Доклад; quot; Новые информационные технологии; quot

Доклад; quot; Новые информационные технологии; quot

Доклад; quot; Новые информационные технологии; quot
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Реализация основных задач в информационной технологии.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
papka_kl.rukovoditelya.docx 27.29 КБ

Предварительный просмотр:

XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а где есть тезис ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь – и делаю . На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать . Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть».В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение.

Реализация этой цели требует выполнения основных задач :

1. Обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.

2. Формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.

3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

В последние годы наибольшие изменения претерпевает начальное образование как фундамент для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей обучения, о которых говорилось выше.

В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных в нашей школе педагогических технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем и практикой:

1. Дифференцированное обучение .

В современной дидактике дифференциация обучения — это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

В начальном звене нашей школы № 39 существует дифференциация по уровню обучаемости. При поступлении в первый класс практически все будущие ученики проходят собеседование. Учителя начальных классов и психолог определяют уровень готовности ребенка к обучению в школе: оценивается степень психосоциальной зрелости, уровень развития мышления, речи. памяти, восприятия и т.п. Более подготовленные и способные дети отбираются в «Л» и «Ю» классы, дети со средними и низкими способностями в общеобразовательные классы «А» и «Б». И вот тут уже начинается разноуровневое обучение: в более сильных классах дети учатся по развивающей программе « Школа 2100…», а в общеобразовательных классах в основном опираются на базовые традиционные системы обучения. К сожалению, в среднем звене это начинание не получает продолжения, а самые сильные ученики переходят в профильные школы с тем или иным уклоном.

Нельзя не отметить внутреннюю дифференциацию, которая учитывает типологические особенности учащихся и осуществляется практически на каждом уроке во всех начальных классах. Чаще всего она осуществляется внутри класса и носит временный характер, в зависимости от результатов учебной деятельности. По всей вероятности именно индивидуальный подход является причиной того, что в начальном звене практически отсутствуют неуспевающие дети.

Способы внутренней дифференциации:

 содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

 содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

 задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомога тельный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);

 используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

 предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложен ных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

Практика работы средней общеобразовательной школы №39 города Чебокса ры показывает, что наиболее эффективной является системно-целевая дифференциация обучения.

Системно-целевая дифференциация обучения — это такая система обучения, которая интегрирует внешнюю и внутреннюю дифференциацию обучения на ос нове целенаправленного и систематического отбора целей, содержания форм, ме тодов и средств обучения, адаптирующихся к типологическим особенностям лич ности учащихся.

1. Игровые технологии

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно- познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирую щей, ее соотношения с реальностью

В арсенале педагогики началь ной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у де тей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю дательность, укрепляющие волю.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Помимо этого успешно применяется деловая игра в 3-4 классах для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитии творческих способностей, формирования общеучебных навыков.

2. Метод проектов.

В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему. Проектная деятельность-новое направление педагогических технологий, но первые шаги уже сделаны Завадской К.Н.

3. Компьютерные технологии.

В начальной школе в соответствии со стандартами образования компьютерная технология используется как проникающая (по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

 Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

 Подготовка личности «информационного общества».

 Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

 Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форма лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими программ ными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телеком муникационной сети.

Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск ин формации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Успешно применяют на своих уроках компьютерные технологии Завадская К. Н., Алексеева Е.Н.

4. Групповые технологии

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих акцентов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

1. Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задании.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

2. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
и) Подведение итогов группового задания.

з) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе; и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др. Часто в своей работе применяют групповые формы Василенко Т.Г., Косолапова М.А.При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету — это хорошо успева ющие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении

2. Проблемное обучение

Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

 учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

 сталкивает противоречия практической деятельности;

 излагает различные точки зрения на одни и тот же вопрос;

 предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций ;

 побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы ;

 ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,);

 определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

 ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские задания, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.Хорошо владеет этой технологией Алексеева Г.А.

3. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе .

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

o интегрированные уроки , основанные на межпредметных связях;

o уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

o уроки, основанные на формах , жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

o уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок доброты, урок-презентация

o уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, панорама, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал;

o уроки с использованием фантазии : урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

o уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия и прошлое,

o путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

o перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки». «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.

4. Технология развивающего обучения на основе программы «Школа 2100…»

Основные дидактические принципы:

1. Принцип деятельности.

2. Принцип целостного представления о мире.

3. Принцип непрерывности.

4. Принцип минимакса.

5. Принцип психологической комфортности.

6. Принцип вариативности.

7. Принцип креативности.

Эту систему дидактических принципов можно назвать вариативным личностно-деятельным подходом. Его осуществление в рамках начального обучения возможно благодаря применению новейших педагогических технологий , соответствующих возрастным особенностям учащихся. В системе развивающего обучения использование новых технологий должно отбираться не эмпирически, а на основе системного подхода с позиций новой дидактики образования.

Наиболее оптимальные формы обучения :

1. Коллективный диалог- основной инструмент организации учебно-познавательной деятельности учеников. Именно через коллективный диалог осуществляется обмен информацией, общение « учитель-ученик», при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации.

2. Групповой метод формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на на коллективный диалог, вычленяет среди учеников группы по степени усвоения материала и простраивает для каждой группы оптимальный путь достижения минимакса, при котором неизменным остается ядро требуемых знаний, а а максимальность знаний наращиваеся в ходе группового, коллективного поиска истины.

3. На основе креативного метода происходит закрепление знаний. Умений и навыков. Задания творческого характера, в которых учащийся не просто воспроизводит установленные алгоритмы действий, а вносит качественно новые, созданные им самим элементы, расширяют возможности владения теми или иными учебными материалами.

4. Эвристический метод способствует готовности мышления к выработке и обработке общих понятий, к соотнесению единичного и общего, выявлению закономерностей тех или иных процессов. Этот метод, при котором поиск истины — не самоцель, а средство достижения личностной причастности, самореализации, являющейся залогом саморазвития ученика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб.

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо.

Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, — снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Мультимедийный урок може.

Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему.

Технические средства обучения избавляют учителя от необходимости многократно повторять физические упражнения, позволяют продемонстрировать образцовое выполнение движений.

Доклад «Использование информационных технологий в начальной школе».

Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector