Сценарий педсовета в школе в форме философского стола «Творчество учителя»

Сценарий педсовета в школе в форме философского стола «Творчество учителя»

Сценарий педсовета в школе в форме философского стола «Творчество учителя»
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Алёна Макейкина
Сценарий педсовета в школе в форме философского стола «Творчество учителя»

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

– систематизировать теоретические знания по теме «Творчество учителя»;

– определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов;

– выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: философский стол.

М е т о д: «мозговой штурм».

М е т о д и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е:

– видеозапись фрагмента урока учителя литературы;

– памятка «Урок-тренинг как перспективная форма развития творческих умений учащихся».

Э т а п ы п е д а г о г и ч е с к о г о с о в е т а:

1. Информационный.

2. «Философский стол».

3. Практическое обоснование вопросов.

4. Подведение итогов педсовета.

Ход педсовета

1-й этап – информационный.

Т е о р и я в о п р о с а:

Информация заместителя директора по научно-методической работе.

О с н о в н ы е а с п е к т ы и н ф о р м а ц и и:

– дать определение понятию творчество;

– охарактеризовать признаки творческой деятельности;

– классификация групп творческих педагогов;

– результаты диагностики определения уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов в МОУ СОШ №.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический. (М. М. Поташник.)

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет» (Н. Рерих).

С позиции философии т в о р ч е с т в о – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии

с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

Под п с и х о л о г и е й т в о р ч е с т в а понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д.

П е д а г о г и к а т в о р ч е с т в а –наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Ц е л ь п е д а г о г и к и т в о р ч е с т в а – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными п р и з н а к а м и т в о р ч е с т в а, по мнению М. Поташника,являются:

– создание нового или существенное усовершенствование известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества – самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Следовательно, т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь – это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А. И. Кочетов.)

В современных условиях все больше появляется учителей – мастеров своего дела.

В о п р о с участникам педсовета: творчество и мастерство – одно и то же или нет?

М а с т е р – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В п е р в у ю г р у п п у входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности.

В т о р а я г р у п п а – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности.

И, наконец, т р е т ь я г р у п п а – педагоги, создающие систему обучающих технологий.

В ноябре проводилась диагностика определения уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов в нашей школе.

Уровни сформированности опыта

творческой педагогической деятельности (ОТПД) учителя

П е р в ы й у р о в е н ь (т е о р е т и ч е с к и й) предполагает знание о сущности и компонентном составе ОТПД, стремление его развивать и расширять, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.

В т о р о й у р о в е н ь (т е о р е т и к о-п р а к т и ч е с к и й). Педагог не только полностью владеет теорией ОТПД, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, по образцу, известному в педагогической теории и практике. Такой процесс имеет сугубо индивидуальный характер. При этом в силу определенных барьеров, в основном психологических (неуверенность в собственных силах, скованность, излишняя самокритичность и др., творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно. Этот уровень соответствует началу целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности.

Т р е т и й у р о в е н ь (т в о р ч е с к о-р е п р о д у к т и в н ы й) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта с помощью наблюдений, сравнения, анализа и оценки новых педагогических явлений в педагогической деятельности других учителей. Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег, при этом идет активное, целенаправленное обобщение, определение значения наблюдаемых явлений, их эффективности, перспектив использования в собственной педагогической деятельности. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.

Ч е т в е р т ы й у р о в е н ь (н о в а т о р с к и й) предполагает сформированность ОТПД как профессионально-личностного образования. Его отличает стремление учителя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять свой педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами – самыми эффективными, перспективами. У педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному ОТПД.

Все перечисленные уровни связаны между собой, они скорее последовательны, непрерывны, чем дискретны, и поэтому могут иметь промежуточные позиции.

Вместе с тем выбранный нами интеграционный подход к формированию ОТПД предполагает, что каждый предшествующий уровень – подготовительный по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.

Эти уровни целесообразно определять с помощью следующего теста. Каждый вопрос теста позволяет учителям выбрать соответствующий их уровню сформированности ОТПД вариант ответа: они располагаются в соответствии с компонентным составом ОТПД и оцениваются 1, 2, 3 баллами соответственно.

Следовательно,сумма баллов при ответе на вопрос составляет:

от 0 до 6 балов – 1-й уровень (теоретический);

от 6 до 15 баллов – 2-й уровень (перехода к непосредственному формированию ОТПД);

от 15 до 24 баллов – 3-й уровень (начало целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности);

от 24 до 33 баллов – 4-й уровень (новаторско-исследовательский, сформированность ОТПД как профессионально личностно-деятельностного образования).

Диагностика. Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности (ОТПД) учителей

вопросов Предлагаемые варианты ответов

1 Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»? 1) Heт, не могу.

2) Понимаю, но затрудняюсь сформулировать.

3) Для меня это не трудно

2 Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории? 1) Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости.

2) Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета.

3) Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории

3 В своей педагогической деятельности вы 1) часто допускаете теоретические

и практические ошибки;

2) редко ошибаетесь, умеете связать

теорию с практикой;

3) умело применяете полученные

в процессе обучения знания

4 Какого вида педагогическая деятельность преобладает

у вас? 1) В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся

у учащихся знания, умения.

2) Репродуктивная, но с элементами творчества.

3) Творческо-репродуктивная

5 Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально ее проверить? 1) Мне это будет сделать сложно.

3) Да, мне хватает теоретических знаний

и способов практической деятельности

6 Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов? 1) Нет, считаю, что приду ко всему сам (а).

2) Смотря какой педагог, это очень индивидуально.

3) Считаю это обязательным условием

становления профессионализма педагога

7 Встречаясь с интересным педагогическим опытом, вы 1) наблюдали и по возможности оценивали;

2) наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем;

3) наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности

и необходимости применения в своей творческой деятельности

8 В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве? 1) Пока об этом говорить рано.

3) Чувствую в нем постоянную необходимость

9 Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД? 1) Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации.

2) Повышение квалификации – начальный этап формирования ОТПД.

3) Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении

10 Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, статью, диссертацию, т. е. провести собственное педагогическое исследование? 1) Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета.

2) Мне это интересно, смог (ла) бы.

3) Я уже работаю в этом направлении

Вывод. Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний, характерных для творческой деятельности.

2-й этап – «философский стол».

Философский стол проводится методом «мозгового штурма» (коллективной мыследеятельности).

Работа творческих групп осуществляется по предложенным вопросам. Ответы оформляются в виде плакатов на ватмане.

Первая творческая группа.

1) Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?

2) Обоснуйте факторы, способствующие развитию творческой активности.

3) Источники творчества.

Педагогическому творчествублагоприятствуют следующие способности:

– умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть последствия;

– гибкость и нестандартность мышления, комбинирование, реконструирование;

– умение видеть проблемы и противоречия.

Факторы, способствующие творческой активности: система дидактических умений, аналитический подход

к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей, внедрение передового педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.

Источники творчества: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.

Таким образом, творческий педагог обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Вторая творческая группа.

1) Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески?

2) Есть ли они у нас в учреждении?

3) Если нет то, что для этого нужно нам изменить?

Условия для творческого развития:

– нравственно-психологический климат коллектива;

– стимулирование к нестандартным решениям;

– влияние личности руководителя;

– наличие свободного времени.

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески,нужны:

– точность во всем;

– умение слушать критику;

– уверенность в собственных силах;

– способность доводить дело до конца;

– высокий общий уровень развития;

– знание своего дела.

Третья творческая группа.

1) Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?

2) В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставить неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Определить уровень творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга.

Этот тренинг поможет вам определить уровень сформированности репродуктивных или творческих умений учащихся.

Учебное занятие-тренинг как перспективная форма

развития творческих умений учащихся

Цель: определить уровень владения умением самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи).

Предполагается, что учительпри изучении нового материала дает учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:

1. Прочитать текст учебника на страницах. (объем учебного материала – 3 с.).

2. Разработать краткий конспект содержания учебной статьи.

3. Сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи.

4. Дать краткий ответ на свои вопросы.

5. Записать вопросы на карточку.

6. Обменяться карточками с партнером.

7. Ответить на вопросы партнера (письменно).

8. Оценить работу партнера.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся учительвыявляет уровень владения следующими умениями:

1. Отбирать основное содержание учебного материала.

2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.

3. Отбирать материал для конструирования вопросов.

4. Конструировать репродуктивные вопросы.

5. Отвечать на репродуктивные вопросы.

6. Конструировать проблемные вопросы.

7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнера).

8. Оценивать работу партнера.

9. Корректировать работу партнера.

10. Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы.

При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого учащегося и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.

Ф. И. О. учащегося Умения Кол-во баллов % Выводы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ключи к аналитической таблице:

1. Если ребенок владеет умением, он получает 3 балла;

если испытывает затруднения – 2 балла;

если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие, –

если умение не сформировано – 0 баллов.

2.По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе:

30 баллов – идеальный уровень («5»);

27–29 баллов – оптимальный уровень («4»);

20–24 балла – критический уровень («3»).

3. Сумма баллов соотносится с «пятибалльной» оценкой результатов деятельности учащихся.

4. Если у учащегося сформированы умения первой части, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задание для самостоятельной работы репродуктивного характера.

5. Если сформированы умения и первой и второй частей, то учащийся владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.

Учебное занятие-тренинг 1 Учебное занятие-тренинг 2

Игра 1. Кто больше назовет

(Что? Где? Сколько? Когда? Какой) Игра 1. Подбери вопросительные слова творческого характера

(Почему? Докажи что… Каковы причины? Какая взаимосвязь)

Игра 2. Кто больше?

Учитель предлагает сконструировать несколько вопросов с разными вопросительными словами по содержанию текста Игра 2. Кто больше?

Учитель предлагает выписать опорные предложения из текста (5 мин)

на лучшую систему вопросов

Учитель предлагает разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Игра 3. Познавательная задача

Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса.

Участники работают в группах. Вопросы должны охватывать основное содержание, взаимосвязаны между собой, начинаться с разных вопросительных слов Учащимся предлагается найти опорное предложение и сконструировать познавательную задачу, используя вопросительные слова

Игра 4. Вопрос – ответ

Сконструировать 5 вопросов по содержанию учебного материала, разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в тетрадь. Выбрать один вопрос для другой группы Игра 4. Кто быстрее?

Из материала отобрать

3 опорных предложения, взаимосвязанных по содержанию. Сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения задачи. Одну из задач предлагают для решения другой группе

Четвертая творческая группа.

1) Методы и приемы творческой работы. (Примеры из практики.)

2) Формы педагогического творчества:

творческие группы (проблемные, инициативные);

– разработка моделей, схем, рекомендаций по применению методических разработок на практике.

– показ фрагмента урока литературы.

3-й этап – практическое обоснование вопросов.

1) Выступления педагогов, представляющих творческие группы.

4-й этап – подведение итогов педсовета.

1. Оценка деятельности участников педсовета, его результативность.

8 заповедей творческой личности:

· Будь хозяином своей судьбы.

· Достигни успеха в том, что ты любишь.

· Внеси свой вклад в конструктивное дело.

· Строй свои отношения с людьми на доверии.

· Развивай свои творческие способности.

· Культивируй в себе смелость.

· Заботься о своем здоровье.

· Не теряй веру в себя.

2. Принятие решения педсовета. (Работа экспертной группы.)

Родительское собрание в форме круглого стола «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Родительское собрание в форме круглого стола с родителями подготовительной группы «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Подготовила.

Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках» Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей. Задачи: — формирование знаний родителей.

Родительское собрание в форме круглого стола «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Форма проведения: круглый стол Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного.

Родительское собрание в форме круглого стола «Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников» Родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников» Вступительный этап — Добрый.

Родительское собрание в форме круглого стола с мастер-классом «Развитие творческих способностей детей 6–7 лет» Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» в подготовительной.

Родительское собрание в форме круглого стола «Значение семьи в воспитании и развитии ребёнка» Родительское собрание в форме круглого стола «Значение семьи в воспитании и развитии ребёнка». Одной из интepактивных фopм прoведения родительского.

Родительское собрание в форме круглого стола во второй группе раннего развития «Давайте познакомимся» Цель: -Познакомить родителей между собой, научить их партнерским отношениям друг с другом и воспитателями -Дать представление родителям.

Родительское собрания в форме круглого стола «Роль игры в жизни ребенка» Конспект родительского собрания в форме круглого стола на тему «Роль игры в жизни ребенка» (для родителей группы раннего возраста) Воспитатель:.

Сценарий итогового педсовета «Итоги за год и перспективы на следующий год» в форме путешествия Цель педагогического совета – подведение итогов деятельности дошкольного учреждения и результатов работы сотрудников за истекший год. Объединение.

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Социализация и коммуникация детей в игре» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме социализации в игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Без кейворда_4 Сценарии
0 комментариев

Adblock
detector