Доклад на тему; quot; Христианизация Руси; quot; Статья по истории (7, 8 класс) на тему

Доклад на тему; quot; Христианизация Руси; quot; Статья по истории (7, 8 класс) на тему

Доклад на тему; quot; Христианизация Руси; quot; Статья по истории (7, 8 класс) на тему
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

В докладе раскрываются основные возможности иртегрированич крсов Истории Отечества и Духовного краевеления Подмосковья

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
doklad.doc 99 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

по теме «Христианизация Руси»

на уроках истории, обществознания,

«Духовного краеведения Подмосковья»

и во внеурочное время.

Учитель Дементьева К.С.

Тема религии одна из главных в процессе изучения истории, так она является одной из форм человеческого сознания, она возникла вместе см человеческим сообществом.

Особенно актуальным в настоящее время является изучение истории христианства, христианской православной культуры. Актуальность обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного воспитания и образования школьников.

Нравственное воспитание – это способ обеспечения жизнеспособности общества. В настоящее время уровень преступности в России очень высок и продолжает расти. Особенно тревожит рост детской преступности. Сейчас вопрос нравственности в России – это вопрос жизни или смерти. Любые другие вопросы могут подождать. Этот – нет!

2000 лет назад такие азиатские страны, как Индия и Китай, далеко опережали варварскую Европу по развитию культуры, искусства, науки и техники. Но после принятия христианства Европа по всем этим направлениям вырвалась вперед. И теперь уже Азия старается догнать Европу в области культуры, искусства, науки и техники. История Европы говорит, что самые великие открытия в науке, самые крупные изобретения в технике, самые выдающиеся произведения искусства созданы глубоко верующими, высоконравственными людьми, такими, как Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Менделеев, Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль др.

Старший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов подчеркивает: «Если упустить нравственность, то государство погибнет. Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движения или даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы. Мудрым может быть только нравственный человек».

До октября 1917 года воспитанием народа занималась православная церковь. Во всех школах, гимназиях, училищах в обязательном порядке изучали «Закон Божий». Этот предмет вел священник, и дети с малых лет знали заповеди: не убий, не укради… Подавляющее большинство населения России было высоконравственным. Об этом писали наши великие классики Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Но в октябре 1917 года власть захватили большевики. В народ был брошен лозунг: «Грабь награбленное». Этот лозунг нанес страшнейший удар по нравственности России, последствия которого мы ощущаем сейчас. Можно сказать, что официально была объявлена дозволенность преступности.

Сначала ограбили помещиков, затем капиталистов, банки, храмы. В конце 20-х годов XX века настала очередь кулаков, к которым причислили и середняка. Загнав в колхозы крестьян, их заставили работать бесплатно, как тогда говорили, «за палочки» — трудодни, которые по существу не оплачивались. Затем государство диктатуры пролетариата стало грабить и самих пролетариев, забирая себе львиную долю из заработанного рабочим рубля.

Разве мог техник прожить на 70 рублей в месяц? А инженер – на 120 рублей? Да при этом содержать семью? Нет! Тем самым власть сознательно толкала труженика на воровство. Появилась масса «несунов». С производства тащили все, что только могли, чтобы выжить, чтоб не умерла семья с голода. Постоянно более 5 млн человек сидели за решеткой как бесплатная рабочая сила, а более честные люди весь свой отпуск вместо того, чтобы отдыхать, ехали куда-нибудь на заработки – семью-то кормить надо.

Власть не только грабила народ, она еще и на протяжении всего XX века без стыда и совести обманывала его, обещая скорую победу коммунизма.

Развал нравственности продолжается и сегодня.

1. Россия вымирает, а в то же время аппарат чиновников неуклонно растет.

2. Число милиционеров в 2 раза выше, чем было в СССР, а преступность продолжает расти, в том числе и в самих органах внутренних дел.

3. известно, что по уровню жизни Россия стоит в ряду бедных стран, а наши правители, не спросив у народа, прощают долги странам, которые вполне платежеспособны и могли бы расплатиться с долгами. Это вообще, как говорится, ни в какие ворота не лезет.

В таких условиях, я считаю, изучение истории христианизации является весомым элементом в возрождении нравственности.

С понятием «религия» мы знакомимся уже в 5 классе, и сразу связываем это явление с понятием «культура». В 5 классе знакомимся с понятием «христианство». В рассказах «Библейские сказания» и «Царство Давида и Соломона» ребята впервые знакомятся с понятием «единобожие». Главной задачей этих уроков является показ особого вклада древних евреев в мировую культуру.

На этих уроках ребята знакомятся с заповедями Божьими. После чтения их по «Библии для детей» провожу беседу:

1. Какие заповеди содержит Библия?

2. Как вы думаете, можно ли нам сегодня жить по этим заповедям?

3. Какие качества ценили древние евреи в своих героях?

4. Как вы думаете, нужны ли эти качества людям сегодня?

На факультативном занятии мы с ребятами смотрим фильм из серии «80 чудес света», посвященный путешествию по Священной земле и работаем с вопросами:

1. Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян или вавилонян? Что между ними общего? (Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян тем, что они преклонялись одному богу, а не многими богам. Однако у тех и других существовали религиозные обряды, жилища богов – храмы, служители богов – жрецы, изображения богов.)

2. Заполни пропуски:

— Река в Палестине — … (Иордан).

— С филистимлянами сражался могучий… (Самсон).

— Предмет, которым герой библейских сказаний сокрушил вражеское войско — … (Ослиная челюсть).

— Юный израильский пастух, с которым сразился Голиаф — … (Давид).

— Столица царства при Давиде — … (Иерусалим).

3. Вставьте пропущенные буквы:

— В XIII веке до н.э. евреи пришли в П_ _ _ _ _ _ _У.

— После Давида на престол вступил С_ _ _ _Н.

— Оружие Давида в битве с Голиафом – П_ _ _Х или П_ _ _А.

— Девушка, которую полюбил Самсон – Д_ _ _ _А.

В 6 классе мы продолжаем изучении истории христианства. На примере стран Западной Европы раскрывается сущность церковного раскола 1054 года, признаки кризиса господствующего вероучения, церкви:

— материальное обогащение церквей;

— дороговизна церковных обрядов;

— борьба за власть и др.

Раскрываются наиболее характерные черты большинства еретических учений:

— церковь погрязла в пороках, она испорчена;

— духовенство должно отказаться от земных владений и богатств;

— римский папа – наместник дьявола, а не Бога;

— единственный источник веры – евангелие, а не учение официальной церкви;

— церковь извратила слова Христа и апостолов и не следует их учению;

— земное богатство мешает спастись, для спасения нужна бедность.

На уроках в сравнении выделяются главные черты католического христианства и православия. Например, следующие задания:

1. Сравните Западную (католическую) и Восточную (православную) церковь по следующим признакам:

— Главные религиозные центры;

— Главный церковный праздник;

— Положение церкви по отношению к государству, к светской власти;

— Какая традиция — греческая или римская – преобладала;

— Основные территории распространения.

2. Основные территории, где преобладали католическая вера, — это Западная Европа, Центральная Европа, Италия, Франция, Португалия, Испания, Бельгия, Австрия, Чехия, Венгрия. Они получили название «католический мир». Покажите эти территории на карте.

3. Территории, где преобладало православие – это Восточная Европа: Византия, Болгария, Сербия и с 988 года Русь. Эти территории получили название «православный мир». Покажите их на карте.

4. Соотнесите содержание правой и левой колонок по образцу 1-4.

Глава католической церкви

Глава территориально церковной единицы

Отлучение от церкви

Церковная территориальная единица

Глава православной церкви

Ближайшие советники и помощники папы

Настоятель католического монастыря

В отечественной истории каждый урок – это духовно-нравственное воспитание. Сущность язычества, положительные и отрицательные стороны язычества, сравнение язычества и христианства, причины принятия христианства, влияние христианского учения на формирование личности на примере князя Владимира: Владимир – язычник и Владимир – христианин.

Урок по теме «Крещение Руси» является одним из наиболее насыщенных и важных для духовно-нравственного и патриотического воспитания.

«Ой ты гой еси, люди добрые!

Старина новизне низко кланяется.

Собирайтесь вы, люди добрые,

Не в дорожку-путину ближнюю,

А в даль-далекое путешествие.

Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,

А за 1000 лет против времени».

Мы совершим с вами сегодня путешествие по лабиринтам русской истории. Цель нашего путешествия: узнать, как наша Русь стала христианской, сформировать представление о причинах и значении принятия христианства на Руси. В ходе путешествия мы будем останавливаться на следующих станциях:

I. Русь языческая;

II. Андрей Первозванный;

III. Князь Владимир и Корсунская легенда;

IV. Причины принятия христианства;

V. Крещение киевлян;

VI. Последствия крещения Руси.

Итак, что представляла собой Русь в IX веке? Что произошло после смерти князя Святослава? (Рассказ ученика у карты)

I станция: Русь языческая.

Язычество – это многобожие, вера во многих богов. В древности восточные славяне были язычники и почитали многих языческих богов:

Перун- бог грома и молнии , властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.

Даждьбог – бог Солнца (Ярило). Восход солнца встречали молитвой. Чтили живой огонь, считая, что он зажжен от солнца. При вселение в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома. Родители передавали его детям, начинающим самостоятельную жизнь. Отсюда возник обычай зажигать “вечный огонь” на священных могилах, как символ памяти.

Мокошь(мокрая) – богиня земли. Ее ласково называли – “земля-матушка”, “мать – сыра земля”. Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие урожаи. До наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли.

Славяне населяли духами все живое. Дуб – священное дерево Перуна.

Береза – дух добра. Ее украшали лентами, вышитыми полотенцами, водили хороводы. Существовали заповедные рощи, где приносили богам жертвы- требы. В воде жили водяные духи и русалки. В лесу хозяйничал зеленый леший. Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини. К духам обращались, как к живым людям, просили помощи. Возникли заклинания, заговоры: “Репка, репонька, родись крепонька”, “ Землюшка добра, вырасти гриба, гриба грибового, во бору борового” и т.д.

Из верований возникли праздники, обряды, которые наши предки называли игрищами. Это: — Святки, Масленица, Праздник Купалы и т.д.

Николай Михайлович Карамзин так описывал обычаи, верования и праздники славян:

«В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии… Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства… Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышали и ныне в старинных напевах…

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба… Молодые люди украшались венками, раскладывали вечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала…

24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и внаше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег…

…Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав… о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.».

Перун – бог громовержец, бог воинов; Стрибог – бог неба, ветров; Даждьбог – бог света и тепла; Хорс – бог солнца; Велес – бог весны; Купала – бог земледелия; Коляда – бог торжества и мира; Мокошь – богиня женского рукоделия; Ладо – бог веселия, любви и согласия).

II станция: Андрей Первозванный.

(Сообщение учащегося, сопровождающееся кадрами презентации)

Но были на Руси люди, которые уже знали о христианстве: воины – их походов в Болгарию и Византию; купцы, которые активно торговали с Византией.

Существует предание о путешествии на Русь в I веке от Рождества Христова апостола Андрея Первозванного:

Первые ученики Иисуса Христа – апостолы, которых было 12, стали рассказывать людям о Его учении. Вначале новое учение распространялось из уст в уста, но уже во 2-й половине I века появляются первые записи его учеников о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа – Евангелия. «Евангелие» в переводе значит «Благая весть».

Из Евангелия известно, что святой Иоанн Предтеча, крестивший в водах реки Иордан Иисуса Христа, окрестил и троих рыбаков – Филиппа, Андрея и брата его Симона. И именно Андрей в будущем первым оповестит славян, наших предков, об Иисусе Христе.

Андрей, сын рыбака Ионы из города Вифсаиды, был первым, призвал Господь за собой. Поэтому апостол Андрей впоследствии получит имя Первозванный. Он же стал первым проповедником Евангелия.

Не день и не два следовал простой рыбак Андрей за Иисусом Христом, все три года он был рядом с ним, вбирал все увиденное и услышанное.

Апостол Андрей Первозванный был среди тех, кто воочию увидел воскрешение Христа.

Около 40 лет, от начала своей первой проповеди и до самой мученической смерти, апостол Андрей провел в путешествиях по Европе и Ближнему Востоку. Упоминается о его пребывании в Крыму, на Кавказе, в славянских землях.

В трудах христианского философа Оригена есть описание того, как Андрей благословляет будущий русский народ.

В «Повести временных лет» летописец Нестор, ссылаясь на древнее предание, писал: «И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и скала бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город Великий и воздвигнет Бог много церквей». Взошел на холмы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу и сошел с горы этой, где впоследствии Киев, и отправился во Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород». Апостол Андрей побывал и на острове Валаам, в Псковских землях, где предсказал появление христианских церквей.

Известно, что в 62 году, в греческом городе Патры он был распят на косом кресте язычниками. С тех пор крест такого вида именуется Андреевским.

С той поры, и больше всего с момента Крещения Руси, апостол Андрей становится нашим, русским апостолом. В честь этого Святого покровителя русского народа сложено хвалебное песнопение – Акафист:

«Первозванного апостола Христова, Евангелия Святого проповедника, Российские страны богодуховеннаго просветителя, Андрея преславного, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, по умилении воззовем:

Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный».

III станция: Князь Владимир и Корсунская легенда.

(Кинофильм «Князь Владимир»)

В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. (Вспомним, что бабушка, княгиня Ольга, уже шесть лет была христианкой.) Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк.

В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса (солнечного коня), Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно). Этим идолам приносились даже человеческие жертвы.

Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, болтар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними. Наибольшее впечатление произвел на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в «Повести временных лет». Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: «Если бы вера в Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей».

В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спешили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился выполнить их решающее условие – принять христианство. Решив поторопить «забывчивых» братьев, Владимир берет Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до Константинополя.

Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.

IV станция: Причины принятия христианства.

Мы побывали с вами уже на трех станциях нашего маршрута. Давайте теперь вместе из всего увиденного сделаем вывод – почему же Русь приняла христианство, и именно во время правления Владимира, именно в IX веке?

(запись в тетрадь)

1. Начало междоусобных войн Святославичей, следовательно, стремление сплотить русский народ, чтобы сохранить государство;

2. Тесные торгово-экономические связи с Византией, установление дипломатических отношений с ней и династических браков. (862 год – Кирилл и Мефодий составили азбуку славянскую, кириллицу, и перевили на славянский язык богослужебные книги);

3. Наличие христианства в соседних государствах;

4. Личностный фактор, сила влияния князя Владимира.

V станция: Крещение киевлян.

(Кинофильм «Крещение Руси»)

Как же проходило крещение Руси?

Владимир на реке Почайне крестил киевлян. Деревянные идолы безжалостно уничтожались. Вот как описывается эта процедура: «Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с недовольным видом. Они не понимали, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя. Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодкой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам диких коней, и они умчали его далеко в поле».

В «Повести временных лет» приводится еще один пример о крещении:

«Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ».

Где и как крестили киевлян? Как поступил князь с идолами? Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

VI станция: Последствия крещения Руси.

И сейчас нам предстоит определить результаты и значение этого важного события. Перед вами схема, с ее помощью давайте подведем итог: значение принятия христианства.

Задание учащимся: Перечислите и объясните историческое значение принятия христианства.

Работа с тестами.

Домашнее задание: параграф № 5, записи в тетрадях, выполнить тестовые задания.

В процессе изучения культуры на разных на разных этапах общественного развития использую культурологический подход к вопросу о религии. Так, на уроке «Быт и образ жизни в городе и деревне во 2-й половине XIX века» обязательно рассказываю о строительстве храма в с.Петровское в 1895 году, использую воспоминания старожилов о том, как собирали деньги на строительство, как строили.

При изучении темы «Россия и СССР в 20-е-30-е годы» рассказываю, как новая власть стремилась подчинить себе Русскую православную церковь. Учащиеся готовят сообщения о патриархе Тихоне.

Томившийся с 1922 года в заключении патриарх Тихон опубликовал в июле 1923 года обращение к епископату, духовенству и мирянам, где призвал паству «являть примеры повиновения существующей гражданской власти, в согласии с заповедями Божьими». После смерти Тихона в 1925 году избрания нового патриарха большевики не допустили. В июле 1927 года местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий подписал специальную церковную «Декларацию», где потребовал от священнослужителей, не принявших новый уклад жизни, незамедлительно отойти от церковных дел.

По материалам газет «Вестник Подмосковья» ребята готовят сообщения о Шатурских великомучениках священнослужителях. 33 священнослужителя в те годы были расстреляны.

Отдельным вопросом на уроках темы «Великая Отечественная война» выделяю «Роль православной церкви в годы войны». Главная цель – показать, как церковь благословляла защитников, пробуждала в народе искренний патриотизм. В армии вводились погоны, учреждались гвардии и ордена с именами славных предков, включая святого князя Александра Невского. Затихают многолетние гонения на Русскую православную церковь, где службу несли лишь семь епископов и несколько сот священников. 4 сентября 1943 года в Кремле И.В. Сталин принял патриаршего местоблюстителя Сергия. Высказав одобрение патриотической позиции духовенства и верующих, Сталин позволил провести выборы Патриарха Московского и Всея Руси и образовать Святейший синод. 8 сентября Сергий был избран патриархом. Вскоре открылось и несколько богословских учебных заведений.

На уроках обществознания обобщаются знания о христианской вере, продолжается формирование толерантного отношения к людям, исповедующим иную религию.

Учащиеся должны знать, что:

— слово «вера» имеет разные смысловые оттенки;

— религиозное верование – это внутренняя убежденность в существовании высшей силы, Бога;

— религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни, одним из возможных мировоззрений;

— во Всеобщей декларации прав человека (ст.18) в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.18) наиболее полно отражено содержание права на свободу совести.

Учащиеся должны понимать, что такое:

свобода совести, религия, вера, атеизм, мировоззрение.

Урок начинается с круговой беседы «Что мы понимаем под «свободой совести»?»

Задание: Подумайте, что имели в виду создатели Всеобщей декларации прав человека, конституций большинства стран, когда говорили о свободе мысли и свободе совести.

Разве может быть мысль не свободной? Как можно воздействовать на мысли, следить, наказывать? Что вы вкладываете в понятие «свобода совести»? Означает ли это, что человек имеет право быть «бессовестным»? Что такое совесть? Чем отличается свобода совести от «свободы делать все, что хочется», то есть отделить мысли, взгляды человека от его поступков.

Задание: Проанализируйте высказывания.

1) Л.Н. Толстой считал, что Бог есть идея, Бог есть любовь, но церковная обрядовость – это остатки идолопоклонничества, которые он высмеивал и отвергал. При всей неопределенности его конкретных представлений о Боге он признавал моральные догматы учения.

Что значит верующий человек? Можно ли Л.Н. Толстого считать человеком верующим? Ответ аргументируйте.

2) В своих «Воспоминаниях» А.Д. Сахаров писал: «Я не знаю в глубине, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви… В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и его законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

Как вы думаете, противоречат ли размышления А.Д. Сахарова суждениям о наличии у верующих особого склада? Ваше личное отношение к позиции А.Д. Сахарова.

На уроках «Духовное краеведение Подмосковья» мы изучаем основные термины и понятия православной культуры: иконописи, архитектуры, одежды священнослужителей, православной литературы. Этот предмет сложный, вызывает много противоречий и тем не менее он очень нужен. Когда мы читали на уроке отрывки из «Домостроя», ребята слушали с интересом, обсуждали, некоторые даже брали домой почитать. Это настоящий учебник по формированию нравственности. Вот что написано в предисловии: «Как любить Бога всею душою, и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе. Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку4, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать. Учить мужу свою жену, как Богу угодить и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самому трудиться. Как хозяину запасы напитков держать для себя и для гостя и как приготовить их для посторонних».

Тема христианства, православия поднимается и во внеклассной работе. Например, «День народного единства» я всегда связываю с Днем иконы Казанской Божией Матери, проводили викторину по истории Русской православной церкви. На классном часе, посвященном году Семьи, «Семья Николая II», был специальный вопрос о любви и уважении к церкви, к православной вере.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector