Стихи Про Курай — подборка стихотворений

Стихи Про Курай — подборка стихотворений

Стихи Про Курай — подборка стихотворений
0
09 мая 2021

. Звук курая такой густой,
Горек, словно хмельной настой,
Тонок, словно дыханье шмеля../ Г. Шафиков

Если у вас есть любимые цитаты и стихи о курае, напишите!

Заколдовал как будто сердце он,
Родной курай, запев в руках башкира –
Так соловей расплескивает звон
Из горлышка серебряного — миру.
Священный голос предков слышу я –
«Песнь журавлиную» башкирского народа,
Горячий голос горного ручья,
Пробивший путь сквозь камень — на свободу.
Мелодия, как первая любовь,
Терзает грудь то радостью, то болью.
И в край родной я всей душою вновь
Лечу, крылат — как ветерок по полю.
Поет курай, земляк уральский мой,
Прославленный — по городам и весям.
Холодный Лондон, солнечный Ханой –
Рукоплескал теплу башкирских песен.
Сам по себе бесхитростный тростник,
Волшебными устами Салавата
Поет курай — неистощим родник
Земли моей, талантами богатой!

Над давним пепелищем кураист
задумчиво выводит образ каждой
мелодии, дрожащей и протяжной,
где каждый звук и трепетен, и чист.
На грань души ложатся пальцы косо –
лицо в испарине и скошены глаза.
Мне песнь твоя — трава, и бальзам,
и отчий дом, и подорожный посох.

Переходом подземным угрюмым
Через крики торговок скупых
Шел я нынче, терзаемый думой
Обо всех неустройствах земных.
Шел и думал о тех же торговках,
Что торгуют собой и тряпьем,
И как будто споткнулся неловко
О знакомый напев за углом.
Был он горьким, и гневным, и светлым,
И вбирал я всей грудью своей
Хрипотцу его знойного ветра,
Мягкий шелест его ковылей.
И забылись все беды на свете,
Встали все поезда и часы.
На курае, как ангел на флейте,
Для прохожих играл курайсы.
Был он — мастер без всяких уловок,
Но ему ли и тут ли играть,
Веселить этих жирных торговок,
Этих жадных барыг ублажать?
Да, тут прежде и скрипка рыдала,
И гармонь веселила народ, —
Но кураю здесь петь не пристало:
Тут не степь, а глухой переход.
Пахнет тут барышом, а не хлебом.
И не те тут звенят родники.
И не звезды здесь падают с неба,
А в потертый берет — медяки.
Ах, башкир мой, дружок мой беспечный,
Кто тебя надоумил, туган,
С тем, что чисто и свято извечно,
В этот грязный прийти балаган!
Оплошал? — повинись перед миром.
Жизнь такая? — сумей устоять.
Разве ж это удел для башкира –
По углам медяки собирать?
Пусть ты нищ и, как я, обездолен,
Не тяни за подачкой ладонь.
Сам предать себя ты еще волен,
Ну а душу народа — не тронь.
Ах, туган мой, какой ты, однако.
Все играл ты, играл и играл,
А курай то смеялся, то плакал.
Больше плакал. Он все понимал.

В груди твоей, курай, веков страданье –
Так, рви, терзай струну сердечных жил!
Неси народу душу на закланье,
Всю боль мелодий обнажив!

Воспой Яик ты, Агидель, Сакмару –
На весь Урал. Воспой долины рек,
Где кони ржут, не счесть овец отары;
Где волен быть кочевой человек.

Сплетай в литую летопись летовок
Кочевки и ночевки у костра;
Про девушку, чей стан пчелино-тонок,
Поведай, бог дыханья и перста!

Воспой тальник – как плачет он под ветром
В тягучем пенье ручьевых камней;
Воспой стрекоз меж лоз и отблеск светлый
Озерных слез отлетных журавлей.

Воспой судьбу народа! Как свободу
Он добывал в жестоких мятежах;
Воспой те сокрушительные годы
На гибельных межах и рубежах.

Башкортостан! Во всех ты поколеньях
Был черной кровью горько орошен,
Но день пришел: ты вырвался из плена,
Так пусть Любовь возьмет тебя в полон!

О, сколько в юртах воины точили
Литые сабли. И доспехи им
Все в жизни заменяли. И почили
Они, щитом покрытые литым.

О, сколько пел ты песню Газраила,
Курай родной! И голос твой живой
Тоскою был пронзен, то в нем сквозили
И пенье птиц, и скрежет ножевой.

Пришел твой срок. Твой голос соловьиный
Пусть по стране струится, и собой
Заполнит чащи, реки и долины
И станет их счастливою судьбой.

Играй, курай, и песнею волшебной
Рвись в небо, мирозданье заполняй!
Сотри тень крови и теплом душевным
Взрасти цветы живые на камнях!

Пришел твой срок. Звеня и разливаясь,
Пьяня и разрываясь, говори,
Чтоб сердце из груди рвалось, как аист,
И пело от зари и до зари!

Курай, тебя люблю, прям слов нет
Курай тебя на свете лучше нет
И подари мне музыку свою
И я на ней отлично даже попою

Давным-давно жил, говорят, один бай. У него был сын по имени Гарей. С малых лет пристрастился Гарей ходить с отцовскими слугами на охоту. В те времена в лесах водилось очень много зверей.

Однажды Гарей сказал отцу:
— Атай, сегодня я пойду на охоту один.

Отец не разрешил идти на охоту одному, но сын ослушался. Решил показать себя удальцом и, никому не сказав, ушел один. Ушел и не вернулся. День прошел, другой прошел — нет Гарея. Бай осерчал на слуг — вы, мол, в этом виноваты. Неделя прошла — Гарея все нет. Собрал бай слуг и говорит:

— Найдите Гарея где хотите! Кто принесет мне худую весть, пускай пеняет на себя: кину на растерзание волкам.
И послал слуг искать пропавшего сына.
И вот ходят те по лесам, ходят по горам. Ходили, ходили и нашли окровавленные клочья Гареевой одежды. Растерялись слуги: как теперь об этом баю сказать? Тут встретился им прохожий старик. Рассказали ему все, как есть, попросили дать совет. Выслушал их старик и говорит:

— Ложитесь-ка, сынки, спать. Утром пойдете к баю, и я с вами.

Слуги, успокоившись, легли спать. Утром пошли все вместе к баю, а бай уже у ворот стоит, ждет.

— Ну, — спрашивает, — какую мне весть принесли? Слуги — ни слова в ответ. А тот старик вытянул из сумы курай и заиграл на нем. Так искусно заиграл и столько печали было в голосе курая, что даже соловьи в саду умолкли и заслушались. Постоял бай, постоял, глядя то на кураиста, то на курай, и заплакал. И на глазах слуг слезы выступили. Хоть никто ни слова не вымолвил, понял бай по напеву курая, что сын его погиб. Но тот же напев, зачаровав его, облегчил горе.

Никому из слуг не пришлось сообщать худую весть.

Так кураист искусной игрой отвел от слуг лютую смерть, а горюющего утешил.

Курай
(А. Игебаев)

Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, —
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою.

Ах, как мне нравится курай!
Ах, как на нём мой брат играет!
Прошу я брата: “Поиграй
Ещё немного на курае!
Как это палочка поёт?
Хочу понять — не понимаю
Я вот уже, который год
Над этим голову ломаю”.
А брат смеётся мне в ответ
И подаёт курай: “Пойми ты:
Он открывает свой секрет
Лишь настоящему джигиту”.
Нет, я не стану горевать,
Я от обиды не заплачу:
Я завтра ж научусь играть –
Какой же я джигит иначе?!

Ибн Фаҙлан йәки ҡурай тураһында дастан
Рафаэль Зиннуров
(өҙөк)

1. Сал тарихтың төпкөлөнән беҙгә -ҡәҙәр, Юғалмайса килеп еткән шундай хәбәр:
2. Кис туҡтағас ял итергә ҙур карауан, Алға сығып һуҙ башланы Ибн-Фаҙлан.
3. — Бағдаттан уҡ Булғар тигән батшалыҡҡа Беҙ киләбеҙ иман биреп бар халыҡҡа.
4. Ләкин Урал яҡтарында юҡтыр һис -ҡот, Иҫбат быға бөгөн күргән яуыз башҡорт.
5. Бөйөк хәлиф вәзиренә баш эймәне, Буләк иткән еләнде лә ул кеймәне.
6. Әйтәһегеҙ, тураҡларға ҡылыс менән, Лайыҡ, имеш, башҡорт быға иҫе менән.
7. Курмәҫ элек башҡорт ҡанын йәшел сирәм, Бөйөк хәлиф исеменән әмер бирәм:
8. Минең алға хәҙер йәнә килеп баҫһын, Тәңре тигән Аллаһына куҙен асһын!
9. Баш киҫеу бит йәлләткә лә дан өҫтәмәй, Яуызлыҡты илсе эше һис күтәрмәй.
10. Хайран -ҡалдым фәҡир башҡорт һүҙҙәренән, Осҡон сәсте һөйләгәндә күҙҙәренән.
11. Тапманым мин ҡылығында һис мәғәнә, Шуға ҡорам уның менән кис әңгәмә.
12. Мәжүсиҙе һеҙ ҙә тыңлап торорһоғоҙ, Вәхши йәнде, бәлки, дингә борорһоғөҙ.
13. Туҡ буйҙарын ҡапланы, кис аҡһыл томан, Уйға сумды алыҫтағы шомло урман.
14. Киҫкен әмер алыу менән бағауылдар , Таралышты яҡын-тирә ҡарауылдар.
15. Тиҙҙән башҡорт йәшел тауҙың итәгендә Пәйҙә булды кескәй тирмә эргәһендә.
16. Һыбайлылар ике яҡтан ҡул аҫтынан Тотоп сапты шундуҡ уны юл сатынан.
17. — Бөйөк вәзир, алып килдек был әҙәмде, Бирергәме ултырырға аҡ келәмде?
18. — Тағы нимә?! Аллаһыҙҙы булмай йәлләп. Ә шулай ҙа. Кәрәк булыр, бәлки, йәлләт.
19. Бына керҙе аҡ сатырға ҡыйыу әҙәм, Тынып ҡалды ни булыр, тип халыҡ берҙәм.
20. Бөйөк вәзир ҡаршыһына килеп баҫҡас, һүҙ башланы башҡорт, уның йөҙөн асҡас.
21. — Һинең әмер булды кисен өҫтәмә ҡар, Хәлиф тәме һинең кеүек күңелгә тар?
22. — Тик тор, кафыр! Һин хәлифкә булаһың ҡол! Ыңғай һүҙең тиҙерәк биреп ҡотол.
23. Бөйөк хәлиф исеменә тап төшөрҙөң, Унан килгән илселәргә һин төкөрҙөң.
24. — Һеҙҙең хәлиф минең өсөн түрә түгел! Урал-тауға ҡул һуҙғанын күрә күңел.

стихотворений

и сказок о курае

«Курай» Абдулхак Игебаев

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез —

Как зашумит уральский лес.

И зажурчит, наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песни звонкие пою.

Геннадий Молодцов

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…

Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне.

Здесь все прекрасно –

Мой солнечный край.

Кто здесь ни разу не был,

Кому не пел курай…

Звучит курай, поет курай
О том, что лето на исходе.
И снится мне башкирский край,
Березы в белом хороводе.
Клонятся яблони к земле,
Дождинки воск смывают солнца.
И песнь курая вдалеке
Воде подобна из колодца.
Пою, пою я под курай,
С уральскими пою лесами,
И радость льется через край.
Над селами и над полями
Летит та песня синевы
Из хрупкой тоненькой тростинки.
Я дунул в срез — в мир тишины —
И мир стал легче паутинки.
2011

«Курай» Муса Гали

Ах, как мне нравится Курай!

Ах, как на нём мой брат играет!

Прошу я брата: «Поиграй

Ещё немного на курае!

Как это палочка поёт?

Хочу понять — не понимаю

Я вот уже, который год

Над этим голову ломаю».

А брат смеётся мне в ответ

И подаёт Курай: «Пойми ты:

Он открывает свой секрет

Лишь настоящему джигиту».

Нет, я не стану горевать,

Я от обиды не заплачу:

Я завтра ж научусь играть-

Какой же я джигит иначе?!

*************************************************************
«Мелодия курая» Барый Нугуманов

Заколдовал как будто сердце он,
Родной курай, запев в руках башкира –
Так соловей расплескивает звон
Из горлышка серебряного — миру.
Священный голос предков слышу я –
«Песнь журавлиную» башкирского народа,
Горячий голос горного ручья,
Пробивший путь сквозь камень — на свободу.

Мелодия, как первая любовь,
Терзает грудь то радостью, то болью.
И в край родной я всей душою вновь
Лечу, крылат — как ветерок по полю.

Поет курай, земляк уральский мой,
Прославленный — по городам и весям.
Холодный Лондон, солнечный Ханой –
Рукоплескал теплу башкирских песен.

Сам по себе бесхитростный тростник,
Волшебными устами Салавата
Поет курай — неистощим родник
Земли моей, талантами богатой!

«Ай, Ҡурайым!» Вильнур Клысбаев

Ай, Ҡурайым, һине күрһәм тотоп уйнайым.
Уйнағанда күңел оса әллә ҡайҙарға
Тынысландыра, күкрәктәргә моңоң тула.
Ай, Ҡурайым, моңдарың тарала тирә-яҡҡа.

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира

Все печали развей, мой курай

Чтобы дрогнула сердце башкира!

Пой, курай, от утра до утра,

Гордо, звонко, заливисто, смело,

Наступила такая пора,

Что людская душа зазвенела!

«Кураист» Георгий Кацерик
Над давним пепелищем кураист
задумчиво выводит образ каждой
мелодии, дрожащей и протяжной,
где каждый звук и трепетен, и чист.

На грань души ложатся пальцы косо –
лицо в испарине и скошены глаза.
Мне песнь твоя — трава, и бальзам,
и отчий дом, и подорожный посох.

Там, где родились мы,

И тростник поет

Спросите, что это,

Мелодичный мой курай,

Прославляй любимый край!

«Ҡурайсы»

Выж-выж итеп, ҡурайсы

Ҡурай уйнай өҙҙөрөп

Выж выж ҡурай ҡурай көйөнә

Ҡыҙҙар бейей теҙелеп.

«Ҡурайым»

Ғәжәйеп моңдар сығара

Ҡурайым, һис арымай

Шым ғына тыңла, сабый,

Һағыш, зарың сағыла

Һинең озон йырыңда-

Халкың холко батшаға

Тынды ҡ урай, өнһө ҙ ҡ алды,

Һөйләп бөткәс әйтер һү ҙҙ әрен,

Йөрәгемә һағыш-моңдар һалды-

Йәшкәзәне минең кү ҙҙ әрем.

«Курай» Шайхзада Бабич
В груди твоей, курай, веков страданье –
Так, рви, терзай струну сердечных жил!
Неси народу душу на закланье,
Всю боль мелодий обнажив!
Воспой Яик ты, Агидель, Сакмару –
На весь Урал. Воспой долины рек,
Где кони ржут, не счесть овец отары;
Где волен быть кочевой человек.

Сплетай в литую летопись летовок
Кочевки и ночевки у костра;
Про девушку, чей стан пчелино-тонок,
Поведай, бог дыханья и перста!

Воспой тальник – как плачет он под ветром
В тягучем пенье ручьевых камней;
Воспой стрекоз меж лоз и отблеск светлый
Озерных слез отлетных журавлей.

Воспой судьбу народа! Как свободу
Он добывал в жестоких мятежах;
Воспой те сокрушительные годы
На гибельных межах и рубежах.

Башкортостан! Во всех ты поколеньях
Был черной кровью горько орошен,
Но день пришел: ты вырвался из плена,
Так пусть Любовь возьмет тебя в полон!

О, сколько в юртах воины точили
Литые сабли. И доспехи им
Все в жизни заменяли. И почили
Они, щитом покрытые литым.

О, сколько пел ты песню Газраила,
Курай родной! И голос твой живой
Тоскою был пронзен, то в нем сквозили
И пенье птиц, и скрежет ножевой.

Пришел твой срок. Твой голос соловьиный
Пусть по стране струится, и собой

Заполнит чащи, реки и долины
И станет их счастливою судьбой.

Играй, курай, и песнею волшебной
Рвись в небо, мирозданье заполняй!
Сотри тень крови и теплом душевным
Взрасти цветы живые на камнях!

Пришел твой срок. Звеня и разливаясь,
Пьяня и разрываясь, говори,
Чтоб сердце из груди рвалось, как аист,
И пело от зари и до зари!

Фаузия Рахимгу́лова

«Откуда родом ты?» — м еня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина – Башкирия моя».
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны – ягодами, а сердца — добром.

Там Агидель несется с горных круч –
Поток ее прозрачен и могуч,
К великой Волге путь ее лежит,

Бегут года, и Агидель бежит.
Бегут года, и с каждою весной
Ростки курая в сходят над землей,
И, оглашая весь башкирский край,
Поет о счастье молодой курай…

«Откуда родом ты?» — меня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина – Башкирия моя!»

Давным-давно жил, говорят, один бай. У него был сын по имени Гарей. С малых лет пристрастился Гарей ходить с отцовскими слугами на охоту. В те времена в лесах водилось очень много зверей.
Однажды Гарей сказал отцу:
— Атай, сегодня я пойду на охоту один.
Отец не разрешил идти на охоту одному, но сын ослушался. Решил показать себя удальцом и, никому не сказав, ушел один. Ушел и не вернулся. День прошел, другой прошел — нет Гарея. Бай осерчал на слуг — вы, мол, в этом виноваты. Неделя прошла — Гарея все нет. Собрал бай слуг и говорит:
— Найдите Гарея где хотите! Кто принесет мне худую весть, пускай пеняет на себя: кину на растерзание волкам.
И послал слуг искать пропавшего сына.
И вот ходят те по лесам, ходят по горам. Ходили, ходили и нашли окровавленные клочья Гареевой одежды. Растерялись слуги: как теперь об этом баю сказать? Тут встретился им прохожий старик. Рассказали ему все, как есть, попросили дать совет. Выслушал их старик и говорит:
— Ложитесь-ка, сынки, спать. Утром пойдете к баю, и я с вами.
Слуги, успокоившись, легли спать. Утром пошли все вместе к баю, а бай уже у ворот стоит, ждет.
— Ну, — спрашивает, — какую мне весть принесли? Слуги — ни слова в ответ. А тот старик вытянул из сумы курай и заиграл на нем. Так искусно заиграл и столько печали было в голосе курая, что даже соловьи в саду умолкли и заслушались. Постоял бай, постоял, глядя то на кураиста, то на курай, и заплакал. И на глазах слуг слезы выступили. Хоть никто ни слова не вымолвил, понял бай по напеву курая, что сын его погиб. Но тот же напев, зачаровав его, облегчил горе.
Никому из слуг не пришлось сообщать худую весть.
Так кураист искусной игрой отвел от слуг лютую смерть, а горюющего утешил.

СКАЗКА О КУРАЕ

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он жестоко угнетал народ.

Каждую неделю он брил себе голову; для этого хан призывал каждый раз нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего сына.

Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же придумала, чего дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла сыну лепешек, Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.

Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным Ирандеком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с тенистым лесом и родными горами.

Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему голову.

Хан снял корону, и егет замер от удивления; на голове у хана торчал рог. Но удивляться было некогда.

Когда егет обрил хану голову, то хан сказал: «Посиди тут»,— и вышел. А егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепешку и начал ее есть. В это время вернулся хан. Он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.

Хан сказал егету:

— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать, Егет отломил хану кусочек лепешки. Хан съел и говорит:

— Как вкусно! Из чего это испечено?

— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки,— ответил егет.

Хан был поражен и не знал, что и думать.

«Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь, выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог,— думал хан.— Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человеческая, и оставить там»,— решил хан.

Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.

Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли, Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери

Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами, Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур |щ сшил себе одежду, потому что старая одежда на нем нся износилась. Все время тосковал он по своим родителям — по отцу и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.

Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер.

Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда; наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно покачивалось на ветру и издавало приятный звук, Егет сорвал это растение, сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые шли из стебля растения.

Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче и спокойнее.

Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау, и пришел к егету.

Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти.

Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.

ЦЕЛЬ: воспитание у учащихся любви к Родине, любви и уважения к музыкальному инструменту, к известным кураистам нашей республики, а так же начинающим кураистам из нашего класса.

1 ученик(на фоне звучания курая).
1. Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенний родник.

2.Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в срежий срез,
Как зашумит уральский лес.

3.И зажурчит, наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песню звонкую пою.

1 Ведущий.
Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались, чтобы познакомиться поближе с башкирским музыкальным инструментом-кураем. Как появился этот самобытный инструмент из тростника, мы узнали с вами из легенд и сказаний башкирского народа.С древнейших времен сопровождал курай башкирских джигитов и в труде, и в сражении, разделил с ними радость и горе, ходил с ними на охоту, переезжал с кочевья на кочевье, вел задушевные беседы в тёплые летние вечера у костра на берегу горной речки или у домашнего очага в долгие зимние вечера.
А теперь послушаем песню на башкирском языке.

2 Ведущий.
Цветок курая — один из символов нашей республики. Ребята, а где мы можем встретить его изображение? ( На гербе и флаге Башкортостана). Что он символизирует? ( Дружбу народов.) И мы с вами живём в дружной многонациональной республике.
2 ученик.
Мне уголок России
Судьбой навеки дан —
Раздольный и красивый
Родной Башкортостан.
Люблю тебя безмерно,
Мой милый отчий край!
Люблю твои напевы,
Гармонику, курай.

Звучит мелодия курая в исполнении парней нашего класса.
3 ученик
Ай курай, ты курай!
Ты звучи, ты играй!
Ты башкир восхваляй!
Весь мир ты воспевай!
Звонкий стебель аль тростник,
Что ж курай, что ж ты сник?
Где ж твой звон, где ж игра?
Утекла твоя вода?
Ай курай, ты курай!
Ты звучи, ты играй!
Ты башкир восхваляй!
Звонко баев унижай!
Звонкий звон твоих речей
Пусть достигнет палачей.
Пусть достигнет ихних дум,
Твой весёлый острый ум.
Ай курай, ты курай!
Ты звучи, ты играй!
Ты башкир восхваляй!
Счастье в мире воспевай!
И про счастье ты играй!
Ай курай, ты курай!
Ты звучи, ты играй!
Ты башкир восхваляй!
И любовь ты воспевай!
Пусть девицы и егеты
Учат вслух твои куплеты.
Пусть любовь их будет вечна!
Пой курай ты бесконечно!

Звучит мелодия курая в исполнении Садретдинова, Яппарова, Аллабердина, Абдрахманова, Дусмухаметова, Галлямов.

2 Ведущий.
Когда – то кураист Юмабай Исянбаев покорил своей игрой на курае французскую публику. А также на глазах изумленных зрителей он изготовил из стебля растения, привезенного с собой, музыкальный инструмент и тут же на нем сыграл. Зал, услышав красивую мелодию, взорвался от аплодесментов. Уже наутро в парижских газетах писали о башкирском народном музыкальном инструменте и исполнителе.
Последователями Юмабая Исянбаева стали известные в мире кураисты, как Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов, Азат Аиткулов, Расул Карабулатов и другие.

Звучит мелодия курая.

1Ведущий.
Искусство игры на курае передается из поколения в поколение. Целые семьи , отец, сын, владеют искусством игры на курае. Того, кто играет на курае, называют « кураист».

2Ведущий.
Курай растёт только на Урале-на земле, где в незапамятных времён живёт прекрасный и величавый народ. Башкиры, используя чудесный дар своей земли, создали богатую и уникальную культуру, у которой нет аналогов в мире. Именно благодаря кураю зародились особые протяжные башкирские песни-озон – кой, в которых проявляется вся природа и сущность нации. Каждая песня башкир- история, боль, величие духа. Башкир, играя на курае обретает особое психологическое состояние полной гармонии с природой и с высшими силами.

Башкирские наигрыши на курае.

Курай воспет в прекрасных стихах наших поэтов.

Давайте их послушаем.
Я спросил у Юрюзани:
_ Не забыла ль Салавата?
И ответила река мне,
Перекатами звеня:
_ В моих струях свои раны
Омывал батыр когда- то.
В его песнях величальных
Навсегда осталась я.
Я к Уралу обратился:
— За века не позабыл ли?
Улыбнулся древний старец
И на миг помолодел:
— Как забыть отцу о сыне?
Мне и камни не простили,
Я однажды ослабел!
Посреди степей широких
Обратился я к кураю,
И напевом его тихим
Отозвался мне весь край:
— Ты спросил о Салавате?
Он – душа моя живая.
Если мир о нем забудет,
Навсегда умрёт курай!
Я спросил у русской песни
Чем ей дорог этот воин.
Этот юноша башкирский
Из далекой старины?
И ответила мне песня:
— Значит он того достоин.
Все народы перед песней
Одинаково равны.

А теперь музыкальная пауза. На кубызе играет мелодии Дусмухаметов Ильназ.

2Ведущий.
Ребята, сегодня мы узнали много интересного о башкирском музыкальном инструменте — курае. И наш сегодняшний праздник мне хотелось бы закончить такими словами:
Башкирия моя! Земля и небо,
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, кому не пел курай.
Звучит мелодия курая.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector