Долгова Елена Валерьевна,
МБДОУ детский сад "Золотая рыбка"
Дети под музыку встают полукругом.
Ведущий: Посмотрите сколько света,
И улыбок, и гостей!
Это добрая примета.
Значит, праздник у дверей!
Песня «Детский сад»
В: Ребята, не будьте робки. Пусть смело и звонко ваш голос звучит. Ведь многие из вас ходили на логопедические занятия. Боялись трудных слов, язычок дрожал, не слушался. И, наконец, услышали: «Молодец!»
Р 1: Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим
Потому, что не спешим.
Р 2: У нас во рту живёт язык,
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: вода,
Утёнок, небо, нет и да.
Но пусть он скажет: черепаха.
Не задрожит ли он от страха?
В.: Пусть повторит за мной язык
Такое слово: боровик.
В.: А теперь наш язычок
В.: Скажем вместе: са-са-са,
К нам летит сюда оса.
Дети: са-са-са, к нам летит сюда оса.
В.: Так же четко: жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Дети: Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
В.: Молодцы, ребята. Ваши язычки дружно работали. А давайте послушаем, как работают язычки у ваших родителей. (Дети садятся на стулья)
Конкурс скороговорок с родителями.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
- Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак,
сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап.
Награждение: Медальки со званием: «Говорун», «Тараторка», «Язык без костей».
Пока идет конкурс, незаметно входит кот и укладывается спать рядом с открытой книгой.
В.: Ой, ребята, мы тут расшумелись, а посмотрите-ка, там Кот спит. Наверное, он видит какой-нибудь сон? Как вы думаете, что ему снится? Посмотрите, он спит на раскрытой книге. Наверное, он читал сказку и уснул. Может ему снится какая-то сказка?
Звучит музыка спокойная, затем взволнованная. Кот вздрагивает и просыпается.
Кот (шепелявит): Ждластвуйте, лебята. Мне плишнился штланный шон пло Кикимолу. Будто она плишла шюда, пелепутала вще жвуки и буквы в моей книге шкажок. Но вы, лебята, не бойтесь. Ведь она плиходит только во шне или в шкажках. Это — моя любимая шкажка «Телемок». «Штоит в поле телемок-телемок, он не нижок не вышок – невышок». Ой, ничего не понимаю! Видно, кикимола на шамом деле все пелепутала. Что же мне делать?
В: Не волнуйся, котик, наши ребята знают эту сказку и расскажут тебе ее правильно.
Музыкальная игра-драматизация: «Теремок»
Кот: Как вы вще ждолово пели. Как же вы научились так класиво говолить?
1. Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
2. Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
В одной логонауке.
3. Поутру они вставали,
Так весь день они трудились.
Говорить они учились.
4. Звук «С» улыбался,
С горочки катался.
Ветерок, дуй холодней,
Выдувай звук «С» скорей! «С-с-с-с!»
5. Мы со звуком «Ш» играли
И картинки подбирали:
Карандаш, машина, книжка,
Шляпа, бабушка, малышка.
6. Долго звук я «Л» учила
И словечки заучила:
Лапа, лапы, лапочки,
Лампа, лампы, лампочки.
7. «Р» — решился поразмяться,
И в словах поупражняться!
Чашечку он смастерил –
Ничего не позабыл!
А потом как зарычал –
Язычок аж задрожал!
Кот: Ой, а что же мне делать?! Ведь у меня тоже во лту шамая наштоящая каша, как у Шаши в штихотворении С.Михалкова «Сашина каша».
Ребенок рассказывает стихотворение
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Как люди говорят,-
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
И сам тому не рад!
Когда он вслух читает,
И буквы он глотает,
Он так спешит с налета
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать.
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
В.: Не переживай Котик. Я знаю, кто тебе поможет. Нам нужна доктор Звукова.
(звонит по телефону):
Алло, доктор Звукова? К нам скорее приходите – Нам скорее помогите!
Звучит музыка, входит доктор Звукова.
Д З: Здравствуйте, мои друзья!
К вам спешу на помощь я.
Я вам градусник поставлю
Язычок болтать заставлю.
(Ставит коту и детям градусники, на которых указаны неправильно произносимые звуки).
Д З: Да, прогноз неутешительный. Ребята, если не заниматься, у вас действительно во рту будет каша, как у Саши.
Чтобы четко и красиво говорить научиться
Надо нам, ребята, много потрудиться.
Дам я вам рецепт сейчас,
Выполняйте мой наказ.
Рецепт:
Дружно и без лени
Выполняйте речевые упражнения.
Каждый день и каждый час
Произносим много раз
Звуки, слоги и слова –
Это лучшая игра.
Звуки очень любят песни.
С песней жить нам интересней.
Голосок свой распевайте,
Ушки слушать приучайте.
Упражняйте ваши пальцы,
Ускоряйте ваши мысли.
Каждый день и каждый час
Будет лучше речь у вас!
В: Мы рецепт ваш принимаем и все вместе обещаем:
Не лениться, не зевать, все наказы выполнять.
Выполнять без лени речевые упражнения.
Д З: Теперь за руки, вы, беритесь
И в кружок все становитесь.
Коту мы будем помогать,
Звуки будем исправлять,
И язычок тренировать.
Пальчиковая игра «Мы рога козы покажем»:
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить!
Чтоб красиво говорить, нужно и с музыкой дружить. И сейчас, я предлагаю поиграть в музыкальную игру, в которой вам понадобится не только умение быстро и четко произносить слова, но и быть внимательными, и правильно выполнять движения.
Игра «У оленя дом большой»:
У оленя дом большой, он сидит, глядит в окно
Зайка по полю бежит, в дверь к нему стучит:
«тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай, руку подавай».
Артикуляционно-дыхательная гимнастика «Болтушка», «Лошадка», «Ракета».
Кот: Ура! Я снова могу так же правильно и красиво произносить все звуки, как и вы. Мне так понравились ваши игры и стихи. Я тоже хотел бы почитать вам свои стихи. Только немного подзабыл их. Вы будете мне помогать? (Да).
Игра «Доскажи словечко». (За слово — в ладошку фант.)
Гладко, плавно лился стих.
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает,
Слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть –
Отлежал себе живот
Лежебока, рыжий … (кот)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под… (крана)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая… (лисица)
В.: Кто получил фанты? Пусть ваши родители выйдут сюда на заключительную игру. (дети садятся)
Игра с родителями «Расскажу я вам рассказ».
Расскажу я вам рассказ
Полтора десятка раз.
Лишь скажу я слово «ТРИ»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри…
Рыбешек мелких увидали,
Да не одну, а целых… (пять).
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команды: раз, два, … (марш).
Однажды поезд на вокзале
Мне ТРИ часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не брали, (вы приз забрали)
Когда была возможность брать.
Д З: Представление кончаем.
Всем здоровья мы желаем.
Чтоб с речью не было проблем,
Мы рады будем помочь всем.
В.: Все молодцы! Наш праздник подошел к концу. Ваши язычки научились выполнять речевые упражнения, проговаривать многие трудные звуки. А еще мы помогли коту, который попал в беду. Я присваиваю вам всем звания «Укротители непослушного язычка» и вручаю дипломы.
Кот: А я предлагаю всем на радостях пуститься в пляс.
Танец с родителями «Разноцветная игра».
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000877, дата отправки 14 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075497
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
ИВАН БУНИН
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев — нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству,
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты — Мститель мой, ты — мой Спаситель,
Твой мир — навек моя обитель,
Твой голос — небо надо мной!
АННА АХМАТОВА
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих .
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ
СЛОВО
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
ВАДИМ ШЕФНЕР
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
В.А.ЖУКОВСКИЙ
НЕВЫРАЗИМОЕ (отрывок)
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью.
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью.
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья —
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою, —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык. Горе душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
ЗИНАИДА ГИППИУС
БЕССИЛЬЕ
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу.
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков.
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для нее не знаю слов.
Время проходит, но сказанное слово остаётся.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.