«Премудрый пескарь» — сатирическая сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, опубликованная в 1883 году в цикле «Сказки для детей изрядного возраста».
Содержание
Краткий пересказ
«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные»
. Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба»
. Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности: крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей: еще его отец однажды чуть в уху не угодил. Но он оказался слишком мал для ухи, и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху.
Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал»
. Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.
Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы полголовы «высунулось»
. Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»
Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились»
, поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить»
.
Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»
. Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.
«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать»
.
Перед смертью, лёжа в своей норе, он вдруг подумал: если бы все пескари жили, как он, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Ведь для продолжения рода семья нужна, а члены этой семьи должны быть здоровы, бодры и сыты, жить в родной стихии, а не в тёмной норе, дружить и хорошие качества друг у друга перенимать. А пескари, дрожащие в норах, для общества бесполезны: «даром место занимают да корм едят».
Пескарь отчётливо осознал всё это, ему захотелось вылезти из норы и гордо проплыть по всей реке, но, не успев подумать об этом, он испугался и продолжил помирать: «жил — дрожал, и умирал — дрожал».
Пронеслась перед пескарём вся его жизнь, и понял он, что не было в ней никаких радостей, никому он не помог, не утешил, не защитил, доброго совета не дал, никто не знает о нём и не вспомнит его после смерти. Вот и теперь умирает он в тёмной, холодной норе, а мимо проплывают рыбы и ни одна не придёт спросить, как же этот премудрый пескарь умудрился столько прожить. Да и называют его не премудрым, а остолопом и дураком.
Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он выиграл в лотерею двести тысяч, да еще и «вырос на целых поларшина и сам теперь щук глотает»
. Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно, его щука заглотила, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»
.
Анализ сказки
К образу пескаря Щедрин обращался еще задолго до появления этой сказки. Изображение чиновников-осетров и чиновников-пескарей можно встретить в “Губернских очерках”. Сказка “Премудрый пискарь” затрагивает проблемы “среднего класса”, интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Характеризуя пескаря, автор язвительно вводит слово “премудрый”. Приставка “пре-” выступает в значении приставки “пере-”: пескарь перемудрил. И уже в названии произведения читатель слышит авторскую иронию.
В экспозиции этой сказки Щедрин использует мотив отцовского наставления (вспомните заветы отцов, данные Молчалину, Чичикову). Напоминает ли завет старого пескаря “Пуще всего берегись уды” принципы “угождать всем” и “беречь копейку”? Отчасти. Их сближает тезис, лежащий в основе наставлений, — “прежде всего помни о себе”. Но завет пескаря-отца не столь агрессивен, нежели отцовские поучения, данные героям Грибоедова и Гоголя. Он отражает основную направленность обывательской философии, выраженной поговоркой вяленой воблы из одноименной сказки “уши выше лба не растут”. Пескарь проповедует принципы самосохранения и невмешательства в окружающую жизнь.
Щедрин соединяет в сказке сразу несколько повествовательных планов: реально-исторический (упоминание об умеренном либерализме и просвещенности пескаря), бытовой (описание подробностей повседневного существования его героя) и фантастический. Это позволяет решить многие художественные задачи, обусловленные особенностями сатирической типизации.
Финал сказки является логическим завершением развития действия. Конец пескаря неизвестен. И нет смысла искать ответ на вопрос, что с ним случилось. Герой поставил перед собой задачу прожить так, “чтоб никто не заметил”. И если в начале истории рыбы осуждали его, называя “остолопом”, “дураком”, “срамцом” и т.п., то потом они перестали его “замечать”. Его “не замеченное” никем исчезновение является закономерным итогом всей его жизни, к концу которой он осознал бессмысленность своего существования, но был бессилен что-либо изменить.
Вопросы ЕГЭ
1) Укажите жанр, к которому сам автор отнёс произведение «Премудрый пискарь».
Ответ: сказка
2)«Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный…» Как называется скрытая насмешка, «спрятанная» за внешней благожелательностью?
Ответ: сарказм
3) Укажите термин, обозначающий мелкую подробность, имеющую важное значение в произведении (например, «особая» нора, укрывающая пискаря от врагов).
Ответ: деталь