Доклад; quot; Мотивация

Доклад; quot; Мотивация

Доклад; quot; Мотивация
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Доклад » Мотивация. Самореализующие предсказания» был подготовлен к одноименному семинару. Выс ступление определяет силы и значимость предубеждений педогога по отношению к учащимся, их влияния на учебную мотивацию.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
motivatsiya.doc 115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар. Мотивация. Самореализующие предсказания .

Цель: а) определение силы и значимости предубеждений педагога по отношению к учащимся, их влияние на учебную мотивацию; выявление факторов, благоприятствующих и препятствующих мотивации учения в зависимости от возрастной характеристики; б) самодиагностика личности учителя: самый (не)мотивированный ученик.

Как вы яхту назовете, так она и поплывет!

«Золотое» правило педагогики: «вытягивать» положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения – воспоминания.

Повышение мотивации учеников на уроке начинается с оптимистического

Мы часто в кулуарах говорим, что ученики вообще ничего не хотят, что они – тупые, глупые, ленивые и т.д. Запишите для себя несколько цифр. Сколько, как вам кажется, у вас учеников: 1) нежелающих учиться (в %) _________________________________ 2) желающих учиться (в %) ___________________________________________ 3) на сколько процентов вас понимают ученики? ___________________________________ 4) охарактеризуйте несколькими словами большинство ваших учеников ____________________

Это самосрабатывающее пророчество или самореализующий прогноз. Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мы уверены: 1. Дети приходят в школу, чтобы учиться, значит … 2. Дети должны хотеть учиться, но … 3. Многие не хотят и не учатся. Отсюда констатируется низкая учебная мотивация. Какую она играет роль, показывают исследования со студентами – первокурсниками педагогического вуза. В эксперименте участвовали две группы: 1 – с высокими способностями, но низкой мотивацией; 2 – с невысокими способностями, но высокой мотивацией. По результатам первого семестра оказалось, что их успехи разительным образом отличаются: в 1 группе – очень низкие – пересдача, отсев; во 2 группе – высокие, несмотря на низкие способности. «Хочу» при поддержке преподавателей творит чудеса …

Самодиагностика личности учителя. Предлагается выполнить тест – упражнение «Самый немотивированный ученик»: оцените самого нежелающего, а затем желающего учиться ученика и постройте для них графики. Упражнение «Самый немотивированный ученик в моей жизни». Цель – осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющих предсказаний. Инструкция. Вспомните, пожалуйста, своего самого нежелающего учиться ученика, который казался вам наименее мотивированным к учёбе. Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Теперь вспомните самого желающего учиться ученика, который казался вам наиболее мотивированным к учебе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал. Постройте профили различий между наименее мотивированным и наиболее мотивированным учеником.

Симпатичный Добрый Обязательный Умный Увлеченный Собранный Упрямый Нежный Озабоченный Успешный _______________________________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оказывается, что профиль мотивированного лежит выше профиля немотивированного. Мы можем наблюдать эффект ореола и феномен самоисполняющего предсказания. Эффект ореола – включение положительных черт и качеств в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации),а в представление о человеке, который оценивается низко по важному для нас качеству, — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством. Самоисполняющие предсказания – предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в неосознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашими предубеждениями (учитель для ученика – значимый человек). Немотивированный ученик кажется нам менее симпатичным, менее добрым, менее умным. В каком – то смысле мы ставим на нем крест. Мы сами не замечаем того, как наше предупреждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах… Ученик воспринимает эти сигналы и, даже не осознавая этого, начинает себя вести так, как мы этого от него ожидаем. Это – психологический закон, который был подтвержден экспериментально. Вывод: создайте новый образ этого человека: желающего получать знания по вашему предмету и успешного. И ведите себя по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть. В структуре мотивов выделяют внутренние, пограничные и внешние. Внутренние : 1.получение нового; 2. собственное развитие; 3. Действие вместе с другими и для других. Пограничные : 1. Понимание необходимости учения; 2. Возможность общения; 3.похвала от значимых лиц. Внешние: 1. Вынужденность учебы; 2. Учеба ради лидерства и престижа; 3. Стремление оказаться в центре внимания; 4. Материальное вознаграждение; 5. Избегание неудач.

Это в общем. Рассмотрим более конкретно. Ученик, получивший плохую отметку за контрольную работу, объясняет свою неудачу, как правило, следующими причинами: 1. Недостатком способностей; 2. Невезением; 3. Трудностью задания; И РЕДКО 4. Отсутствием усилий. Вот где причина причин ! По исследованию психологов, это наиболее типичные причины в объяснениях детей. Учитываем ли мы эти объяснения ? Ведь они непосредственно влияют на мотивацию. Тоько ли познавательный интерес (действительно – мощный стимул) играет роль? Ведь когда успех объясняют внутренними факторами (способность и усилие), чувство удовлетворения выше (а стыд и раскаяние при неуспехе сильнее), чем когда считают, что все обусловлено факторами внешними (трудность и невезение). Чтобы не получить «выученную беспомощность», т.е. низкий учебный мотив, нужно знать причины его возникновения и способы выхода из сложившейся ситуации (см. СХЕМУ ). Надо добиться, чтобы ученики осознали эти причины, и ориентироваться на самого ученика. Тогда смысл рекомендации сводится к следующему: Нужно, чтобы школьники объяснили причины своего неуспеха не внешними помехами и не внутренними фактором «низкие способности», а другим внутренним – недостаточность усилий , поскольку эта причина – единственно контролируемая. Вот на это надо воздействовать! Через самореализующееся предсказание! В одном из экспериментов учителя в течение нескольких месяцев любые неуспехи учеников оценивали приблизительно такой формулой: «Ты можешь ответить (выполнить задание) лучше, если приложишь больше усилий». Члены экспериментальной группы по сравнению с неуспевающими учениками контрольной группы достигли больших успехов в показателях тестов умственных способностей, в уменьшении тревожности, переоценивании объяснений причинности неуспеха (способности на усилие). По теории личности Р. де Чармса, человек в любой ситуации ощущает себя либо преимущественно «источником», либо преимущественно «пешкой». Если на человека смотрят как на «источник» ( и соответственно с ним держатся), он сам на себя так же начинает смотреть, сам начинает ощущать себя «причиной всех действий». Но если его напрямую, «в лоб», учить быть «источником», то мы получим именно «пешку», т.е. не следует пытаться непосредственно изменить поведение учеников, прежде всего следует изменить поведение учителя по отношению к учащимся, относиться к ним как к «источникам».

Практический рецепт воплощения.

«Золотое» правило педагогики: вытягивать положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения – воспоминания. Планируя урок (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование) поможет выбрать средства: тон, паузу, шутку в зависимости от ситуации и реакции класса. Вспоминайте хорошее в учениках, избегайте стереотипных отношений к отдельным ребятам. Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении учителя к «плохому ученику» (по А. Леонтьеву): * дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему; * услышав неправильный ответ, не повторяет вопрос, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам; * чаще ругает «плохого» за неправильный ответ; * реже хвалит за верный ответ; * не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого; * реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому»; * общение учителя с «плохим» учеником менее эмоционально-личностно окрашено («Правильно, садись, Чернов», тогда как с «хорошим»: «Правильно, молодец, садись, Вероника!»).

Путь настройки : блокировка отрицательных ощущений, развитие положительных. Вывод : повышение у учеников мотивации на уроке должно начинаться с учителя, его оптимистического прогнозирования.

Ниже указаны факторы, на которые вы можете опираться в развитии мотивации, а также факторы, мешающие учебной мотивации. Они есть, согласно развитию ребёнка, поэтому с ними не надо бороться, их нужно переводить из мешающих в помогающие.

Возрастные особенности мотивации школьников .

Младший школьный возраст. Характеристика возраста. К началу обучения в школе у ребёнка складывается достаточно сильная мотивация к обучению . Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребёнка появляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» — этот уровень знаний и умений, с которыми ребёнок приходит в школу. У современного семилетнего ребёнка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это значительно усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения. (Что способствует мотивации?) 1. Положительное в целом отношение ребёнка к школе; 2.Широта его интересов; Факторы, препятствующие мотивации учения . (Что мешает мотивации?) 1. Ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают; 2. Малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете, и не может этого объяснить; 3. Слабая обобщенность интересов; 4. Все интересы ориентированы чаще всего только на результат учения, но не на способы учебной деятельности.

Средний школьный возраст . Характеристика возраста. В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям . Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребёнка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А.Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребёнок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения. Факторы, благоприятствующие мотивации учения . (Что способствует мотивации?) 1. Потребность во взрослости; 2. Общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми; 3. Стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении; 4. Стремление к самостоятельности; 5. Увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность; 6. Возрастная устойчивость интересов; 7. Развитие специальных способностей. Факторы, препятствующие мотивации учения (Что мешает мотивации?) 1. Подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя; 2. Негативизм в оценках; 3. Внешнее безразличие к оценке и мнению учителя; 4. Отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы; 5. Непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем; 6. Избирательный интерес к учебным предметам; 7. Поверхность и разбросанность интересов; 8. Неустойчивость интересов.

Старший школьный возраст. У старших школьников главным становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов – профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению. Факторы, благоприятствующие мотивации учения . (Что способствует мотивации?) 1. Потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; 2. Становление социальных мотивов гражданского долга; 3. Тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения; 4. Потребность в осознании себя как целостной личности , оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции; 5. Необходимость самоограничения; 6. Становление целеполагания 7. Интерес ко всем формам самообразования; 8. Избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии; 9. Устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих. Факторы, препятствующие мотивации учения . (Что мешает мотивации?) 1. Устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим; 2. Неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно – поисковых форм учебной деятельности; 3. Отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; 4. Сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути; 5. Недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector