Стихи О Правильной Речи — подборка стихотворений

Стихи О Правильной Речи — подборка стихотворений

Стихи О Правильной Речи — подборка стихотворений
0
11 мая 2021

Долгова Елена Валерьевна,

МБДОУ детский сад "Золотая рыбка"

Дети под музыку встают полукругом.

Ведущий: Посмотрите сколько света,

И улыбок, и гостей!

Это добрая примета.

Значит, праздник у дверей!

Песня «Детский сад»

В: Ребята, не будьте робки. Пусть смело и звонко ваш голос звучит. Ведь многие из вас ходили на логопедические занятия. Боялись трудных слов, язычок дрожал, не слушался. И, наконец, услышали: «Молодец!»

Р 1: Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим

Потому, что не спешим.

Р 2: У нас во рту живёт язык,

К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему: вода,

Утёнок, небо, нет и да.

Но пусть он скажет: черепаха.

Не задрожит ли он от страха?

В.: Пусть повторит за мной язык

Такое слово: боровик.

В.: А теперь наш язычок

В.: Скажем вместе: са-са-са,

К нам летит сюда оса.

Дети: са-са-са, к нам летит сюда оса.

В.: Так же четко: жа-жа-жа,

Есть иголки у ежа.

Дети: Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

В.: Молодцы, ребята. Ваши язычки дружно работали. А давайте послушаем, как работают язычки у ваших родителей. (Дети садятся на стулья)

Конкурс скороговорок с родителями.

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

  1. Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак,

сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап.

Награждение: Медальки со званием: «Говорун», «Тараторка», «Язык без костей».

Пока идет конкурс, незаметно входит кот и укладывается спать рядом с открытой книгой.

В.: Ой, ребята, мы тут расшумелись, а посмотрите-ка, там Кот спит. Наверное, он видит какой-нибудь сон? Как вы думаете, что ему снится? Посмотрите, он спит на раскрытой книге. Наверное, он читал сказку и уснул. Может ему снится какая-то сказка?

Звучит музыка спокойная, затем взволнованная. Кот вздрагивает и просыпается.

Кот (шепелявит): Ждластвуйте, лебята. Мне плишнился штланный шон пло Кикимолу. Будто она плишла шюда, пелепутала вще жвуки и буквы в моей книге шкажок. Но вы, лебята, не бойтесь. Ведь она плиходит только во шне или в шкажках. Это — моя любимая шкажка «Телемок». «Штоит в поле телемок-телемок, он не нижок не вышок – невышок». Ой, ничего не понимаю! Видно, кикимола на шамом деле все пелепутала. Что же мне делать?

В: Не волнуйся, котик, наши ребята знают эту сказку и расскажут тебе ее правильно.

Музыкальная игра-драматизация: «Теремок»

Кот: Как вы вще ждолово пели. Как же вы научились так класиво говолить?

1. Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

2. Не далеко и не близко,

Не высоко и не низко,

В одной логонауке.

3. Поутру они вставали,

Так весь день они трудились.

Говорить они учились.

4. Звук «С» улыбался,

С горочки катался.

Ветерок, дуй холодней,

Выдувай звук «С» скорей! «С-с-с-с!»

5. Мы со звуком «Ш» играли

И картинки подбирали:

Карандаш, машина, книжка,

Шляпа, бабушка, малышка.

6. Долго звук я «Л» учила

И словечки заучила:

Лапа, лапы, лапочки,

Лампа, лампы, лампочки.

7. «Р» — решился поразмяться,

И в словах поупражняться!

Чашечку он смастерил –

Ничего не позабыл!

А потом как зарычал –

Язычок аж задрожал!

Кот: Ой, а что же мне делать?! Ведь у меня тоже во лту шамая наштоящая каша, как у Шаши в штихотворении С.Михалкова «Сашина каша».

Ребенок рассказывает стихотворение

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Как люди говорят,-

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

И сам тому не рад!

Когда он вслух читает,

И буквы он глотает,

Он так спешит с налета

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

В.: Не переживай Котик. Я знаю, кто тебе поможет. Нам нужна доктор Звукова.

(звонит по телефону):

Алло, доктор Звукова? К нам скорее приходите – Нам скорее помогите!

Звучит музыка, входит доктор Звукова.

Д З: Здравствуйте, мои друзья!

К вам спешу на помощь я.

Я вам градусник поставлю

Язычок болтать заставлю.

(Ставит коту и детям градусники, на которых указаны неправильно произносимые звуки).

Д З: Да, прогноз неутешительный. Ребята, если не заниматься, у вас действительно во рту будет каша, как у Саши.

Чтобы четко и красиво говорить научиться

Надо нам, ребята, много потрудиться.

Дам я вам рецепт сейчас,

Выполняйте мой наказ.

Рецепт:

Дружно и без лени

Выполняйте речевые упражнения.

Каждый день и каждый час

Произносим много раз

Звуки, слоги и слова –

Это лучшая игра.

Звуки очень любят песни.

С песней жить нам интересней.

Голосок свой распевайте,

Ушки слушать приучайте.

Упражняйте ваши пальцы,

Ускоряйте ваши мысли.

Каждый день и каждый час

Будет лучше речь у вас!

В: Мы рецепт ваш принимаем и все вместе обещаем:

Не лениться, не зевать, все наказы выполнять.

Выполнять без лени речевые упражнения.

Д З: Теперь за руки, вы, беритесь

И в кружок все становитесь.

Коту мы будем помогать,

Звуки будем исправлять,

И язычок тренировать.

Пальчиковая игра «Мы рога козы покажем»:

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

Чтоб красиво говорить, нужно и с музыкой дружить. И сейчас, я предлагаю поиграть в музыкальную игру, в которой вам понадобится не только умение быстро и четко произносить слова, но и быть внимательными, и правильно выполнять движения.

Игра «У оленя дом большой»:

У оленя дом большой, он сидит, глядит в окно

Зайка по полю бежит, в дверь к нему стучит:

«тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай, руку подавай».

Артикуляционно-дыхательная гимнастика «Болтушка», «Лошадка», «Ракета».

Кот: Ура! Я снова могу так же правильно и красиво произносить все звуки, как и вы. Мне так понравились ваши игры и стихи. Я тоже хотел бы почитать вам свои стихи. Только немного подзабыл их. Вы будете мне помогать? (Да).

Игра «Доскажи словечко». (За слово — в ладошку фант.)

Гладко, плавно лился стих.

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает,

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть –

Отлежал себе живот

Лежебока, рыжий … (кот)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под… (крана)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая… (лисица)

В.: Кто получил фанты? Пусть ваши родители выйдут сюда на заключительную игру. (дети садятся)

Игра с родителями «Расскажу я вам рассказ».

Расскажу я вам рассказ

Полтора десятка раз.

Лишь скажу я слово «ТРИ»,

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри…

Рыбешек мелких увидали,

Да не одну, а целых… (пять).

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команды: раз, два, … (марш).

Однажды поезд на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не брали, (вы приз забрали)

Когда была возможность брать.

Д З: Представление кончаем.

Всем здоровья мы желаем.

Чтоб с речью не было проблем,

Мы рады будем помочь всем.

В.: Все молодцы! Наш праздник подошел к концу. Ваши язычки научились выполнять речевые упражнения, проговаривать многие трудные звуки. А еще мы помогли коту, который попал в беду. Я присваиваю вам всем звания «Укротители непослушного язычка» и вручаю дипломы.

Кот: А я предлагаю всем на радостях пуститься в пляс.

Танец с родителями «Разноцветная игра».

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000877, дата отправки 14 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075497

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

ИВАН БУНИН

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев — нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству,
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты — Мститель мой, ты — мой Спаситель,
Твой мир — навек моя обитель,
Твой голос — небо надо мной!

АННА АХМАТОВА

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих .
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ

СЛОВО

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

ВАДИМ ШЕФНЕР

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

В.А.ЖУКОВСКИЙ

НЕВЫРАЗИМОЕ (отрывок)

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью.

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью.

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья —

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, —

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою, —

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие создателя в созданье —

Какой для них язык. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

ЗИНАИДА ГИППИУС

БЕССИЛЬЕ

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу.
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков.
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для нее не знаю слов.

Время проходит, но сказанное слово остаётся.

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector