных Пушкиным: 4) «Не летай, мой соловей», 56) «Авдотья вдовина», и 60) «Как нонече куры». Этого, конечно, совершенно недостаточно, чтобы признать список за пушкинский.

Сноски к примечаниям

1 Цифры в скобках — номера собрания Киреевского.

2 Статья была дана в сборник, издававшийся в честь тридцатилетия научно-педагогической деятельности П. Н. Сакулина, исполнившегося весной 1928 г., до выхода в свет ПК , в. II, ч. II, но последняя книга вышла раньше первой.

3 В папке 7 4 № 1983. См. ПК , в. I, стр. LXXI.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector