Доклад; quot; Культура безопасности жизнедеятельности; quot; Материал по ОБЖ (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Доклад; quot; Культура безопасности жизнедеятельности; quot; Материал по ОБЖ (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Доклад; quot; Культура безопасности жизнедеятельности; quot; Материал по ОБЖ (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Доклад на тему «Культура безопасности жизнедеятельности » с примерами из опыта работы

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
kultura_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.docx 29.65 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Цель культуры безопасности — безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности — носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства — формирование массовой культуры безопасности.

Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Высший уровень формирования КБЖ — общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности — социальные и государственные ценности и приоритеты.

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти: МЧС России, Минобрнауки РФ, МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго.

Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост — чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и как его продолжения курса «Безопасности жизнедеятельности» в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).

Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых — формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).

С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся:

  • снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
  • постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
  • убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
  • воспитание сознательного отношения к безопасности;
  • популяризация новых средств обеспечения безопасности;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
  • создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков.

  1. Какое значение имеет нравственное поведение человека в противодействии влиянию идеологии терроризма и экстремизма?
  2. Какие факторы способствуют формированию неприятия террористических взглядов и действий?
  3. Какие нравственные ориентиры способствуют неприятию террористических взглядов и действий?

Культура безопасности жизнедеятельности – это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасностей во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности – это собственно часть общей культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части – культуре безопасности жизнедеятельности.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:

  • привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;
  • сохранение и сбережение природной среды;
  • развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;
  • привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;
  • мотивирование безопасной деятельности;
  • развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;
  • привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;
  • соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств.

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

  1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?
  2. Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма нужно формировать на индивидуальном уровне?

Профилактика террористической деятельности

Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформировать у себя ряд убеждений:

  • терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
  • любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание(подчеркнуть, что террористическая и экстремистская деятельность уголовно наказуема (ст. 205-211, 277, 282 УК РФ));
  • телефонный терроризм уголовно наказуем (ст. 207 УК РФ);
  • любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности – надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

В нашей школе в День солидарности в борьбе с терроризмом 03.09.2014 были проведены мероприятия, воспитывающие в обучающихся непримиримое отношение к проявлениям терроризма и экстремизма в современном обществе (видеоуроки «Трагедия Беслана – 10 лет», «Терроризм – глобальная угроза современности», «Школьный дневник Беслана», «Беслан. Трагедия страны», презентации «Трагедия в Беслане – наша общая боль», «Нет террору!», «Стрельба на улице», «Захват автобуса террористами», лекции «Правила безопасного поведения при угрозе теракта», «Правила безопасного поведения при захвате в заложники», «Правила безопасного поведения при захвате террористами самолета», «Правила безопасного поведения при захвате террористами морского или речного судна»).

На уроках ОБЖ рассматриваются такие необходимые в повседневной жизни темы и вопросы, как безопасное поведение в различных экстремальных ситуациях, ПДД, пожарная безопасность, правила безопасного поведения и оказание помощи терпящим бедствие на воде, оказание ПМП. На уроках применяются как привычные средства, так и мультимедийное оборудование. Например, при изучении темы по оказанию первой мед.помощи кроме аптечки используется робот-тренажер «Гоша», предназначенный для обучения навыкам искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Также проводятся практические занятия при изучении пожарной безопасности – использование огнетушителя и эвакуация при пожарной тревоге.

В нашей школе при проведении Дня защиты детей (ДЗД) проводится ряд мероприятий, направленных на формирование необходимых навыков в условиях возникновения непредвиденных и чрезвычайных ситуаций: проводится обучение правилам пользования противогазом, защитными костюмами Л-1 и ОЗК, обучение навыкам искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца с использованием робота-тренажера «Гоша», поводятся тренировочные занятия по действиям в условиях ЧС техногенного характера (действия при выбросе тяжелых и легких СДЯВ), а также полная эвакуация личного состава МОУ из здания школы.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector