Стихи Орешина — подборка стихотворений

Стихи Орешина — подборка стихотворений

Стихи Орешина — подборка стихотворений
СОДЕРЖАНИЕ
0
09 мая 2021

Поэтизация природы, сельского быта в книгах «Ржаное солнце» (1923), «Соломенная плаха» (1925), «Родник» (1927), «Откровенная лира» (1928). Поэмы на историко-революционные темы, автобиографическая проза. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Содержание

Стихи (15):

«Строительству не видно берегов»

«Обветренное тело»

Женщина

Элегия

Земля родная

Сергей Есенин

Привычка

Журавлиная

Стальной соловей

Морока

Кровавые следы

«Если есть на этом белом свете»

«Свой крестный путь превозмогая»

Тятька

Письмо с позиций

Женщина

Элегия

Земля родная

Сергей Есенин

Привычка

Журавлиная

Стальной соловей

Морока

Кровавые следы

Тятька

Письмо с позиций

Биография

Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку, и это обстоятельство сделало его приказчиком на всю жизнь. Мать, Агафья Петровна, от нищеты шила на базар ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Петр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-хклассную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии,но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Печататься начал в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике» в 1911.

В 1913 Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами. Известен факт унизительного наказания рядового Орешина. За чтение солдатам вольнолюбивых стихов Некрасова его заставили несколько суток стоять под ружьём с грузом кирпичей за спиной.

В 1918 Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин . Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина , Клычкова , Клюева . Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 20-е гг. поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандисткую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

Орешин разделил общую трагическую судьбу крестьянских поэтов. Он был репрессирован и погиб.

ОРЕШИН, Пётр Васильевич [16(28).VII.1887, Саратов, — 15.III.1938] — русский советский поэт. Отец Орешина был приказчиком, мать швеёй. Окончил три класса 4-классной городской школы. Начал печататься в 1911. В первую мировую войну — солдат в действующей армии. Стихи этого периода выражают отвращение к «алой бойне». Орешин — участник альманаха «Скифы» (1918). Первая книга стихов «Зарево» (1918) положительно отмечена С. Есениным . Орешин написал несколько статей и воспоминаний о Есенине (1926-27). Был одним из инициаторов создания секции крестьянских писателей при Московском Пролеткульте. В 1925 избран членом правления Всероссийского союза поэтов. Сотрудничал в газетах и журналах. Всего вышло свыше пятидесяти книг Орешина, в т. ч. 4-томное собр. стихов: «Ржаное солнце» (т. 1, 1923), «Соломенная плаха» (т. 2, 1925), «Родник» (т. 3, 1927), «Откровенная лира» (т. 4, 1928). Будучи в основном бытописателем деревни, Орешин не ограничивался крестьянской тематикой. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Учитель Чиж» , «Милиционер Люкша» он стремился создать образ героя революционной эпохи. Поэмы «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «9-е января» , «Чапаев» посвящены историко-революционным темам. В некоторых стихах Орешина содержится противопоставление деревни городу. С победой колхозного строя эти мотивы исчезают. Поэзия Орешина опиралась на традиции А. В. Кольцова и И. С. Никитина . Для него характерна былинно-песенная стилизация, тяготение к сказке, но при этом — несколько рассудочный, нравоучительный тон. Лучшие стихи Орешина привлекают поэтизацией родной природы, деревенского быта.

Меньше места в творчестве Орешина занимает проза. Повесть-хроника «Людишки» (1927) посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейцами за строительство новой деревни. Многие произведения Орешина автобиографичны. В повести «Злая жизнь» (1931) рассказано о жизни молодого человека, выходца из полупролетарской семьи в условиях капиталистического общества. В 1938 Орешин был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Соч.: Красная Русь, М., 1918; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл?, М. — Л., 1924; Вторая трава, М., 1933; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. В. Сидорина], М., 1958; Повести и рассказы, М., 1960 (Биографич. справка); Стихи. [Послесл. К. П. Орешина], Саратов, 1964.

Лит.: Гусман Б., 100 поэтов. Лит. портреты, [Тверь], 1923; Евгеньев-Максимов В., Очерк истории новейшей рус. лит-ры, М. — Л., 1925; Селивановский А., Живой мир и бутафория, «Мол. гвардия», 1928, № 9; Зенкевич М. , «Родник». [Рец.], «Печать и революция», 1928, № 4; Владиславлев И. В., Лит-ра великого десятилетия, т. 1, М., 1928; Самосюк Г. Ф., П. В. Орешин, в кн.: Рус. писатели в саратовском Поволжье, Саратов, 1964, с. 222-32.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 5. — М.: Советская энциклопедия, 1968

ОРЕШИН Пётр Васильевич [1887-] — современный поэт и прозаик. Родился в крестьянской семье. Начал печататься с 1913. Стихи, посвящённые войне ( «Смертонос» , «Проклятая война» , «Отчего не рыдают камни?» , «Завтра» и др.), направлены против «алой бойни», но в них нет осознания причин империалистической войны и революционных средств борьбы с ней: растерянность, чувство обречённости, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Орешина. В дореволюционных стихах Орешин часто разрабатывал тему «голодного, болезного села», «безысходного горя» трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы Орешина исчерпываются стремлением к сытому «крестьянскому раю». В канун пролетарской революции творчество Орешина — преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства ( «Волчья жизнь» , «Зверюга» и др.), идеализация стихийной «могучей» силы «русского мужика» — характерны для раннего Орешина. Социалистического характера Октябрьского переворота Орешин не понял. В период 1917-1921 Орешин отражал события гражданской войны ( «На пашне» , «Трудовая» и отчасти поэма «Крестный путь» ) с позиций трудящегося крестьянства.

В период 1923-1928 Орешин кроме стихов дал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр — поэмы. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Милиционер Люкша» , «Учитель Чиж» , «Васька» и других Орешин пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «Матрос Иван» , «9-ое января» Орешин изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлечённо-моральным противопоставлением «добра» и «зла». Целый ряд стихов как будто бы говорит о включении Орешина в число революционных писателей современности, но при переходе страны к периоду реконструкции, в условиях жёстокого сопротивления классового врага, творчество Орешина начало отражать кулацкие настроения: противопоставление города деревне, оплакивание «злой судьбы» поэта в советской действительности ( «У памятника Пушкину» , «Трагедия» , «Василёк» ), страх и сопротивление индустриальной культуре социалистического города («Как ярый спрут, ползёт по свету Слепая мертвенная сталь. Ужели Вам, как мне, поэту, Цветка измятого не жаль» и т. п.) — характерны для его книги «Откровенная лира». Пробует Орешин сочувственно изображать колхозную действительность, однако дает её поверхностно, во внешних деталях, впадая в сусальность.

Стихи Орешина страдают растянутостью, язык не отличается яркостью, сельские пейзажи монотонны. Орешин прибегает иногда к изобразительным средствам песенно-былинной поэзии, использует атрибуты религиозно-церковного быта, сближаясь с Клюевым , но лишён яркого своеобразия и силы последнего.

Проза в творчестве Орешина занимает меньшее по сравнению с поэзией место («Ничего не было», 1926; «Жизнь учит», 1928, и «Злая жизнь», 1931). В прозе Орешин даёт воспоминания о детстве и юности. «Злая жизнь» рисует эпизоды из жизни подростка — выходца из полупролетарской среды — в условиях капитализма, причём дано разоблачение купеческого хищничества, «накопительства». Хроника «Людишки» [1927] посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой, главным образом, в разрезе бытовых изменений. Проза Орешина перегружена мелочно-бытовыми моментами, повторением однотипных ситуаций, отличается композиционной рыхлостью.

Библиография: I. Поэзия: Зарево, изд. «Революционный социализм», М., 1918; Красная Русь, изд. ВЦИК, М., 1918; Алый храм, Гиз, М., 1922; Микула, Поэма, изд. «Красная новь», М., 1922; Ржаное солнце, т. I, Гиз, М. — П., 1923; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл? Москва, 1924 (агитагропропаганда); Соломенная плаха, Стихи, т. II, Гиз, М. — Л., 1925; Родник, Стихи, т. III, Гиз, М. — Л., 1927; Откровенная лира, Стихи, т. IV, изд. «Федерация», М., 1928; Вторая трава, изд. «Московского т-ва писателей», М., 1933. Проза: Человек на льдине и др. рассказы, изд. «Красная новь», М., 1922; Корявый, Рассказы, Гиз, М., 1922; Снегурочка, Сказка, Гиз, М. — Л., 1924 (для детей); В полях, Очерки, изд. «Красная новь», М., 1924; Ничего не было, Повесть, Гиз, М., 1926 (изд. 2-е, 1928); Красный бор, Повесть для детей, Гиз, М., 1927; Людишки, Повесть, Гиз, М. — Л., 1927; Жизнь учит, Повесть, Гиз, Москва — Ленинград, 1928; Человек на льдине, Гиз, Москва — Ленинград, 1931 (для детей); Злая жизнь, Повесть, изд. «Московское т-во писателей», Москва, 1931.

II. Викт. Г., Железная сказка, где царствует Авиахим, «На литературном посту», 1929, XIX; Трифонов Н., Кулацкий методолог на страницах «Литературной газеты», там же, 1930, XVII; Бескин О., Певец кулацкой деревни, «Земля советская», 1930, III.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929-1939

Орешин Петр Васильевич

Орешин Петр Васильевич [16 июля 1887 — 15 марта 1938] — русский поэт и прозаик. Сын приказчика мануфактурной лавки и швеи, из-за бедности не смог закончить 4-классную школу. Подолгу жил у деда-крестьянина в селе Галахово Саратовской губернии (сбегал от отца, не желая становиться подручным в лавке).

Увлекался чтением русской классики; с 1911 г. стал публиковать собственные стихи в саратовских газетах. В 1913 г. переехал в Петербург, устроился работать на железную дорогу, но искал путей в литературный мир. При поддержке Иванова-Разумника (который вел литературно-критический отдел в журнале «Заветы» и охотно печатал новокрестьянских поэтов) несколько стихотворений Орешина появляются на страницах столичной прессы.

Стихи, посвященные войне («Смертонос», «Проклятая война», «Отчего не рыдают камни?», «Завтра» и др.), направлены против «алой бойни»: растерянность, чувство обреченности, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Петра Орешина. В дореволюционных стихах Орешин часто разрабатывал тему «голодного, болезного села», «безысходного горя» трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы Орешина исчерпываются стремлением к сытому «крестьянскому раю».

В 1916 Петр Орешин призван в армию, воевал простым солдатом, был награжден двумя Георгиевскими крестами, но в стихах все это время отчетливо звучали антивоенные мотивы. В канун пролетарской революции творчество Орешина — преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства («Волчья жизнь», «Зверюга» и др.), идеализация стихийной «могучей» силы «русского мужика» — характерны для его стихов. Революцию встретил восторженно; в 1918 г. издал первый сборник стихов «Зарево» (его похвалил С. Есенин). В период 1917-1921 Орешин отражал события гражданской войны («На пашне», «Трудовая» и отчасти поэма «Крестный путь») с позиций трудящегося крестьянства.

В 1919-1921 гг. Орешин жил в Саратове, регулярно издавал в Саратове и Москве книжки стихов и прозы («Дулейка», 1919; «Мы», 1921; «Голод», 1921; «Алый храм», 1922; «Радуга», «Ржаное солнце», 1923, и др.).

В период 1923-1928 Орешин кроме стихов писал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр — поэмы. В поэмах «Селькор Цыганок», «Милиционер Люкша», «Учитель Чиж», «Васька» и др. Петр Орешин пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах «Окровавленный май», «Вера Засулич», «Распутин», «Матрос Иван», «9-ое января» Орешин изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлеченно-моральным противопоставлением «добра» и «зла». Но постепенно восторженное принятие новых перемен в жизни в реалистически-честных стихах Орешина оборачивается тревогой и разочарованием.

Проза в творчестве Петра Орешина занимает меньшее по сравнению с поэзией место («Ничего не было», 1926; «Жизнь учит», 1928, и «Злая жизнь», 1931). В прозе Орешин дает воспоминания о детстве и юности. «Злая жизнь» рисует эпизоды из жизни подростка — выходца из полупролетарской среды — в условиях капитализма. Хроника «Людишки» [1927] посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой главным образом в разрезе бытовых изменений.

В 1937 г. Петр Орешин был арестован, в начале 1938 — расстрелян.

СТИХИ ПЕТРА ОРЕШИНА

В полях по колосьям — колдующий звон,
Поспел, закачался в туманах загон.

Гадает по звездам старуха изба,
На крыше — солома, на окнах — резьба.

За пламенным лесом толпа деревень,
С плетнем обнимается старый плетень.

Мурлычет над речкой усатая мгла,
С седым камышом разговор повела.

В колодец за пойлом полезло ведро.
Горит за погостом жар-птицы крыло.

Горит переметно у дедовых ног,
А хлеб по полям и зернист и высок.

Жует, как корова, солому серпом
Невидимый дед в терему расписном.

Волосья — лохмотья седых облаков,
Глаза — будто свечки далеких веков.

На третий десяток старуха в гробу:
Поджатые губы и венчик на лбу.

Остался на свете невидимый дед,
В полях недожатых лазоревый свет.

Народу — деревня, а дед за селом
Живет со своим золотым петухом.

А ляжет на стол под божницею дед, —
Погаснет над рожью лазоревый свет.

За меру пшена и моченых краюх
Споет панихиду дружище-петух.

Придет в голубом сарафане весна,
Опять в решете зазвенят семена.

На полке, в божнице — зеленая муть,
Зеленая проседь, — пора отдохнуть:

Под саваном дед безответен и глух,
Без деда зарю кукарекнул петух.

Деревенский учитель

В селеньях, где шумят колосья
И сохнут избы на буграх,
Идет он рожью, льном и просом,
В простой рубашке и в очках.

Прозрачна даль. Туман не застит
Тропы зеленый поворот.
И он идет, влюбленный в счастье,
В лесные зори и в народ.

Раздвинет пальцами спросонка
Камыш зеленый кое-где.
И отразится бороденка
В заколыхавшейся воде.

Туман упал, но мысли ясны,
Они горят, как зорный куст.
Какой-то парень не напрасно
Снял пред учителем картуз.

И ветер треплет кудри эти
Желтее скошенного льна.
На избы темные в рассвете
Заря упала, как волна.

Напрасно старые судачат,
Не им идти в далекий путь.
Веселым смехом глаз ребячьих
Полна учителева грудь.

В очках, он зарослью исконной
Ведет в грядущие века.
Весной через камыш зеленый
Уйдет из берегов река!

Кто любит Родину

Кто любит Родину,
Русскую землю с худыми избами,
Чахлое поле,
Градом побитое?
Кто любит пашню,
Соху двужильную, соху-матушку?
Выйдь только в поле
В страдные дни подневольные.
Сила измызгана,
Потом и кровью исходит силушка,
А избы старые,
И по селу ходят нищие.
Вешнее солнце
В светлой сермяге
Плачет над Русью
Каждое утро росой серебряной.
Кто любит родину?
Ветер-бродяга ответил красному:
— Кто плачет осенью
Над нивой скошеной и снова
Под вешним солнцем
В поле — босой и без шапки —
Идет за сохой, —
Он, лапотный, больше всех любит родину!
Ведь кровью и потом
Облил он, кормилец, каждую глыбу
И каждый рыхлый
И теплый ломоть скорбной земли своей!

Обедня

Подойду я к озеру студёну,
Помолюсь седому в камышах.
Помолюсь на древнюю икону
В голубых над полем облаках.

Затрезвонит озеро обедню,
На камыш налепит вспыхи свеч.
Буду слушать птиц степные бредни,
Птичьи песни помнить и беречь.

Повернусь к заутреннему лесу
И ему поклон отдам земной.
Тростником заплачу я чудесным
Над зеленой в поле целиной.

Лес на пашню голову положит,
Поведет березовой ноздрей.
На долинах с посохом прохожий —
Опояшусь лыковой зарей.

Подниму обветренные длани,
О погибших братьях помолюсь.
Воспою их тяжкие страданья
И твои, моя родная Русь.

Под ремнем опухли в небо плечи,
Под котомкой е новым сбором слой.
На меня, великого предтечу,
Смотрит Русь полей и родников.

Отслужило озеро обедню,
Отзвонили дней колокола.
Над полями выше и победней
Радость наша крылья подняла!

Ржаное солнце

Буду вечно тосковать по дому,
Каждый куст мне памятен и мил.
Белый звон рассыпанных черемух
Навсегда я сердцем полюбил.

Белый цвет невырубленных яблонь
Сыплет снегом мне через плетень.
Много лет душа тряслась и зябла
И хмелела хмелем деревень.

Ты сыграй мне, память, на двухрядке,
Все мы бредим и в бреду идем.
Знойный ветер в хижинном порядке,
Сыплет с крыш соломенным дождем.

Каждый лик суров, как на иконе,
Странник скоро выпросил ночлег.
Но в ржаном далеком перезвоне
Утром сгинет пришлый человек.

Дедов сад плывет за переулок,
Ветви ловят каждую избу.
Много снов черемуха стряхнула
На мою суровую судьбу.

Кровли изб — сугорбость пошехонца,
В этих избах, Русь, заполовей!
Не ржаное ль дедовское солнце
Поднялось над просинью полей?

Солнце — сноп, а под снопом горячим
Звон черемух, странник вдалеке,
И гармонь в веселых пальцах плачет
О простом, о темном мужике.

С обозом

Загуляли над лесом снега,
Задымила деревня морозом,
И несет снеговая пурга,
Заметая следы, за обозом.

Поседел вороной меренок,
Растрепалась кудлатая грива.
Снежный путь бесконечно далек,
А в душе и темно и тоскливо.

Без нужды опояшешь ремнем
Меренку дуговатые ноги.
По колено в снегу, и кругом
Не видать ни пути, ни дороги.

До зари хорошо бы домой.
На столе разварная картошка.
— Нно, воронушка, трогай, родной,
Занесет нас с тобой заворошка!

В поле вихрится ветер-зимач,
За бураном — вечерние зори.
Санный скрип — недоплаканный плач,
Дальний путь — безысходное горе.

Сергей Есенин

Сказка это, чудо ль,
Или это — бред:
Отзвенела удаль
Разудалых лет.

Песня отзвенела
Над родной землей.
Что же ты наделал,
Синеглазый мой?

Отшумело поле,
Пролилась река,
Русское раздолье,
Русская тоска.

Ты играл снегами,
Ты и тут и там
Синими глазами
Улыбался нам.

Кто тебя, кудрявый,
Поманил, позвал?
Пир земной со славой
Ты отпировал.

Было это, нет ли,
Сам не знаю я.
Задушила петля
В роще соловья.

До беды жалею,
Что далеко был
И петлю на шее
Не перекусил!

Кликну, кликну с горя,
А тебя уж нет.
В черном коленкоре
На столе портрет.

Дождичек весенний
Окропил наш сад.
Песенник Есенин,
Синеглазый брат,

Вековая просинь,
Наша сторона.
Если Пушкин — осень,
Ты у нас — весна!

В мыслях потемнело,
Сердце бьет бедой.
Что же ты наделал,
Раскудрявый мой?!

Страда

Рожь густая недожата,
Осыпается зерно.
Глянешь в небо, через хаты,
Небо в землю влюблено.

Зной палит. В крови ладони.
Рожь, как камень, под серпом.
Руки жнут, а сердце стонет,
Сердце сохнет об одном.

Думы, думы, тяжко с вами,
Серп не держится в руках.
Мил лежит под образами,
Точно колос на полях.

Рожь густая, — не одюжишь
Ни косою, ни серпом.
И поплачешь и потужишь
Над несвязанным снопом.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector